ЧЕТРА: «Нельзя допустить сталкивание России в технологическое отставание из-за ограничения поставок высокотехнологичного оборудования»
Журнал ЗЕМЛЕРОЙНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

ЧЕТРА: «Нельзя допустить сталкивание России в технологическое отставание из-за ограничения поставок высокотехнологичного оборудования»

СКАЧАТЬ PDF
16 июня 2022
В ходе онлайн-конференции Экскаватор Ру исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов привёл конкретные примеры замещения импортных компонентов отечественными комплектующими или деталями из дружественных стран, а также порассуждал на тему господдержки

Какие производители смогут заменить продукцию ушедших с рынка компаний?

До февраля 2022 года большую долю в премиум-сегменте рынка специальной техники занимали компании из Северной Америки, Европы и Японии. После того, как они сделали заявления о своём уходе, у российских производителей и компаний из других стран появилась возможность заполнить образовавшиеся ниши. В таблице ниже видно, какие игроки рынка, по мнению Владимира Антонова, способны справиться с этой задачей.

 В основном  это производители из России, Беларуси и Китая. В случае с подземной добычей не стоит отбрасывать и Южно-Африканскую Республику: в ЮАР есть хорошие наработки по машинам для добычи полезных ископаемых. Я думаю, что в ближайшее время на российском рынке вполне может появиться как минимум один производитель техники из этой страны, — высказал предположение исполнительный директор компании «ЧЕТРА».

Над импортозамещением комплектующих «ЧЕТРА» работает с 2014 года

Отдельно спикер затронул тему поставок компонентов на российские предприятия: «Мы все испытали давление в том плане, что наши иностранные партнёры прекратили поставки комплектующих либо поставили на паузу исполнение своих обязательств по договорам, но заводы останавливать свои производственные процессы не могут, это недопустимо».

Компания ещё в 2014 году начала разрабатывать стратегию импортозамещения отдельных комплектующих. Позже дополнительным импульсом, подтолкнувшим компанию к разработке мер по страхованию рисков, безусловно, выступила пандемия. Владимир Антонов привёл в пример компанию Bosch, которая либо вовсе не отгружала клиентам необходимые запчасти и оборудование, либо устанавливала неприемлемые для завода-изготовителя сроки. Это привело к тому, что в 2019 году руководством ООО «ЧЕТРА» было принято решение об импортозамещении гидравлики и электрокомпонентов, в частности, контроллера немецкого бренда Bosch.

 При производстве, например, бульдозера ЧЕТРА использовались импортные контроллеры: и навесным оборудованием, и трансмиссией нашей машины управлял контроллер Bosch. Это мы посчитали стратегически неверным, поэтому было принято решение производить указанные компоненты своими силами.

Так, начиная с 2020 года компания оснащает технику контроллерами, произведёнными в сотрудничестве с НПФ АТИ. Программное обеспечение также разработано специалистами «ЧЕТРА».

Такое решение в итоге оказалось очень правильным и своевременным. В 2021 году, когда резко возросли проблемы с логистикой и, в частности, с поставками запчастей, «ЧЕТРА» не испытывала в связи с этим сложностей. Производитель отметил, что в бульдозере ЧЕТРА Т30 (последняя машина с импортным контроллером в линейке компании) контроллер также будет заменён на фирменный аналог.

Что касается двигателей, например, Cummins, которые ранее широко использовались отечественными производителями, то им на замену могут прийти силовые установки Ярославского, Алтайского и Минского моторных заводов. Кроме этого, спикер упомянул о возросшем спросе на двигатели Weichai и Xinchai. В свою очередь, у Турции есть потенциал для наращивания производства и поставок в Россию гидрокомпонентов.

Рассуждая на тему импортозамещения компонентов, В. Антонов подчеркнул:

— Всем производителям настоятельно рекомендуется в конструкторской документации иметь минимум два-три производителя каждой комплектующей, и тогда в случае санкционных действий либо изменения сроков и других параметров, которые влияют на выбор компонентов, будет альтернатива.

В «ЧЕТРА» такую работу провели. Что это дало? Наличие альтернативных производителей компонентов позволило компании в кратчайшие сроки «переобуться» и продолжить наращивать объёмы производства техники. Так, в сравнении с показателями 2021 года уже увеличено количество выпущенных машин на 40–45%: если в прошлом году было отгружено 493 единицы промышленной техники (бульдозеры, трубоукладчики и т.д.), то в этом году планируют выпустить 700 единиц.

Какие меры государства смогут поддержать отрасль?

Рассуждая о мерах господдержки, Владимир Антонов выделил несколько наиболее значимых проблем и возможных решений:

  • Иностранные компании импортируют в РФ машины, но ограничивают поставку высокотехнологичного оборудования (в частности, электроники, двигателей), тем самым «сталкивая Россию в технологическое отставание». По мнению спикера, то, что Минпромторг пока не ввёл санкции против таких компаний, оправданно в краткосрочной перспективе. В долгосрочной это может привести к негативным последствиям для машиностроительной отрасли страны. «Конкуренция должна быть равноправной. Если иностранцы отказываются ввозить на наш рынок некоторые компоненты, то и машины с этими компонентами поставлять не должны», — подчеркнул Владимир Антонов.
  • Сокращение финансирования льготного лизинга в 4 раза весной 2022 года. «В бюджете 2023–2024 гг. эта программа есть, потому будем надеяться, что у Правительства найдутся инструменты и финансы, чтобы поддерживать дорожно-строительную и добывающую отрасли путем удешевления возможности приобретать необходимое для выполнения поставленных задач оборудование», — прокомментировал спикер.

Кроме этого, В. Антонов подчеркнул важность изыскания способов экспорта продукции и поддержки от государства в этом вопросе:

 Мы поставили себе задачу реализовывать за рубеж 30% выпускаемой техники. Последние три года компания шла с опережением этой цели, но в этом году пока не удалось достичь таких показателей. Одна из причин  после начала спецоперации прошло слишком мало времени.

  • На возможность увеличения объёмов экспорта продукции также негативно влияет укрепление курса рубля: доллар за 60–65 рублей приводит к росту стоимости машин в иностранной валюте. В данном случае помощь от государства может выражаться в субсидиях на транспортировку продукции, на программу гарантии обратного выкупа и др.

Также спикер отметил, что необходимы меры поддержки в части создания сервисных центров в дальнем зарубежье, что во многом влияет на объёмы продаж.

Редакция рекомендует:
С увеличенной производительностью. Обзор популярной модели экскаватора Komatsu

Владимир Антонов подчеркнул, что хорошо работает программа предоставления займов ФРП под 1% сроком на 5 лет для модернизации производства.  По словам спикера, ООО «ЧЕТРА» также подала заявку на участие с целью локализовать производство отдельных компонентов.

 Это более чем актуально, т.к. международная модель, когда ты осуществляешь только сборку и испытания изделия, а все ключевые компоненты получаешь от поставщиков, в текущей ситуации является очень рискованной,  указал спикер.

Создание кластера горно-шахтных машин и полнокомплектные ходовые для иностранных бульдозеров. Планы ООО «ЧЕТРА»

В ходе своего выступления исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» поделился планами компании по расширению линейки выпускаемой продукции. Так, производитель рассматривает возможность создания кластера горно-шахтных машин (буровые станки, самосвалы, погрузочно-доставочные машины и проч.). В планах на текущий год — выпустить первую модель.

Что касается основных продуктов бренда — бульдозеров, компания намерена вывести на рынок две модели: супербульдозер Т-50 (эксплуатационной массой свыше 100 тонн) и манёвренный Т-6.

В сегменте компонентов для спецтехники компания продвигает бренд ЧАЗ (ходовые системы, выпускаемые Чебоксарским Агрегатным Заводом). Отметим, что предприятие до недавнего времени было поставщиком гусениц для конвейера Caterpillar. Сейчас принято решение изготавливать полнокомплектные ходовые системы для иностранных бульдозеров.

—  В этом году мы за 4 месяца выросли на 80% по объёму продаж ходовых систем к импортным машинам, в прошлом году у нас наблюдался двукратный рост. Считаем, что ёмкость рынка достаточна, и даже доля российского рынка в 15–25%, которую мы рассчитываем занять, позволит нам построить достаточно серьёзные мощности, практически второй завод, который будет производить ходовые системы для импортных бульдозеров, — резюмировал спикер.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,6
5
1
5
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.