После падения в 2013–2016 годах на протяжении несколько лет у 50 ведущих производителей (смотрите «Жёлтую таблицу 2019») наблюдалось увеличение продаж. В 2019 г. этот тренд продолжился. Однако поскольку мир в настоящее время находится под воздействием последствий COVID-19, в отчёте за следующий год почти наверняка будет говориться о снижении показателей.
Суммарные продажи у компаний из ТОП-50 по итогам прошлого года составили $202,7 млрд, что стало рекордно высоким результатом. Впервые за всё время подготовки рейтинга была превышена отметка в $200 млрд. Рост в сравнении с данными из предыдущего отчёта составил 10% (объем продаж в 2018 г. — $184 млрд). При этом стоит подчеркнуть, что в процентном выражении темпы от года к году замедляются: в «Жёлтой таблице 2017» было зафиксировано увеличение на 25,5%, в рейтинге за 2018 год — на 13,5%.
В случае нормальных условий на рынке, вероятно, в этом году темпы развития продолжили бы замедляться. Однако с учетом ситуации с COVID-19, необходимостью производителей останавливать или сокращать объёмы выпуска продукции и мер властей по самоизоляции населения сегодня не вызывает споров утверждение, что продажи по итогам отчётного периода сократятся. Вопрос, скорее, стоит в том, на сколько. Так, согласно отчёту Caterpillar продажи компании в первом квартале снизились на 27%, Volvo CE сообщила о падении на 17%. Данные о ситуации на российском рынке смотрите в разделе «Аналитика Экскаватор Ру».
Вернёмся к рейтингу этого года. Компания Caterpillar сохранила за собой место на вершине таблицы с объемом продаж $32,8 млрд. Уточнение: в прошлом году по ошибке данные по подразделению горного оборудования Cat не были учтены, в результате общая сумма была занижена. Номер два в списке — Komatsu. Производитель отчитался об устойчивом, хоть и не столь значительном росте.
Эти две компании традиционно занимают первые две позиции в «Жёлтой таблице». Самое же интересное — далее.
В прошлом году компания John Deere поднялась с девятого на третье место. Несмотря на хорошие показатели продаж техники бренда, главной причиной такого весьма впечатляющего роста стало скорее приобретение Wirtgen Group. В рейтинге этого года производитель сохранил за собой третью позицию, но, вполне вероятно, в следующий раз ситуация может поменяться.
Компания John Deere лишь незначительно опередила китайского производителя XCMG, который поднялся с шестого места в прошлом году до четвертого в этом (объём продаж — $11,1 млрд). За XCMG следует ещё один представитель Китая — компания Sany, которая также переместилась на более высокую позицию (с седьмой строчки на пятую). В целом за последние несколько лет китайские производители значительно укрепили свои позиции в рейтинге.
В свою очередь Volvo CE опустилась с пятого на шестое место: в настоящее время шведская компания активно инвестирует в направление компактного электрооборудования, что может стать хорошим заделом на будущее. Второй японской компанией в первой десятке стала Hitachi, которая на этот раз разместилась на седьмой позиции (минус три пункта). За ней следует Liebherr — данный производитель сохранил за собой восьмое место. На девятой строчке — Doosan, на десятой — китайская Zoomlion, продемонстрировавшая впечатляющий рост продаж с $4,3 млрд до $6,2 млрд.
Самым значительным изменением позиций в рейтинге стало перемещение на четыре места. Так, японская Kubota поднялась с 22 на 18 строчку, а немецкий производитель компактного оборудования Wacker Neuson — с 28-й на 24-ю. Самое значительное падение среди китайских компаний было зафиксировано у Lonking, которая поменялась местами с Wacker Neuson.
В «Жёлтой таблице» появился только один новый производитель (а, вернее, вернулся в ТОП-50). Турецкая компания Hidromek снова вошла в рейтинг под номером 50 после того, как в прошлом году оказалась за пределами списка по причине экономического спада в стране и снижения курса турецкой лиры.
В фокусе — страны
Доля производителей из Азии снизилась с 46,7% в «Жёлтой таблице 2019» до 45,4% в текущем отчёте. И это несмотря на улучшение рейтинга отдельных китайских компаний, таких как XCMG, Sany и Zoomlion. В Северной Америке наблюдается небольшой рост (с 25% до 27,8%), чему способствовали сильные результаты Caterpillar, крупнейшего в мире производителя оригинального оборудования. В Европе произошло незначительное сокращение с прошлогоднего показателя — с 27,8% до 26,2%. Данную часть света в первой десятке представляют две компании: Volvo CE на шестом месте и Liebherr на восьмом.
Один из важных моментов, который следует отметить, — присутствие двух китайских производителей в ТОП-5 и трех — в ТОП-10. Ни одна другая страна не имеет такого количества представителей в первой десятке.
Продажи строительного оборудования в Китае увеличились, хотя темпы роста в 2019-м были не такими значительными, как в прошлые годы. При этом крупные китайские производители стали предпринимать еще более активные действия для увеличения своего присутствия за рубежом. В итоге компании из КНР, вошедшие в ТОП-50, отчитались о суммарных продажах в размере чуть менее $36 млрд, что соответствует доле 17,7% от общего объёма (годом ранее — 16%). Отдельно отметим, что Китай всё ещё отстаёт от таких «тяжеловесов», как США и Япония.
Российские производители по-прежнему не входят в число крупнейших в мире. Объявления о продаже оборудования на рынке РФ можно посмотреть в Торговой системе спецтехники.
Обращаем внимание, что представленные цифры — это доходы компаний, включённых в «Жёлтую таблицу». Данная статистика не отражает общие результаты продаж в отдельных регионах или странах.
Прогноз на будущее
Еще до COVID-19 предполагалось, что пик нынешнего цикла развития рынка строительного оборудования пришелся на 2019 год. За последние несколько лет продажи у 50 ведущих мировых производителей значительно выросли, и это было одним из факторов, на основе которого делался такой прогноз. Если результатом 2016 года стала реализация продукции на $130 млрд долларов США, то в 2019 году — на $203 млрд. Даже для отрасли, которая известна своей цикличностью, рост продаж более чем на $70 млрд в течение трёх лет является ошеломляющим. Такой подъём обусловлен рядом факторов: крупномасштабные государственные инфраструктурные проекты, продолжающийся рост на китайском рынке, естественная выработка ресурса оборудования и необходимость его замены, улучшение ситуации на развивающихся рынках, а также в целом выпуск техники хорошего качества и предоставление качественных услуг по послепродажному обслуживанию.
В прошлом году в разделе с прогнозами упоминался ряд политических факторов, влияние которых на итоговые результаты не было до конца понятно: брексит и политика Дональда Трампа. И насколько тривиальными (относительно) они кажутся теперь, после COVID-19. Вопрос, который стоит сейчас, — насколько резко упадут продажи? Ситуация с коронавирусом быстро развивается, и страны в настоящий момент находятся на разных этапах борьбы с пандемией.
Есть надежда, что в последние два квартала 2020 года жизнь может вернуться к норме (в определенной степени). Но спорным остается вопрос, появится ли отложенный спрос на строительную технику или продажи останутся на прежнем уровне даже после запуска бизнес-деятельности. Многое зависит от государственных инвестиций, поскольку объёмы частного финансирования, скорее всего, не изменятся. В то время как крупные инфраструктурные проекты, уже одобренные или находящиеся в стадии реализации, вряд ли будут отменены, объявят ли правительства в разных регионах мира о новых масштабных инвестициях для стимулирования своей экономики? Ответ на этот вопрос поможет определить, насколько сильным будет снижение показателей продаж.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее
Методология
Позиции в «Желтой таблице» основаны на данных о продажах техники в 2019 календарном году в долларах США. Валюты были конвертированы в доллары на основе среднего обменного курса на протяжении 2019 года. Данные были получены изданием International Construction из различных источников, включая отчёты компаний и авторитетные сторонние источники.
В Японии, Индии и ряде других стран пользуются понятием финансовый год, завершающийся 31 марта, что сделало невозможным собрать информацию за календарный 2019 год. В таких случаях были использованы данные о продажах за финансовый год. В некоторых случаях был выполнен примерный подсчёт на основе исторических данных и отраслевых тенденций — данные пункты обозначены в материале двумя звёздочками. Несмотря на все приложенные усилия, чтобы обеспечить точность приведенных данных, редакция журнала International Construction не несёт ответственности за возможные ошибки и опечатки.
Аналитика Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей