- При роботизации и внедрении ИИ ориентироваться надо на полное исключение человека из рабочего процесса.
- В сфере разработок для автоматизации склада мы не отстали от Америки, а где-то даже опережаем.
- Гастарбайтер работает быстрее, чем палетайзер, при этом он обходится пока дешевле и его не надо обслуживать.
Мы поговорили на эти и другие темы с Андреем Ермолиным, генеральным директором компании «Ярус», которая предлагает комплексные IT-решения для автоматизации склада и транспортной логистики.
Источник фото: exkavator.ruАндрей Ермолин, генеральный директор компании «Ярус» на выставке СеМАТ RUSSIA 2024
Рынок WMS-систем из-за конкуренции превратился за последние 10 лет из голубого в красный океан
— Какой тренд сейчас наиболее заметен в вашей сфере?
— По поводу трендов: есть понятие «интерес», есть понятие «спрос». Если говорить об интересах, то это искусственный интеллект, машинное обучение и робототехника. Роботов для складского хозяйства представлено достаточно много, этот рынок развивается, причём вместе с системами управления ими. В том числе и наша WMS-система может интегрироваться с RMS.
А вот со спросом на эту технику сложнее. Приведу пример. Сравним робота, который перемещает палеты в горизонтальном направлении, и оператора самоходной тележки. В первом случае это обычный AGV (Automatic Guided Vehicle) шаттл, который перевозит не более 150 килограммов за один раз, стоимость — от 1,5 миллионов рублей только за сам шаттл при стоимости самоходной тележки в классическом исполнении от 500 000 рублей. Нужен ли он на конкретном складе, если человек (оператор) обойдётся дешевле и без дополнительных затрат на софт и множество ограничений в самом процессе?
Или вот ещё пример в части искусственного интеллекта (машинного обучения): нашим клиентам мы предложили приобрести такие функции в нашей WMS-системе: она будет в автоматическом режиме прогнозировать, когда закончится свободное место в зоне экспедиции или рассчитывать время сборки заказов с применением алгоритмов машинного обучения. В результате опроса выяснилось, что при эффективно работающей WMS-системе эту информацию легко получить благодаря дашбордам и отчётам, и достаточно опытный оператор сам сможет сделать прогноз. Поэтому подобная экспертиза именно для WMS-системы будет не очень-то актуальна, и платить дополнительно за эти функции наши клиенты отказались.
Также стоит понимать, что если мы снизим долю и степень участия человека в управлении процессом на складе, то платить ему придётся всё равно за полную смену. При роботизации и внедрении ИИ ориентироваться надо на случаи полного исключения человека из процесса, либо когда нужна абсолютная точность выполнения операции.
Источник фото: yaruswms.ruВажный вопрос: нужен ли на конкретном складе робот, если человек обойдётся дешевле и без дополнительных затрат на софт
— Как за последние годы изменился спрос на решения по автоматизации склада?
— Рынок насытился, появилась большая конкуренция, систем стало действительно много. Даже есть ощущение, что слишком много для российского рынка. Многие клиенты, которые к нам обращаются, уже используют WMS-систему, но их она чем-то не устраивает, они задают предметные вопросы. А лет 10–15 назад, когда мы только начинали, приходилось рассказывать, что такое терминал сбора данных, как он по Wi-Fi подключается. То есть, я бы сказал, рынок из голубого океана превратился в красный, стал сильно конкурентным и перенасыщенным. В тендере может принимать участие 14 и более поставщиков WMS-систем.
— Потребности российского бизнеса в сфере автоматизации, роботизации, отличаются от того, что сейчас востребовано в Европе и США?
— В Америке последние лет семь бываю регулярно. Был на разных складах, в том числе в фулфилмент-центре Amazon, видел, как они работают. И могу сказать, что мы не отстали, а где-то даже опережаем, если говорить про «среднюю температуру по больнице» и учитывая нашу специфику.
Я по первому образованию программист, инженер (Университет ИТМО, г. СПб.). В начале нулевых, когда на рынке РФ были только западные WMS-системы, мы делали reverse engineering некоторых из них: разбирали западные системы, смотрели и анализировали архитектуру, код и прочее. Качество было посредственное, и в будущем мы убедились в этом — известная федеральная продуктовая сеть ежедневно выполняла полный reboot этой системы (зависала в момент выгрузки волн заказов). Чтобы продолжать работать, они её в итоге заменили.
У нас хорошая математическая школа — как была с советских времен, так и осталась. В общем, не сказал бы, что мы хуже. И уж тем более не хуже Европы, там всегда была слабовата логистика.
Выбор между человеком и роботом происходит на уровне кэша
Источник фото: yaruswms.ruБез терминала сбора данных (ТСД) невозможен контроль работы большого склада
— И всё-таки, почему роботы нужны на складе?
— Для замены людских ресурсов, которых, безусловно, не хватает. Хотя рабочим в последнее время серьёзно подняли зарплаты. Роботы — это прекрасно. Но я наблюдал, как на выставке СеМАТ RUSSIA 2024 на соседнем стенде, где выставляли роботов, инженеры постоянно их тюнили, фиксили и донастраивали что-то. Получается, нужно к роботу нанимать на работу и этих ребят со светлыми головами. Заказчики сразу спрашивают, сколько стоит робот плюс настройка, наладка? И когда им озвучивают сумму от 5–10 миллионов рублей, говорят: «Нет, лучше гастарбайтеры». В общем, остаются только очень крупные игроки на рынке, готовые к экспериментам.
— Но будущее всё равно за роботами?
— Безусловно. Как мне говорили американцы, сейчас у них нижний ценник наёмной работы — $10 в час. Как только он подползёт к $20–30, людей заменят на роботов. Так что борьба происходит на уровне кэша.
Мы никогда не говорим клиентам: «Купи систему, и сразу станет хорошо». Мы так не работаем. Мы задаём вопросы: какие есть боли на складе, какие проблемы, готов ли склад к автоматизации? Предлагаем провести хотя бы первичный бесплатный анализ процессов для выявления узких мест. Зачастую, даже если всё хорошо организовано, можно увеличить эффективность работы склада до 30% за счёт правильной расстановки товара, нормализации входящего-исходящего потока.
Мобильный робот (AMR) и система управления им (RMS) в действии
Знаете, на что я в первую очередь обращаю внимание, когда прихожу на склад? Смотрю, насколько заполнены стеллажи. Если в ячейках много воздуха (пустого пространства), значит, что-то не так организовано и требуется тюнинг. Вы храните воздух или товар? Речь не о случаях, когда часть склада пустует, а когда товары равномерно рассредоточены непонятно как, потому что никто не провёл логистический аудит, для начала на уровне ABC-XYZ-анализа по SKU.
А вот там, где монотонное производство, склады готовой продукции при производстве, где загрузка склада одна и та же, можно и нужно использовать роботов.
Источник фото: yaruswms.ruПрежде чем заняться автоматизацией склада, нужен хотя бы первичный анализ процессов для выявления узких мест
Импортозамещение — план на ближайшие 10 лет
— Довольны ли вы результатами первого полугодия работы вашей компании?
— Последние три года мы активно инвестировали в разработку своей новой редакции WMS-системы YARUS 5.0. Мы сделали полностью облачное решение — мобильная часть реализована под Android на Kotlin, «под палец» со всеми «фишками» и удобствами современных смартфонов. Для работы стационарных операторов теперь достаточно иметь только веб-браузер. Вряд ли вы видели что-то похожее на СеМАТ. Так что в этом плане мы довольны.
Судя по первому полугодию 2024-го, мы идём на уровне прошлого года. Пытаемся привлечь новых клиентов и за счёт новых проектов повысить финансовые показатели. Но всё равно мы придерживаемся стратегии: сначала команда, качественный продукт и только потом внедрение. Маркетинг у нас, к сожалению или к счастью, идёт позади либо рядом. Но не впереди, как у многих наших конкурентов.
— Как вы думаете, какие тренды будут заметны в 2025 году?
— Я недавно вернулся из Японии. Проводил анализ, в том числе логистики в продуктовом ретейле, это наши клиенты. У них в локальных магазинах импортного товара практически не найти. Японцы с удовольствием берут родное, японское. Если мы продолжим идти по пути импортозамещения (а на это, к сожалению, потребуется лет 10), то это и можно назвать трендом. Именно в этот фундамент нужно вкладывать основные средства производства. Тогда и логистика поменяется, и можно ждать мини-революции в этой сфере. Что именно изменится, не скажу пока. Но, например, инвентаризацию мест хранения с помощью дронов уже делали. Если эту технологию освоят, а дрон будет стоить $80, её внедрят у себя на складах многие. Повторюсь: бизнес пока взвешивает, что ему дешевле — нанять гастарбайтера или купить робота.
Если пофантазировать насчёт далёкой перспективы робототехники: я верю, что будут андроиды, человекоподобные роботы. А пока есть робособаки, которые ходят будто парализованные. Или робот-доставщик, за которым по улице следует человек и подталкивает его через препятствия. Таких роботов можно в рекламных целях использовать, но о внедрении говорить рано. Гастарбайтер работает намного быстрее, чем палетайзер. При этом наёмный рабочий обходится дешевле и его не надо обслуживать. Но если технология жизнеспособна, она обязательно будет развиваться.