Начало года
"Новостной год" Экскаватор Ру начался с не очень оптимистичных известий о производстве спецтехники российскими предприятиями. В денежном выражении в 2012 г. отечественные машиностроители выпустили на 6% меньше продукции, тогда как статистика импорта дорожно-строительной техники за тот же временной отрезок улучшилась на 67%. В январе 2013 г. падение продолжилось, общее снижение производства во всех сегментах, курируемых Союзом машиностроителей России, по сравнению с тем же месяцем, но в 2011 г., составило 24,9%. И даже несмотря на то, что после вступления России в ВТО не произошло дальнейшего роста объемов импортной продукции, в 2013 г. доля отечественного оборудования, к примеру, в сегменте бульдозеров, составляла всего около 30%.
Volvo
На фоне негативных для российской машиностроительной отрасли тенденций зарубежные бренды продолжили открытие новых производственных площадок на территории России. Так, 14 мая 2013 г. в Калуге официально запущен экскаваторный завод Volvo. В задачи компании в наступившем году входит достичь 30-процентной локализации производства, что позволит снизить цены на технику.
Открытие экскаваторного завода Volvo в Калуге
Hitachi
В 2013 году по планам должно было начаться производство на еще одной площадке, на этот раз принадлежащей компании Hitachi. Последние известия от японцев гласят о том, что перед самым Новым годом, 27 декабря, состоялся выпуск первого экскаватора Hitachi, а официальное открытие завода состоится позже в этом году.
РМ-Terex
Кроме этого, в течение года поступали новости, связанные с проектами, запущенными ранее. Так, в июне были подведены итоги первого года деятельности СП корпорации "Русские Машины" и Terex Corporation, получившего название "РМ-Терекс", а в ноябре объявлено о завершении интеграции "РМ-Терекс" в глобальную торговую марку Теrех. На сегодняшний день "РМ-Терекс" запустила производства экскаваторов-погрузчиков, самосвалов, автогрейдеров и снегоболотоходов на различных площадках "Группы ГАЗ". Дальнейшие планы амбициозны: к 2016 году за счет локализации продукции Terex рассчитывает занять не менее 10% российского рынка. Насколько это реально - покажет время.
Торжественное открытие нового производства автогрейдеров на базе "Брянский арсенал" ("РМ-Терекс")
Caterpillar
Компания Caterpillar подвела в этом году итоги своего 100-летнего присутствия на российском рынке. Напомним, что с 2000 г. на площадке в Тосно запущено производство экскаваторов, в 2011 г. продуктовую линейку дополнили карьерные самосвалы. А в августе 2013 г. компания объявила о планах по дальнейшему увеличению производственных мощностей за счет возведения цеха для производства 100-тонных самосвалов. По прогнозам, строительство цеха поможет Caterpillar занять порядка 15% рынка. Кроме этого, в сентябре впервые в Россию был поставлен эжекторный самосвал Cat, а также российским покупателям стали доступны экскаваторы D2 серии.
John Deere
Свои спецразработки для российского рынка представила и компания John Deere. Так, 15 апреля был презентован первый фронтальный погрузчик в так называемом "доступном сегменте". Несколькими месяцами позже в рамках СТТ-2013 состоялось знакомство с сочлененными самосвалами серии E. И, наконец, в сентябре официально объявлено о поступлении на рынок первых экскаваторов Deere в наиболее востребованном сегменте (от 19 до 27 т). В 2014 году John Deere планирует еще больше увеличить свою долю на рынке за счет выпуска новых моделей доступного класса, а также освоения ниши более тяжелой техники.
Первые гусеничные экскаваторы John Deere появились на российском рынке
Тракторные заводы
Вернемся к российским производителям. Всего на 2013 г. на предприятиях "Концерна "Тракторные заводы" было запланировано реализовать 30 проектов по созданию и модернизации техники. В марте объявлено о запуске серийного производства экскаватора ЭГП2326, завершается освоение выпуска экскаватора ЭГП-2706, в планах на 2014 г. - новая модель ЭГП-4506. В рамках СТТ-2013 состоялось представление концепта первого сочлененного самосвала С-33.
Защита отечественных производителей
В течение года в СМИ активно обсуждались меры Правительства РФ по защите интересов отечественных производителей. Так, в конце года стало известно об инициативе Минпромторга России, согласно которой государственным и муниципальным учреждениям запрещается закупать технику иностранного производства, включая строительные погрузчики, трубоукладчики и другие виды спецтехники. О введении данной меры высказались участники рынка. Напомним, что ранее Евразийская экономическая комиссия приняла решение об увеличении таможенных пошлин на дорожно-строительную технику по 3 кодам ТН ВЭД, в августе 2013 г. к этому списку были добавлены трубоукладчики (действующая ставка - 10%).
Трубоукладчики. Новые ставки таможенных пошлин
Тенденции рынка: экология
Среди потока прочих новостей 2013 г. можно выделить еще несколько тенденций. Первая из них - расширение использования газомоторного топлива в землеройной и коммунальной технике. Данную тему на российском рынке широко обсуждали представители Komatsu, Caterpillar и "Концерна "Тракторные заводы".
Вторая тенденция - "деэкологизация" техники, поставляемой на российский рынок. Речь идет об адаптации моделей с высокоэкологичными двигателями к менее строгим требованиям относительно состава выхлопных газов. Свои решения в данной области представили компании John Deere и Caterpillar.
Конечно, мы не можем уместить все события, произошедшие в этом году, в одном материале. Если Вы хотите поделиться своими мыслями на эту тему (не забывая о фактах), ждем ваших писем на почту pr@excavate.ru.