Импорт гусеничных бульдозеров в январе–декабре 2023 года: доля китайской техники — 96%
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Импорт гусеничных бульдозеров в январе–декабре 2023 года: доля китайской техники — 96%

СКАЧАТЬ PDF
28 марта 2024
Китайская техника в сегменте гусеничных бульдозеров стремится занять 100% рынка импорта. Конкуренция в импортном сегменте происходит только между производителями из Поднебесной

Российский рынок гусеничных бульдозеров является одним из немногих сегментов строительных машин, в котором отечественные предприятия занимают не менее трети и достаточно успешно конкурируют за своего конечного потребителя.

Несмотря на падение выпуска бульдозеров на 9%, компании продолжают освоение новых направлений, связанных в том числе и с работой по замещению иностранных компонентов для снижения уровня импортной зависимости от недружественных стран.

Но основные изменения всё же связаны с импортным сегментом. Наиболее популярной является техника среднего класса, на неё приходится чуть более 73% от всех ввезённых машин.

Остановимся на этом более подробно.

Импорт гусеничных бульдозеров в Россию по видам в январе–декабре 2023 года, %.
Подготовлено ID-Marketing

С 2019 года на рынке импортных средних гусеничных бульдозеров наблюдался уверенный рост. И стартовал он в 2020 году несмотря на ковидные ограничения, которые привели к падению показателей в ряде направлений, но не в анализируемом нами сегменте.

По итогам 2021 года мы увидели 70%-ый прирост, а в 2022 году, вопреки многим прогнозам, показатели увеличились ещё на 18% и объёмы импорта вплотную приблизились к результату в 2 тыс. ввезённых машин за календарный год. В графике общей динамики хорошо видно, как после низких значений апреля–июня 2022 года, связанных с частичным или полным прекращением поставок техники из недружественных стран, уже во второй половине года импорт не только наладился, но и в большинстве своём превысил результаты 5 последних лет. Данная тенденция сохранилась и в первой половине 2023 года: показатели находились на максимальном уровне в сопоставимых периодах. Однако уже в июне произошёл спад, который привёл в итоге к сокращению импорта ровно на 20%.

Редакция рекомендует:
ВТБ Лизинг предлагает технику Sinomach, «Ивановец» и UMG со скидками до 2 млн рублей

Впервые марка Shantui поднялась на первое место в рейтинге ведущих импортёров в 2009 году и в последующие периоды неизменно на нём оставалась. И это несмотря на то, что на поставки ряда китайских производителей, включая Shantui, действуют антидемпинговые пошлины. Если для Shantui она составляет 11,31%, то для LiuGong — 44,65%, что фактически поставило крест на продажах данной марки в России. Возвращаясь к лидеру Shantui, отметим, что бренд по итогам 2023 года занимает более половины рынка. При этом объёмы импорта в сравниваемых периодах сократились на 11%.

Ещё большее падение отмечаем у Zoomlion. Один из крупнейших представителей китайского рынка на треть снизил показатели ввоза. Продолжается сокращение поставок SEM, дочернего предприятия Caterpillar. По итогам 2023 года импорт уменьшился ещё на 8%. Поставки средних бульдозеров HBXG находятся на одном уровне с 2022 годом. Но по причине общего снижения объёмов импорта доля китайского производителя выросла. Наиболее интересная ситуация наблюдается у LiuGong: несмотря на пошлины поставки постепенно увеличиваются, и в 2023 году компания ввезла более 100 единиц техники.

Всего за анализируемый период в России была растаможена техника 32 различных производителей, 96% которых — из Китая. Как мы видим, доля представителей Поднебесной в данном сегменте стремится к 100%. Тем не менее среди всего объёма машин встречаются поставки Caterpillar, Komatsu и даже Liebherr.

Динамика импорта средних гусеничных бульдозеров в Россию в январе–декабре 2023 гг., шт.
Подготовлено ID-Marketing

Импорт гусеничных бульдозеров в Россию по маркам в январе–декабре 2023 года, %.
Подготовлено ID-Marketing

Перейдём к анализу стоимостных характеристик рынка. Среди наиболее популярных моделей отметим сразу несколько машин Shantui, а именно: Shantui SD16, Shantui SD17B3 XL и Shantui SD34B3 XL. Среди других производителей лидируют SEM 816D, Zoomlion ZD160-3 и LiuGong CLGB260. Отметим, что во второй половине года общим для всех представленных бульдозеров среднего класса стало повышение стоимости.

Колебания цены на Shantui SD16 наиболее ощутимые, особенно в начале 2023 года. Но если убрать крайние значения, то таможенная стоимость машины к концу года увеличилась до 6,6 млн рублей или на 37,5%. И это максимальный показатель прироста среди ведущих марок. У SEM 816D цена увеличилась на 17%. Однако наибольшая стоимость была зафиксирована в августе, а затем происходило постепенное её снижение. Далее идёт ещё один «одноклассник» Zoomlion ZD160-3. Здесь мы имеем планомерное повышение стоимости бульдозера в течение всего года: с 4,7 млн рублей в январе 2023 года до 6,1 млн рублей в декабре. Наиболее популярная модель LiuGong CLGB260 относится к более тяжёлой технике, и её цена уже превосходит 10,2 млн рублей. В целом рост находился на уровне 25%, что также является достаточно высоким среди участников рынка.

В завершение ещё раз отметим, что рынок импортных бульдозеров стал сокращаться во втором полугодии 2023-го, сопровождаемый постепенным ростом цен. Shantui, несмотря на падение показателей, уверенно лидирует в сегменте, а доля китайской техники позволяет констатировать борьбу иностранных компаний исключительно среди машин, собранных в Поднебесной.

Автор: Андрей Ловков,
коммерческий директор ID-Marketing

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,76
5
2
21
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.