- Сегодня дилеры китайских производителей вынуждены продавать технику себе в убыток, но есть шанс выровнять баланс, закупив оборудование по актуальным ценам на будущее.
- Параллельный импорт в России будет дорожать, а объёмы поставок техники по такой схеме — снижаться.
Для примера Экскаватор Ру проанализировал цены на классифайдах на отдельные модели экскаваторов-погрузчиков New Holland, Case и JCB. Пик роста цен на них пришёлся на конец 2022 — первую половину 2023 года: тогда, если сравнивать с декабрём 2021-го, техника официально ушедших из России брендов выросла в цене в среднем на 70%. Дальше цены корректировались то в одну, то в другую сторону, и если росли, то уже не такими быстрыми темпами. И к марту 2025 года они практически не изменились в сравнении с декабрём 2024-го.
В то же время тренд к падению цен на технику из Китая стал очевиден уже к концу 2024-го. Один из факторов, способствовавших этому, — превышение предложения над спросом.
Дефицит, свойственный переломному 2022-му, российские потребители постарались удовлетворить в 2023-м. Этот год стал лучшим для дилеров за последнее время, считает Пётр Егоров, управляющий директор компании «КВИНТМАДИ» (официального дилера NFLG, SANY), которая работает как с техникой из Китая, так и с параллельным импортом:
— Спрос на рынке в этот период был наиболее высоким. По сути, в 2023-м были достигнуты двухлетние показатели продаж, так как в 2022 году рынок находился в состоянии застоя.
Источник фото: lonmadi.ruПётр Егоров, управляющий директор компании «КВИНТМАДИ»
То, что за ростом обычно следует спад, — для рынка не новость. Поэтому падение спроса в 2024 году было вполне ожидаемым. Дорогие заёмные ресурсы тоже сыграли свою роль. Кроме того, в ожидании роста утилизационного сбора импортёры (в частности, китайской техники) постарались максимально заполнить свои склады машинами, и в итоге в 2025-й вступили с большими складскими запасами, которые сейчас ощутимо давят на рынок. Под давлением этих факторов продавцы вынуждены снижать цены на спецтехнику, несмотря на то, что складские запасы создавались тогда, когда курс валют не был таким комплиментарным для российского рубля.
— На первый взгляд, эта ситуация нам совсем не на руку. Большинство поставщиков закупали оборудование ещё в середине 2024 года, когда курс доллара был на 10–15% выше нынешнего. И получается, что сейчас дилеры вынуждены продавать технику себе в убыток. Однако сегодня, на мой взгляд, есть шанс выровнять баланс, закупив оборудование по актуальным ценам на будущее, — подсказал выход Пётр Егоров.
Разумеется, максимально реализовать этот шанс смогут не все. Ситуация выгодна в первую очередь импортёрам без больших складских запасов и высокой кредитной нагрузки. А таких на российском рынке найдётся немного.
Что касается параллельного импорта, то это не такой массовый сегмент, как официальные поставки техники из того же Китая, и ожидать снижения цен (даже с укреплением российского рубля) здесь, наверное, трудно. В этом сегменте — очень мотивированная ЦА, готовая мириться не только с высокими ценами на машины, но и большими вопросами по дальнейшей сервисной поддержке. Нет, цена, конечно, важна и для этой категории покупателей, но тогда поставщик может предложить выбор в пользу менее богатой комплектации.
— В случае с параллельным импортом дорого стоит не только техника и её перевозка, но и время, которое уходит на ожидание поставки, — отметил собеседник Экскаватор Ру. — Сложное в производстве оборудование по параллельному импорту может доставляться от 3 до 12 месяцев. В это время вложенные деньги не работают, и это не выгодно заказчику.
По тем же причинам параллельный импорт не очень выгоден и поставщику. Так что с большей вероятностью можно спрогнозировать сокращение таких импортных поставок, нежели какого-либо существенного снижения цен. И это несмотря на то, что за последние три года поставщики, занимающиеся параллельным импортом, адаптировались к новым условиям работы.
— В новых реалиях мы существуем более трёх лет, — засвидетельствовал Пётр Егоров, — и каждый день работаем над повышением своей эффективности. В первую очередь, ведём постоянные переговоры с поставщиками, договариваемся о преференциях, отсрочках платежей, ускоренных поставках. Большая работа ведётся с восточными страховыми компаниями. Также у нас появилось больше надёжных путей ввоза техники в Россию. Это порты Владивостока и Санкт-Петербурга, сухопутные поставки через Казахстан, Китай, Иран, Турцию. Структура «КВИНТМАДИ» тоже трансформировалась с ориентацией на Восток. Раньше большая часть техники приходила к нам через Санкт-Петербург. В 2022 году мы открыли офис во Владивостоке, в 2023-м усилили Красноярск. Сейчас он является нашим восточным хабом по поставкам запчастей и техники.
Пётр Егоров, увы, подтвердил опасения Экскаватор Ру насчёт цен и объёмов поставок. По мнению нашего собеседника, цены на параллельный импорт снижаться не будут. И даже продолжат расти, так как во всём мире отмечаются рост инфляции и падение производства. Ещё один («свежий») драйвер роста цен — беспрецедентные санкции США в отношении практически всех их торговых партнёров:
— В итоге началась тарифная война, и это не может не отразиться на стоимости техники и оборудования во всех странах мира. Значит, параллельный импорт в России тоже будет дорожать. А объёмы поставок техники по такой схеме продолжат снижаться, поскольку это замораживание капитала на долгий срок. Для российских поставщиков такое замораживание — очень тяжёлая ноша сейчас: бизнес испытывает недостаток ликвидности, а заёмные ресурсы слишком дороги из-за рекордно высокой ставки ЦБ. Думаю, рынок техники, которая ввозится в страну по параллельному импорту, в 2025-м уменьшится в сравнении с 2024-м минимум на 15%. С апреля по июнь благодаря «сезонности» спрос немного вырастет, а стабилизацию цен мы сможем увидеть только в третьем квартале 2025-го в связи с относительным урегулированием ситуации на международной арене и началом снижения ключевой ставки ЦБ.
Автор: Наталья Счастная