- Сложности с банковскими переводами в Китай спровоцировали удорожание запчастей на 15–20%.
- С уходом отдельных брендов с рынка РФ в ArmadaDetal увеличились продажи комплектующих: +50% относительно объёмов 2023 года.
- Индийские запчасти дешевле, даже несмотря на затраты на логистику.
Источник фото: exkavator.ruНикита Белоусов, директор по продажам компании ArmadaDetal
Уже 15 лет компания ArmadaDetal поставляет на рынок России оригинальные и аналоговые запчасти для специализированной техники от ведущих производителей из Турции, Индии, Китая и Европы. Как рассказал представитель компании, каждый новый год подкидывает свои сюрпризы. К сожалению, порой весьма неприятные. Одна из самых обсуждаемых в последние месяцы проблем — сложности с банковскими переводами в Китай.
— Коммерческая деятельность в России усложняется довольно быстро: каждый день поступают новые вводные. Из основных и самых актуальных проблем — сложности с банковскими переводами в КНР. Китайские банки попросту отказываются принимать российские деньги, так как опасаются санкций, — подчеркнул спикер.
Казалось бы, выход из ситуации найден: цепочка переводов из страны в страну, от одной дочерней компании к другой. Но и с этим способом есть вопросы. Никита Белоусов привёл пример: компания сделала большой заказ на 300 тыс. долларов одному из предприятий Китая. Оплата была произведена два месяца назад, и до сих пор компания-производитель не подтвердила получение денежных средств. Вопрос: где «гуляют» деньги?
Разумеется, новые решения и пути выхода из сложившейся ситуации находятся. Но, как подчеркнул спикер, такие помехи приводят в итоге к удорожанию запчастей. По словам директора по продажам ArmadaDetal, в среднем рост цен составил порядка 15–20%. Но стоит понимать, что это усреднённый показатель, он не отображает ситуацию по отдельным категориям запчастей. А там порой всё отличается кардинально.
Денежная политика выстраивается по-разному в отношении различных стран-экспортёров. Так, например, с Индией сегодня работать проще: платежи доходят быстрее, логистика до Новороссийска налажена хорошо. Поэтому на отдельные группы товаров цены вообще не поднимались.
Отметим, что на поставки из этой страны приходится порядка 35% от общего объёма импортных позиций в продуктовом портфеле ArmadaDetal. К слову, основной поток оригинальных запчастей для спецтехники JCB также идёт из Индии. Доля Китая в портфеле компании тоже около 35%. В свою очередь, комплектующие из Турции занимают порядка 20% от общего объёма импорта. Причем спикер подчеркнул, что с этой восточной страной работать сложнее и дороже. Доля запчастей из европейских стран — оставшиеся 10%.
Уход западных брендов спровоцировал рост конкуренции. И продаж
Источник фото: exkavator.ruПо сравнению с 2023 годом, обороты компании ArmadaDetal выросли более чем на 50%
Ситуация, сложившаяся после ухода отдельных брендов из РФ, двояко повлияла на конкуренцию в этом сегменте. С одной стороны, появилось много ритейлеров, которые работают по серому импорту, ввозят запчасти посредством нелегальных схем. При этом они предлагают цены несоизмеримо ниже тех, которые могут установить поставщики, работающие официально. С другой стороны, такие ритейлеры реализуют продукцию без соответствующих документов. Соответственно, покупатель должен в каждом конкретном случае решать самостоятельно, приобретать или нет «кота в мешке». Увеличение количества таких недобросовестных продавцов, разумеется, несколько усложнило конкуренцию и ухудшило ситуацию на рынке.
Но в уходе западных поставщиков есть и свои плюсы, подчеркнул директор по продажам ArmadaDetal.
— Освободились огромные пласты рынка. На примере той же JCB: компания-производитель полностью ушла из РФ. В итоге дилеры потеряли свою поддержку, эксклюзивное право на поставку и реализацию комплектующих, а мы смогли подтянуться к ним по своим возможностям.
Ещё одно следствие ухода западных производителей и их дилеров с рынка — увеличение оборотов компании. С января 2023 года продажи начали расти, а к 2024 году их объём увеличился вдвое. В текущем году также зафиксирован значительный рост: +50% относительно показателя 2023-го.
— Официальные дилеры ушли, и клиенты начали искать даже на гарантийные машины альтернативных поставщиков. Они понимают, что бывший дилер будет так же, как и мы, ввозить комплектующие параллельным импортом. Сейчас клиент ищет просто хорошую цену, — подчеркнул спикер.
Российские vs. импортные запчасти. Что выбрать?
Отвечая на этот вопрос, в первую очередь поговорим о ценах. Комментирует Никита Белоусов:
— По многим причинам ввозить запчасти из-за рубежа (из той же Индии) дешевле, чем ту же деталь купить на заводе в России. Приведу в пример пальцы и втулки. Некоторое их количество мы закупаем у российских заводов. Но при этом уже сейчас ждём несколько контейнеров запчастей из Индии, это спецзаказ с заводов-дистрибьюторов JCB. Ценовая разница в сравнении с российскими запчастями порядка 30–40% в закупочной стоимости. То есть, индийские запчасти дешевле, даже несмотря на логистику.
А вот вопрос качества стоит ещё острее. Как рассказал спикер, всё сильно зависит от компании-производителя. Такие заводы — с продукцией уровня намного выше среднего — к слову, есть и в России.
Чтобы определить, насколько деталь качественна, в компании заказывают небольшую партию компонентов у завода-изготовителя, а потом её изучают, оценивают. Необходимо смотреть не на страну производства, а на качество самой детали, подытожил спикер.