О глобальной переориентации рынка и дефиците на новую технику. Три вопроса о 2022 участникам рынка
Журнал ЗЕМЛЕРОЙНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

О глобальной переориентации рынка и дефиците на новую технику. Три вопроса о 2022 участникам рынка

СКАЧАТЬ PDF
19 декабря 2022
Основные тенденции на российском рынке спецтехники сегодня — значительное изменение структуры брендов и долей основных игроков, а также перестраивание местного производства. На три вопроса Экскаватор Ру об уходящем 2022 годе отвечают представители крупных российских компаний

Как Вы оцениваете ситуацию на рынке техники?

А. Ризванов (ООО ТД «Гидроремсервис»):

— Ситуация на рынке техники в 2022 году стремительно менялась. Главной тенденцией стало кардинальное изменение структуры производителей спецтехники, присутствующих на рынке РФ. Можно сказать, что рынок формировался заново. Ушли либо приостановили работу в РФ европейские бренды, которые в ряде сегментов прочно занимали лидирующие позиции, за их место развернулась борьба среди компаний, импортирующих технику из азиатских стран.

Если говорить об отечественных производителях, то они, как и все, шли по пути глобализации и использовали агрегаты мировых брендов. 2022 год заставил в сжатые сроки перестраивать производство таким образом, чтобы оно перестало зависеть от внешних факторов. Негативным последствием стало то, что сохранить всю линейку продукции не удалось. Выпуск новых моделей пришлось приостановить в связи с отсутствием необходимых узлов отечественного производства.

В 2022 году рынок спецтехники в России формировался практически с нуляИсточник фото: grs-ufa.ruВ 2022 году рынок спецтехники в России формировался практически с нуля

Д. Лиситченко (ООО «Амур Машинери»):

— В 2022 году мы наблюдаем падение на рынке дорожно-строительной техники в РФ. Спрос со стороны клиентов остаётся на высоком уровне, но предложение техники значительно сократилось. Это связано в первую очередь с ограничением поставок иностранной ДСТ в РФ. По некоторым продуктам на рынке до сих пор отсутствуют предложения по новой технике.

Цены выросли более чем на 15% (прежде всего из-за проблем, связанных с увеличением затрат на логистику). Сроки доставки импортной спецтехники в РФ также значительно увеличились.

Д. Куваев (ООО «ЧЕТРА»):

— Если говорить о спросе на бульдозерную технику, то он остался на прежнем уровне. Хотя в первом квартале были опасения, что он серьёзно просядет. Сейчас ситуация выправилась, и кардинально спрос не изменился, он соответствует прошлому году. Изменения прежде всего коснулись структуры рынка и доли основных игроков. Так, сейчас серьёзно выросли в продажах китайские и российские поставщики бульдозерной техники. Причём в тех сегментах, где нет отечественных производителей и весь спрос удовлетворялся импортом из недружественных стран, коллеги из Поднебесной особенно активны.

Редакция рекомендует:
Новые бетононасосы Zoomlion в наличии по спеццене!

Д. Постников (компания «БИГЦЕНТР»):

— В целом ситуацию оцениваем положительно. Больше покупателей начали смотреть в сторону китайской спецтехники, когда значительная часть поставщиков из других стран ушла с рынка. Доля машин из Поднебесной в России сильно выросла. Кстати, это связано не только с уходом европейских брендов. Влияет и то, что выросло качество китайской техники, в России запускается много программ поддержки предпринимателей, в том числе субсидии на обновление автопарка, появляется больше строительных проектов, поэтому требуется больше спецтехники.

В. Багаутдинов (компания «Тимбермаш Байкал»):

— Турбулентность — это именно та реалия, в которой сейчас находится рынок спецтехники. Преодолевая её волны, мы проходим адаптацию, открываем новые возможности. Европейские производители ушли, освободив тем самым рынок. Сейчас идёт закономерное замещение там, где возможно, новыми брендами. Как говорится в нашей русской пословице — свято место пусто не бывает. Азиатские производители максимально проявляют себя и показывают на свободном рынке свои технологичные машины. Российские дилерские организации приобретают новых надёжных партнёров, ведение бизнеса с которыми строится на дружественных и взаимовыгодных отношениях.

Сейчас российский рынок спецтехники находится в турбулентных условияхИсточник фото: tmbk.ruСейчас российский рынок спецтехники находится в турбулентных условиях

Н. Тырышкин (ООО «Эй-Би-Таерс»):

— Ситуация на сегодняшний день для рынка спецтехники в России максимально нестандартная и непредсказуемая, так как сейчас идёт глобальная переориентация с европейско-американских машин на азиатские. Если посмотреть аналитику, то во многих категориях ДСТ доля китайских брендов уже составляет от 80 до 95%, что значительно превышает показатели предыдущих лет.

В целом на рынке есть определённая нехватка техники, так как не весь объём поставок компаний, прекративших деятельность на территории России, удалось сразу восполнить. Конечно, для поиска альтернатив потребуется определённое время, но можно с уверенностью сказать, что ситуация в следующем году будет нормализоваться.

С какими финансовыми показателями ваша компания заканчивает 2022 год?

Д. Куваев (ООО «ЧЕТРА»):

— В первом полугодии 2022 года было реализовано на 40% больше продукции, чем в первом полугодии 2021 года. По итогам года прогнозируем, что цифры будут следующими: произойдёт рост продаж гусеничной техники на 28%, коммунальной — на 30%.

В 2022 году рост объёмов продаж запасных частей под брендом ЧАЗ составил 17%. И это несмотря на дефицит материалов, комплектующих и производственных мощностей. Доля нашей компании на российском рынке запчастей увеличилась и теперь составляет более 15%.

Отметим также, что в этом году компания «ЧЕТРА» стала одним из главных российских поставщиков гусеничной техники для предприятий Газпрома. Кроме этого, мы открыли новые экспортные направления, у нас появились потребители техники в Перу и Индонезии.

Несмотря на сложности, участникам рынка удалось увеличить прибыль по сравнению с прошлым годом Источник фото: chetra.ruНесмотря на сложности, участникам рынка удалось увеличить прибыль по сравнению с прошлым годом

Д. Постников (компания «БИГЦЕНТР»):

— Оборот компании за год составил порядка 4 млрд рублей. Мы завезли в Россию около 1 500 единиц техники. По обоим показателям мы обогнали результаты прошлого года больше чем в 2,5 раза. В 2021 году оборот достиг 1,45 млрд рублей. Удалось реализовать 600 единиц техники.

Н. Тырышкин (ООО «Эй-Би-Таерс»):

— Безусловно, 2022 год выдался непростым как с точки зрения непредсказуемости курса валют, так и исходя из сложностей с логистикой из Китая ввиду постоянных локдаунов. Тем не менее нашей компании удалось увеличить объём поставок фронтальных погрузчиков в 3 раза. Также наши бренды Worker и Kaiman стали более широко представлены в России. Мы увеличили свою ремонтную бригаду и теперь ещё быстрее можем выезжать на обслуживание и ремонт техники.

Исходя из анализа рынка можно сказать, что наша компания стала занимать порядка 5% от рынка фронтальных погрузчиков в России и входит в топ-5 импортёров по объёму завезённых машин в категории малые колёсные погрузчики. Также мы активно расширяем ассортимент и открыли направление средних фронтальных погрузчиков и мини-погрузчиков бренда Lonking.

Д. Лиситченко (ООО «Амур Машинери»):

— Несмотря на рост себестоимости техники в 2022 году, нашей компании удалось сохранить прибыльность бизнеса и значительно увеличить долю рынка. Продажи гусеничных экскаваторов в 2022 году выросли более чем на 10%.

Мнение: в 2023 году спрос на ДСТ в России останется на уровне 2022 годаИсточник фото: amurmachinery.ruМнение: в 2023 году спрос на ДСТ в России останется на уровне 2022 года

В. Багаутдинов (компания «Тимбермаш Байкал»):

— Мы заканчиваем год не так хорошо, как хотели при планировании показателей в конце 2021 года. Но и не так плохо, как это могло бы быть, учитывая историческую интеграцию с западными компаниями. Наша команда достаточно оперативно отреагировала на изменения, в течение трёх месяцев мы достигли договорённостей о дилерстве с китайской корпорацией SANY и начали осуществлять поставки машин. Мы перестроили свои логистические цепочки и продолжили оказывать полную послепродажную поддержку раннее поставленной технике европейских производителей John Deere и Wirtgen Group. Общее падение выручки к концу года составит около 25% к предыдущему периоду. Это достаточно чувствительно. Но мы продолжаем работать.

По вашим прогнозам, что стоит ожидать участникам рынка в 2023 году?

Н. Тырышкин (ООО «Эй-Би-Таерс»):

— Главное, с чем столкнётся отрасль в начале 2023 года, — это будет повышение утилизационного сбора на отдельные виды техники, что несомненно скажется на цене. По опыту прошлого повышения можно с уверенностью сказать, что рынок будет находиться в стагнации, пока покупатель не привыкнет к новой цене, а запасы с прошлого года не закончатся.

Также возможны новые ограничения со стороны государства, так как монополия китайской техники не соответствует национальным интересам. Конечно, многие компании, в том числе и мы, подготовились и сделали запасы техники на 2–3 квартала вперёд, чего, несомненно, хватит для удовлетворения спроса на первое время.

Мнение: на начало 2023 года рынок спецтехники будет находиться в стагнацииИсточник фото: brmot.ruМнение: на начало 2023 года рынок спецтехники будет находиться в стагнации

Д. Лиситченко (ООО «Амур Машинери»):

— В 2023 году спрос на ДСТ в России скорее всего останется на уровне 2022 года. Ограничение поставок спецтехники многих известных брендов приведёт к наращиванию производства и доли рынка российских и китайских брендов.

Повышение утилизационного сбора и нестабильная ситуация на рынке международных перевозок будут способствовать дальнейшему росту себестоимости и цен.

Безусловно, важнейшим фактором выбора поставщика для клиентов останется стабильный сервис и наличие запасных частей. Компании, которые продолжат предлагать качественный сервис в кратчайшие сроки, будут занимать лидирующие позиции.

Д. Постников (компания «БИГЦЕНТР»):

— Нужно быть готовым к изменению курса, потому что последнее время наблюдается его нестабильность. Естественно, это повлечёт за собой и изменение стоимости техники. Также мы ждём вступления в силу тех реформ, которые анонсированы. В частности, повышение утильсбора. Тем участникам рынка, которые занимаются отечественным машиностроением, это послужит подспорьем, толчком к развитию российского производства. При этом нововведение увеличит цены на спецтехнику из-за рубежа.

Но независимо от того, что подготовит для нас следующий год, хочется пожелать всем участникам рынка хороших продаж!

 Повышение утильсбора — то, с чем столкнется российский рынок спецтехники в 2023 годуИсточник фото: big-center.ru Повышение утильсбора — то, с чем столкнется российский рынок спецтехники в 2023 году

А. Ризванов (ООО ТД «Гидроремсервис»):

— В связи с нововведениями в российском законодательстве, в том числе с планируемым повышением утилизационного сбора, ожидаем рост спроса на спецтехнику отечественного производства. Обновление модельного ряда российских брендов должно положительно повлиять на ситуацию как для самих производителей, так и как для рынка спецтехники в целом.

В. Багаутдинов (компания «Тимбермаш Байкал»):

— Темп замещения техники азиатскими производителями продолжит увеличиваться. Рынок в целом, логистика будут и дальше следовать по пути трансформации. Мы надеемся, и эти надежды небезосновательны, что дорожное строительство продолжит получать поддержку в виде масштабных государственных, общероссийских и региональных проектов.

Важно отметить, что в этом году мы не наблюдали массового приостановления строительства в нашем регионе ответственности — Сибирском федеральном округе и Бурятии. Заказчики компании «Тимбермаш Байкал» строят дороги и исполняют свои контракты. Рынок спецтехники и смежных отраслей в 2023 году, скорее всего, будет расти, техника будет пользоваться высоким спросом.

Д. Куваев (ООО «ЧЕТРА»):

— По нашим оценкам, общий спрос на спецтехнику будет ниже, чем в текущем году, на 15–20%.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,75
5
4
8
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.