Импортозамещение в действии. Что нового разработано для строительства и обслуживания дорог?
Журнал СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ ДОРОГ
Скачать PDF

Импортозамещение в действии. Что нового разработано для строительства и обслуживания дорог?

СКАЧАТЬ PDF
27 января 2023
Уже несколько лет подряд в нашей стране реализуются программы импортозамещения, но до февраля 2022 г. они шли довольно неторопливо. Теперь же необходимость обеспечить потребности дорожной отрасли в технике без поставок западных производителей встала «в полный рост». Что делается в этом отношении отечественным машиностроением?

Правительство утверждает, что не собирается отказываться от планов развития, одной из составляющих которых является Нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Но, чтобы построить, отремонтировать и содержать запланированную сеть автомобильных дорог, требуется немалый парк машин и оборудования. Разбираемся, что сегодня вместо западной техники могут предложить российские производители.

Производительностью до 200 т/ч. Модульные асфальтобетонные заводы циклического типа

На фото — асфальтобетонный завод Amomatic ДС 1600Источник фото: amomatic-abz.ruНа фото — асфальтобетонный завод Amomatic ДС 1600

Строительство дороги начинается с изготовления асфальтобетона. ООО «Эконацпроект-АКМТ» (г. Москва) полностью локализовало в России производство двух модульных асфальтобетонных заводов циклического типа серии ДС — моделей 1600 и 3000. Оборудование позволяет изготавливать все основные виды асфальтобетона для автомобильных дорог и аэродромов.

[bnr_240x400]

Российское предприятие не копировало западные технологии, а наладило выпуск собственного продукта. АБЗ ДС 1600 имеет производительность до 128 т/ч, ДС 3000 способен изготавливать до 200 т асфальта в час. Система автоматического управления позволяет контролировать и оперативно изменять все рабочие процессы завода, а также выдавать отчёты по итогам работы. По данным производителя, дозировка используемых в процессе изготовления бетона инертных материалов, добавок и битума обеспечивает полное соответствие асфальтобетонной смеси заданному рецепту.

Единственные в России. Гусеничные асфальтоукладчики с плитами шириной от 5 до 13 м

Новый гусеничный асфальтоукладчик АСФ-Г-4-05 с газовым обогревомИсточник фото: irmash.comНовый гусеничный асфальтоукладчик АСФ-Г-4-05 с газовым обогревом

Изготовленный асфальт нужно правильно уложить. Новый гусеничный асфальтоукладчик АСФ-Г-4-05 от ООО «НПО «ГКМП» (г. Брянск) по справедливости является флагманом российского производства техники этого типа.

Комментирует Владимир Крень, руководитель направления развития дорожно-строительной техники: «Данная модель асфальтоукладчика была разработана при поддержке Минпромторга РФ и предназначена для качественной укладки всех видов асфальтобетонных смесей при длительной работе, требующей больших тяговых усилий.

Конструкция асфальтоукладчика АСФ-Г-4-05 предусматривает возможность изготовления машины с различными вариантами рабочих плит: гидравлической с шириной укладки от 2,5 до 5,0 м, (с уширителями от 4,5 до 7 м) или механической с шириной укладки от 2,5 до 13,0 м. При этом заказчик может выбрать тип подогрева выглаживающих листов: газовый или электрический. Уже поступают запросы: компании хотят взять машины в опытную эксплуатацию и, если испытания будут успешными, готовы делать крупные заказы техники».

Редакция рекомендует:
ВТБ Лизинг предлагает дорожно-строительную технику с субсидией на аванс до 15% по программе Минпромторга РФ

Колёсные машины «НПО «ГКМП» почти полностью (на 98%) собираются из отечественных комплектующих, а вот гусеничные пока ещё частично зависят от импорта. Но заводские специалисты упорно ищут варианты решения этой проблемы.

С двигателем ЯМЗ или ММЗ. Вибрационный асфальтовый каток на сочленённой раме

Импортозамещение от АО «РАСКАТ» — асфальтовый каток RV-14 DDИсточник фото: oao-raskat.ruИмпортозамещение от АО «РАСКАТ» — асфальтовый каток RV-14 DD

Ранее асфальтовые катки завозились в Россию преимущественно из Германии. Сегодня свои предложения в данном сегменте расширяют китайские бренды. Ещё одним продуктом, замещающим импортную технику, является вибрационный асфальтовый каток с гладкими вальцами на сочленённой раме RV-14DD производства АО «РАСКАТ» (г. Рыбинск). Эксплуатационная масса машины — 14 т. Двигатели — ЯМЗ или ММЗ мощностью 150 или 156 л.с. соответственно. Ширина уплотняемой полосы — 2 150 мм. Трансмиссия гидрообъёмная. В рамках реализации программы импортозамещения на большинство моделей катков «РАСКАТ» стало возможным устанавливать отечественные комплектующие взамен импортных, например, вместо гидронасосов Danfoss применены агрегаты екатеринбургского производства.

Доля российских компонентов — 90%. Комбинированные дорожные машины

Одна из самых востребованных моделей КДМ — ЭД405В1Источник фото: kdmsmolensk.ruОдна из самых востребованных моделей КДМ — ЭД405В1

Асфальт уложен, по дороге пошли автомобили. Но за покрытием нужен правильный уход. Эту функцию выполняет коммунальная техника для всесезонной уборки дорог — комбинированные дорожные машины (КДМ).

ООО «Завод КДМ» («Завод Комплексные дорожные машины», г. Смоленск) — предприятие полного цикла производства. Ольга Соловьёва, генеральный директор Смоленского завода КДМ, рассказывает: «Во втором полугодии 2022 г. мы выпустили новую модель КДМ ЭД480 на китайском шасси Shacman. В прошлом году при производстве КДМ применялось 60% импортных комплектующих и 40% — отечественных. Со второй половины 2022 г. на предприятии ведётся работа по созданию КДМ с увеличенной долей отечественных комплектующих. Ожидается, что в новой модели доля российских компонентов достигнет 90%. Импортными в основном останутся гидромоторы. Мы стараемся подбирать лучшие отечественные аналоги зарубежных комплектующих и сохранять качество машин. К тому же преимуществом является доступность отечественных запчастей.

ЭД405В1 — одна из самых востребованных моделей КДМ: она подходит для обслуживания больших площадей дорожного полотна зимой и летом. Машина оснащена системой управления навесным оборудованием с двумя джойстиками.

Для безопасного маневрирования в тесных дворахМусоровоз на шасси Компас-9

В ответ на запросы потребителей — МК-4541-2 на шасси Компас-9Источник фото: rarz.ruВ ответ на запросы потребителей — МК-4541-2 на шасси Компас-9

Смет с дорог, а также массу прочих коммунальных отходов собирают и вывозят на утилизацию мусоровозы. И в этой отрасли до последнего времени немалую долю составляли машины западного производства. Теперь их нужно оперативно замещать.

Юрий Климов, главный инженер АО «Ряжский авторемонтный завод» (г. Ряжск Рязанской обл.), прокомментировал: «Наш завод разработал мусоровоз небольших размеров не столько в качестве импортозамещения, но и в ответ на запросы потребителей — в тесных дворах крупным мусоровозам сложно маневрировать.

МК-4541-2 на шасси Компас-9 способен вывозить до 2 600 кг мусора, коэффициент уплотнения — до 5. Машина имеет компоновку «кабина над двигателем», при которой остаётся больше пространства на шасси для размещения бункера мусоровоза. Кроме того, из такой кабины водителю лучше видна зона перед автомобилем, что важно для безопасного маневрирования в тесных дворах.

Практически всё оборудование надстройки (порядка 95%) — отечественное, в том числе гидравлические трубки и гидроцилиндры — собственного производства. Только гидрораспределители пока используются итальянские, иногда, по просьбе заказчиков, болгарские. Материалы лакокрасочного покрытия — отечественные, ярославские. Электроника, автоматика — рязанского производства. Компоненты электрооборудования — электропроводка, лампы и прочее — также российские. Да, каких-то мелочей у нас сейчас не хватает, пока мы их не «импортозаместили», но наши мусоровозы и работают, и выглядят вполне достойно».

Заменяет ручной труд. Самоходная бордюроукладочная машина

Малогабаритная самоходная бордюроукладочная гусеничная машина МБМ-250 от ООО «Гринком»Источник фото: grinkom.ruМалогабаритная самоходная бордюроукладочная гусеничная машина МБМ-250 от ООО «Гринком»

В качестве отечественной замены импортным аналогам можно также упомянуть малогабаритную самоходную бордюроукладочную гусеничную машину МБМ-250, разработанную ООО «Гринком» (г. Москва). На шасси смонтирована манипуляторная установка, обеспечивающая переноску паллет с блоками массой до 2,5 т и укладку блоков. МБМ-250 заменяет ручной труд бригады рабочих.


Итак, из нашего небольшого обзора можно видеть, что до полного импортозамещения в отечественной дорожной отрасли ещё довольно далеко, но тенденция наметилась уже довольно отчетливо, и это внушает оптимизм.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,92
5
1
13
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.