Электрические, водородные и гибридные мусоровозы: европейский и отечественный опыт

Электрические, водородные и гибридные мусоровозы: европейский и отечественный опыт

14 октября 2021
Одна из отраслей, на которую делают ставку те, кто продвигает использование электрического привода и водородных топливных элементов, — коммунальная. Изучаем зарубежный и отечественный опыт в данной сфере

Электрический или водородный мусоровоз движется по определенному маршруту, не удаляясь на значительное расстояние от базы: сегодня только на базе может быть зарядная станция или водородная заправка, что с учётом ограниченного запаса хода становится решающим фактором. В свою очередь, гибридные решения представляют собой привлекательный промежуточный вариант при переходе от дизельного к полностью электрическому или водородному приводу.

Даёшь электрификацию!

Евросоюз движется «зелёным курсом» — предполагается, что к 2030 г. электрические и водородные грузовики будут составлять от 40 до 60% продаж. Европейские автопроизводители, известные как «Большая cемёрка», готовятся к этому, причём каждый придерживается собственной стратегии. Так, Traton, дочерняя компания Volkswagen, объединяющая бренды MAN и Scania, делает ставку на электрические грузовики, а Daimler Truck ещё не определилась с самой перспективной технологией и намерена заниматься как полностью электрическими автомобилями, так и водородными. Iveco, как европейский лидер газомоторного направления, придаёт большое значение сжиженному природному метану и биометану в качестве более чистого источника энергии, чем дизельное топливо, и пытается встроить их в энергетический баланс транспорта.

 

Cамый мощный двигатель на природном газе на рынке от FPTИсточник фото: fpt-iveco.ruCамый мощный двигатель на природном газе на рынке от FPT

 

Строительство экологически чистого мира зависит от того, как будет развиваться ценообразование на электричество и водород, насколько быстро и в каком объёме законодатели создадут экологически чистым видам энергии преимущества в сравнении с углеводородами — уже в этом десятилетии предстоит сравнять совокупную стоимость владения электрического или водородного грузовика с дизельным. Сегодня цена на 25-тонный электрогрузовик Mercedes eActros, представленный в июне текущего года, втрое выше, чем на его дизельного предшественника, и без мощного субсидирования операторы по вывозу ТКО не смогут приобретать мусоровозы на современном, экологически чистом шасси.

 

Цена на электрогрузовик Mercedes eActros в 3 раза выше, чем на его дизельного предшественникаИсточник фото: daimler.comЦена на электрогрузовик Mercedes eActros в 3 раза выше, чем на его дизельного предшественника

 

Кроме этого, огромный объём инвестиций предстоит вложить в строительство зарядной и заправочной инфраструктур, в перестройку магистральных и городских сетей, генерирующих и распределительных мощностей.

Европейский опыт в разработке экологичных мусоровозов

[bnr_240x400]

Европейские производители надстроек для коммунальной техники, в том числе мусоровозов, движутся по трём направлениям:

  • мусоровозы с полностью электрическим приводом шасси и гидросистемы надстройки, питающихся от аккумуляторного блока;
  • водородные мусоровозы с приводом шасси от топливных ячеек и электрическим приводом гидросистемы надстройки;
  • представляющие собой временное решение гибридные мусоровозы с дизельным приводом шасси и электрическим приводом гидросистемы надстройки от блока аккумуляторов.

Так, FAUN начиная с 2006 г. совместно с поставщиками шасси разрабатывает коммунальную технику на альтернативных источниках энергии. Первым концептом компании стал DUALPOWER — электромобиль с небольшим дизельным генератором и системой рекуперации энергии при торможении. Опыт, приобретённый при эксплуатации 20 таких гибридов, позволил перейти к следующему концепту — FUELCELL — мусоровозу, надстройка которого работала от топливных ячеек. После FUELCELL разработки полностью сосредоточились на электрических приводах и водороде.

 

Концепт электромобиля DUALPOWER от FAUNИсточник фото: faun.comКонцепт электромобиля DUALPOWER от FAUN

 

В 2018 г. компания представила первый прототип BLUEPOWER — мусоровоз на водородном шасси Mercedes-Benz с колесной формулой 6х2 или 4х2. Шасси разрабатывалось как универсальное под различные коммунальные надстройки и фургоны. У него вынесенная вперед низкорасположенная кабина, чтобы в течение смены экипажу было бы удобно выходить и заходить. Гидронасос мусоровозной надстройки приводится электромотором. Электрический привод с аккумуляторным блоком и топливными ячейками позволяет оптимально скомпоновать шасси и полностью использовать его грузоподъёмность.

 

Прототип мусоровоза BLUEPOWER на водородном шасси Mercedes-BenzИсточник фото: faun.comПрототип мусоровоза BLUEPOWER на водородном шасси Mercedes-Benz

 

В качестве промежуточного решения для шасси с ДВС компания FAUN предлагает систему E-POWER — электрический привод гидронасоса надстройки, батарейный блок которой размещается между надстройкой и кабиной и заряжается медленной зарядкой.

 

Электрический привод гидронасоса надстройки. Система E-POWERИсточник фото: faun.comЭлектрический привод гидронасоса надстройки. Система E-POWER

 

Ещё одна компания — Geesinknorba — работает по всем трём направлениям. В основе водородной и полностью электрической технологии Geesinknorba лежит модуль Li-On Power Pro, который состоит из электромотора, скомпонованного с регулируемым гидронасосом и системами охлаждения и управления. Электромотор может запитываться от аккумуляторного блока водородного или полностью электрического шасси.

 

Первый электрический мусоровоз с модулем Li-On Power ProИсточник фото: geesinknorba.comПервый электрический мусоровоз с модулем Li-On Power Pro

 

Гибридные решения Geesinknorba, представляющие собой электрический привод гидронасоса надстройки, включают варианты с блоком литиевых аккумуляторов, который заряжают медленной зарядкой в течение 6–8 часов, либо с блоком свинцово-кислотных аккумуляторов.

Российский опыт. Подготовка к серийному производству

В России также реализуют проекты электрификации грузовиков, и делают это достаточно успешно. В 2023 г. ПАО «КАМАЗ» начнет серийное производство электрического шасси КАМАЗ-53198 4х2 «Чистогор» грузоподъёмностью 12 т. На выставке КомТранс-2021 представили первый электрический мусоровоз с надстройкой Zoellern Mini XL. Ёмкость тяговой аккумуляторной батареи — 156,6 кВт*ч, расчётный запас хода при полной загрузке и с учётом работы надстройки — около 100 км, что позволит выполнить на одной зарядке не менее двух циклов сбора и выгрузки ТКО.

 

Первый грузовой автомобиль на электрической тяге из серии «КАМАЗ-Чистогор»Источник фото: kamaz.ruПервый грузовой автомобиль на электрической тяге из серии «КАМАЗ-Чистогор»

 

[bnr_240x400]

Двумя годами ранее на выставке bauma CTT RUSSIA 2019 компания «Коминвест-АКМТ» представила гибридный дизель-электрический мусоровоз, созданный совместно с ПАО «КАМАЗ». Шасси оснащено дизелем Cummins, электромотором Bosch, автоматической КП. В отличие от европейский гибридов, у которых электрическая только надстройка, гибрид КАМАЗ на скорости до 20 км/ч движется на электрическом ходу и, разогнавшись, автоматически переключается на дизельный. Гидросистема надстройки приводится электромотором. Таким образом, в жилых кварталах мусоровоз работает без шума и дизельного выхлопа.

 

Опытный образец дизель-электрического мусоровоза на шасси КАМАЗИсточник фото: dorkomteh.ruОпытный образец дизель-электрического мусоровоза на шасси КАМАЗ

 

Российские условия эксплуатации отличаются от европейских, но, как показывает опыт, на значительной территории европейские технологии применимы без какой-либо адаптации. Как сказал Дмитрий Каленов, генеральный директор ООО «ТЕХИНКОМ-Комтранс», эксклюзивный дистрибьютор производителя мусоровозной техники ГК «Экомтех-Трейдинг»: «Всё зависит от возможностей потребителей. Если в Москве и Санкт-Петербурге операторы охотно приобретают мусоровозы на импортных шасси и на шасси КАМАЗ последнего поколения, то в регионах востребованы проверенные решения. Думаю, такой же порядок будет и в отношении коммунальных машин на электрических и водородных шасси, которые начнут применять в столице, где уже создана инфраструктура для общественного транспорта подобного типа. Со своей стороны, ГК «Экомтех-Трейдинг» готова изготавливать мусоровозы на самых современных шасси вне зависимости от типа топлива».

Технологии электрического и водородного привода уже достаточно хорошо отработаны европейскими производителями и успешно осваиваются российскими. Осталось решить проблему стоимости электрической и водородной техники, построить зарядную и заправочную инфраструктуры, подготовить генерирующие энергетические мощности, а также обеспечить безопасную транспортировку и хранение водорода. Для российских столиц электрический привод — уже рабочее решение, здесь водородный привод может быть достаточно быстро внедрён. Для регионов более интересной представляется хорошо отработанная технология СПГ.



Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4
4
4
1
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться