Роторные и шнекороторные снегоочистители. Техника для зимнего содержания дорог

Роторные и шнекороторные снегоочистители. Техника для зимнего содержания дорог

28 ноября 2010
Для зимнего содержания дорог, тротуаров и аэродромов используются различные виды оборудования. В данном материале мы подробно расскажем об одном из наиболее востребованных видов снегоуборщиков — роторных (шнекороторных)

Первая роторная снегоуборочная машина появилась в России ещё в начале прошлого столетия: в 1908 г. подобная техника нашла применение на железных дорогах нашей родины. Но основным стимулом к развитию роторной техники стали нужды авиации. В то время для очистки автомобильных дорог использовались простейшие плужные снегоочистители, которые, тем не менее, не могли справиться с очисткой от снега взлётных полос. Здесь для ликвидации снежных заносов необходима была техника с активным снегоочистительным органом, исключающим образование снежных валов. Именно такой техникой стали роторные снегоочистители (одной из разновидностей которых являются шнекороторные снегоочистители). Первые модели роторных снегоочистителей советского производства появились в середине 30-х годов.

Сегодня выделяют два основных типа роторных снегоуборочных машин: с совмещённым циклом (одноступенчатые) и с раздельным рабочим циклом (двухступенчатые). В первом случае и разработка снега, и его транспортировка выполняются одним и тем же устройством. В случае использования двухступенчатого оборудования отделение снега от забоя производится посредством питателя, а отбрасывание снежной массы выполняет метальный аппарат.

Виды роторных снегоуборщиков

Виды роторных снегоуборщиков: а) шнекороторный снегоуборщик;
б) фрезерно-роторный; в) плужно-роторный; г) фрезерный

Одноступенчатые роторные снегоочистители

Преимущества:

  • Благодаря совмещению двух операций такое оборудование более компактно и, как результат, более манёвренно.
  • За счёт снижения нагрузки на ближний к рабочему органу мост снегоуборщик имеет более высокую транспортную скорость.

Недостатки:

  • Снижение производительности машины вследствие нерационального распределения мощности в рабочем органе.

В одноступенчатых снегоуборщиках совмещены две операции — разработка снежной массы и её отбрасывание в сторону от направления движения. При этом скорость резания снега ограничена величинами 9–10 м/с, а процесс транспортировки требует окружных скоростей в 2–3 раза больше (увеличение расстояния, на которое отбрасывается снег, достигается за счёт повышения частоты вращения исполнительного механизма). Это и приводит к потерям мощности и невысокой популярности одноступенчатых снегоуборщиков. Совмещение циклов применяется в двух типах снегоуборочных машин: плужно-роторных и фрезерных.

Одноступенчатый роторный снегоочистительИсточник фото: gazontech.ruОдноступенчатый роторный снегоочиститель

Плужно-роторные снегоуборщики

Данный вид оборудования, имеющий достаточно простую конструкцию, нашёл применение в первую очередь для очистки железнодорожных путей от снежных заносов. В коммунальном хозяйстве плужно-роторные снегоочистители используют редко и главным образом для очистки улиц и тротуаров с формированием снежных валков. При уборке плотного снега «плуги» экономически невыгодны.

Плужно-роторные снегоуборщики устанавливают на тракторы, мини-погрузчики, специальные шасси. Рабочим органом является плуг со встроенными в него роторами (которых может быть один или два). Роторы имеют противоположно направленные лопасти (ножи) винтовой формы. Для рыхления слежавшегося снега используют рабочие кромки лопастей с зубцами.

Фрезерно-плужные снегоуборщики

Популярность фрезерных снегоочистителей пришлась на 60-е гг. прошлого столетия, когда на воронкообразный снежный плуг вместо метательного ротора установили фрезу, которая за счёт вращения измельчала снег и подавала его в раструб. Тем не менее у этой технологии оказалось больше недостатков, нежели достоинств, и они уступили позиции другим решениям, существующим на рынке.

Двухступенчатые роторные снегоочистители

Раздельный принцип удаления снега предполагает, что привод питателя и метательного аппарата осуществляется через индивидуальную кинематическую цепь. Благодаря этому для каждого из механизмов можно выбрать режим работы, форму, расположение и количество конструктивных элементов с учётом оптимальных рабочих условий.

Шнекороторный снегоочиститель производства «Коминвест-АКМТ»Источник фото: dorkomteh.ruШнекороторный снегоочиститель производства «Коминвест-АКМТ»

Выделяют два вида двухступенчатых снегоочистителей: шнекороторные и фрезерно-роторные. Основное отличие между ними состоит в разном исполнении и компоновке питателя, который, в свою очередь, определяет размер шнека, применяемого для разработки снежного массива.

Шнекороторные снегоочистители

Шнекороторные снегоочистители получили наибольшую популярность на территории России. Их устанавливают на автомобили, тракторы и специальные шасси. Предназначение шнекороторных машин — отбрасывание снежных валов, сформированных другими снегоочистителями, и погрузка снега в транспортные средства с помощью погрузочного жёлоба. Они находят применение как для проведения снегоочистительных работ на автомобильных дорогах, так и на аэродромах.

Шнекороторный снегоуборщик «Амкодор 9531-03»Источник фото: amkodor.byШнекороторный снегоуборщик «Амкодор 9531-03»

В ряду шнекороторных снегоочистителей, в свою очередь, выделяют модели, выполненные по одномоторной схеме (передача крутящего момента к навесному оборудованию и отбор мощности на механизм передвижения осуществляются от одного двигателя) и двухмоторной (привод рабочего органа осуществляется от дополнительного дизеля, установленного на раме базового шасси, а передвижение — от штатного двигателя).

Специалисты выделяют ряд недостатков двухмоторной схемы привода шнекороторных снегоочистителей. Назовём основные из них:

  • Нерациональное использование двигателя базового шасси. В рабочем режиме происходит загрузка дизеля только на 10%, частота вращения на протяжении значительного времени меньше номинальной. Данные факторы провоцируют закоксовывание камеры сгорания, клапанов и форсунок, что является причиной преждевременного выхода двигателя из строя и перерасхода горючего.
  • Перекрёстное направление силовых потоков. Ходовой двигатель приводит в движение заднюю тележку автомобильного шасси, а с двигателя, расположенного позади кабины, крутящий момент передается на рабочий орган, навешиваемый перед ней.
  • Перегрузка переднего моста в транспортном режиме. Негативным последствием этого может стать разрушение моста, что предотвращается ограничением скорости движения шнекороторных снегоочистителей до 40 км/ч.

Фрезерно-роторные снегоуборщики

Фрезерно-роторный снегоочиститель Bucher Rolba 1500Источник фото: special-machine.ruФрезерно-роторный снегоочиститель Bucher Rolba 1500

Фрезерно-роторные снегоуборщики имеют такие же функции, как и шнекороторные: уборка уплотнённого снега и валов с последующей погрузкой в грузовой автомобиль или отбрасыванием снега в сторону. С помощью фрезерного оборудования возможно убрать завалы снега высотой до 3 м и отбросить снежную массу на 20 м в сторону. Установка такого оборудования осуществляется на трактор, фронтальный погрузчик, автомобильное или специальное шасси, на стрелу манипулятора. На трактор фрезерное оборудование устанавливают на кронштейнах специальной рамы.



Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,31
5
1
49
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться