Редакция Экскаватор Ру побывала на БЕЛАЗе. Рассказываем, что впечатлило
Журнал КАРЬЕРНАЯ И ГОРНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

Редакция Экскаватор Ру побывала на БЕЛАЗе. Рассказываем, что впечатлило

СКАЧАТЬ PDF
29 февраля 2024
Один из главных белорусских брендов развивает направление промышленного туризма. Желающих побывать на БЕЛАЗе хоть отбавляй: с 2015 года завод посетили более четверти миллиона туристов из 25 стран. Существенную долю иностранных туристов представляют гости из России

Каждому посетителю завода выдают белую брендированную каску и оранжевый жилет — таковы условия техники безопасности. Экскурсия начинается с музея, где собрана вся история завода.

Команда сайта впечатлилась размерами экскаватора БЕЛАЗ BX20012Источник фото: exkavator.ruКоманда сайта впечатлилась размерами экскаватора БЕЛАЗ BX20012

Завод заработал ещё в 1948 году, правда, в то время имел другую специализацию: производил оборудование для торфяных месторождений. В 50-е годы прошлого века активно развивалась горнодобывающая промышленность, ей понадобились большие машины для работы в карьерах. Поэтому в 1958 году завод переориентировали, а название изменили на БЕЛАЗ. С тех пор было разработано более 500 моделей самосвалов, создали огромное количество бульдозеров, машин для подземных работ, погрузчиков и даже аэродромных тягачей. Многие машины представлены в экспозиции в виде уменьшенных копий, в том числе и главная гордость завода — БЕЛАЗ 75710, грузоподъёмность которого составляет 450 тонн. Он занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой двухосный самосвал в мире.

На БЕЛАЗе кранами управляют только женщины

Территория завода очень большая, 112 гектаров, что примерно соответствует размеру 150 футбольных полей. Передвигаться между локациями пришлось в основном на автобусе. К слову, по территории предприятия также ходят свои рейсовые электробусы, есть остановки транспорта, почти как в городе.

Следующим пунктом стал цех главного конвейера. Как нам рассказали, рабочие в сборочном цеху поначалу удивлялись, когда мимо них водили экскурсии, сейчас к посетителям уже привыкли. Экскурсии проходят каждый час, причём бывает много детей, возрастных ограничений на посещение завода нет.

Редакция рекомендует:
ЧЕТРА + Иваново = новый экскаватор!

На большом табло можно увидеть информацию, сколько и каких машин необходимо собрать за месяц, каков процент их готовности. Если цех не укладывается в тайминг, могут вывести вторую и третью смены. Но поскольку вечером, когда мы посещали БЕЛАЗ, основные рабочие смены уже подошли к концу, с выполнением плана было всё хорошо. Зато мы смогли оценить идеальную чистоту и порядок, который оставили после себя рабочие.

Необычно было видеть застывшие в тишине гигантские жёлтые детали, которые уже на следующий день превратятся в машины. Из ворот цеха выезжают 1–3 самосвала в сутки. Перемещают крупные узлы по 90-метровому цеху с помощью конвейера и кранов. Кстати, как нам рассказали, крановщицами на всей территории завода работают только женщины — так повелось исторически. Тем более, что место оператора крана вполне комфортно, в кабине есть даже кондиционер.

Мне сверху видно всё, ты так и знай

На фото: экскаватор БЕЛАЗ BX20012 с ковшом 12 куб.м и 130-тонный водородный самосвал 7513МИсточник фото: exkavator.ruНа фото: экскаватор БЕЛАЗ BX20012 с ковшом 12 куб.м и 130-тонный водородный самосвал 7513М

На территории завода создан полигон для испытаний, максимально приближенный к условиям работы в карьере. Прямо над ним проложена контактная троллейная линия — совсем как для троллейбуса — для испытаний дизель-троллейвозов. Неровности, канавы, горки с уклоном до 14 градусов должны успешно преодолевать карьерные самосвалы. Рабочая скорость машины в карьере — 10–20 км/ч, хотя реально самосвал может развивать скорость до 50–67 км/ч. Абсолютно все машины проходят испытания на полигоне, после чего их моют и готовят к отгрузке. Перевозят БЕЛАЗы по железной дороге, ветка приходит прямо в цех отгрузки, что очень удобно. Для размещения на железнодорожных платформах гигантские машины частично разбирают на узлы и детали.

На площадке неподалёку от ретро-техники стоят огромный современный экскаватор БЕЛАЗ BX20012 и знаменитый уже самосвал грузоподьёмностью 450 тонн. Любые ТТХ стандартных машин, когда стоишь рядом с БЕЛАЗом 75710, блекнут. Самый большой самосвал в мире приводят в движение две дизельные установки суммарной мощностью почти 4 600 л.с. Они крутят два электрогенератора, которые питают четыре мотор-колеса. 5 600 литров топлива на борту. Расход топлива — 1 300 л/100 км. Подробнее о его технических характеристиках мы писали раньше.

Ни один посетитель не может устоять перед соблазном сфотографироваться на фоне 4-метрового колеса гиганта. Одна покрышка весит 5,5 тонны, а таких у самосвала восемь штук. Колеса, к слову, — его самое слабое звено. Именно от несущей способности шин отталкивались разработчики 450-тонника. Интересный факт: шины большего размера не получится установить на самосвал уже хотя бы потому, что они потом не поместятся на железнодорожную платформу.

Сотрудники Экскаватор Ру не упустили возможности сфотографироваться на фоне огромного колесаИсточник фото: exkavator.ruСотрудники Экскаватор Ру не упустили возможности сфотографироваться на фоне огромного колеса

Можно подняться по лестнице, ведущей в кабину водителя самосвала (а это высота 3-этажного дома) и помахать рукой оставшимся на земле коллегам.

Кстати, один из эпизодов народного сериала «Сваты» снимали прямо на территории завода БЕЛАЗ. Ольга Николаевна и Валя катались на этом самом 450-тонном самосвале. Хотите прикоснуться к истории — приезжайте посмотреть и вы.

Таких 450-тонников было собрано всего несколько экземпляров. Первый выпустили в 2013 году, он эксплуатируется на угольном разрезе «Черниговец» в Кемеровской области. Следует признать, что количество карьеров, способных принять самосвал таких габаритов, можно пересчитать по пальцам.

Можно было подняться по лестнице, чтобы увидеть, как водитель управляет самосвалом с высоты трёхэтажного домаИсточник фото: exkavator.ruМожно было подняться по лестнице, чтобы увидеть, как водитель управляет самосвалом с высоты трёхэтажного дома

Градообразующий БЕЛАЗ

В 65-тысячном городе Жодино, пожалуй, нет ни одной семьи, в которой кто-нибудь не работал бы на БЕЛАЗе. Всего на заводе трудится 9 500 работников, причём около 4 тысяч — женщины. В основном работают жители Жодино, но есть и минчане. Обычное явление — династии, когда рабочее любовь к заводу передают из поколения в поколение. И не только потому, что средняя зарплата на заводе довольно высокая. Существует система социальной поддержки и защиты сотрудников.

Малиновый самосвал помнит «Королеву бензоколонки»

Есть на заводе своя фотозона по мотивам кинолегенды. Тем, кто смотрел старый советский фильм «Королева бензоколонки» с участием Надежды Румянцевой, наверняка запомнил уморительную сцену с заправкой БЕЛАЗа. Точно такую же машину восстановили и покрасили в малиновый цвет. Теперь она украшает заводской двор. Сзади БЕЛАЗа к кузову прикрепили качели к восторгу женской части нашей редакции — весёлые снимки получились!

Качели на малиновом самосвале пользуются большим успехомИсточник фото: exkavator.ruКачели на малиновом самосвале пользуются большим успехом

 

Также на Экскаватор Ру можно прочитать, как цифровые советчики водителя самосвала берегут технику и экономят топливо.

Компания БЕЛАЗ продолжает создавать экологичную технику. Мы писали, что главной новинкой 2022 года стал карьерный 130-тонный самосвал в гибридном исполнении.

Новости и статьи о БЕЛАЗ можно читать здесь.

 

Автор: Сергей Малиновский

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,33
5
1
15
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.