Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Qн = 0,01х Нsans х S х (1+0,01 х D) + Нz х 2
где:
Н sans - норма расхода топлива самосвального автопоезда:
Н sans = Н s + Н w х (С пр + 0,5 х q}, л/100 км
где:
Нw - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км или куб.м/100 т.км;
Gпр - собственная масса прицепа, полуприцепа, т;
q - грузоподъемность прицепа, т);
Нs - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Нz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;
Z - количество ездок с грузом за смену;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Н г) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
- 0,25 л жидкого топлива (0,25 куб.м природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава;
- 0,2 куб.м природного газа и 0,1 л. дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.
Такие машины, как карьерные самосвалы БелАЗ, эксплуатируются в более сложных условиях. Для них дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.
Источник фото: belaz.byНорма расхода топлива у Белазов на 1 л больше по сравнению с другими самосвалами
При работа автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности:
- бензина - 2 литра;
- дизельного топлива - 1,3 литра;
- сжиженного газа - 2,5 литра;
- природного газа - 2 куб.м.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей. При этом в качестве нормы принимается норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.
Марка, модель автомобиля | Базовая норма |
Аviа А-ЗОКS | 15 д |
БелАЗ-540, -540А | 135 д |
БелАЗ-548А | 160д |
БелАЗ-548ГД | 200 гсн |
БелАЗ-549. -7509 | 270 д |
БелАЗ-7510. -7522 | 135 д |
БелАЗ-7523. -7525 | 160 д |
БелАЗ-7526 | 135 д |
БелАЗ-7527 | 160 д |
БелАЗ-75401 | 150 д |
БелАЗ-7548 | 160 д |
ГАЗ-САЗ-53Б | 28 |
ГАЗ-93. -93А. -93АЭ. -93Б, -93В | 23 |
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508 | 28 |
ГАЗ-САЗ-3509 | 27 спг (28) |
ГАЗ-САЗ-35101 | 28 |
ЗИЛ-ММЗ-554. -55413. -554М | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, -555-76. -555-80 | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л. -585М | 36 |
ЗИЛ-ММЗ-4502. -45021. -45022 | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-45023 | 50 гсн |
ЗИЛ-ММЗ-4505 | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-45054 | 37.5 спг (37) |
ЗИЛ-ММЗ-138АБ | 37.5 спг (37) |
IFA-W50A | 19д |
IFA-W50L/K | 24 д |
КАЗ-600, -600АВ. -600Б, -600В | 36 |
КАЗ-4540 | 28 д |
КамАЗ-55102 | 32 д |
КамАЗ-55102 (с двигателем ЯМЗ-238) | 35 д |
КамАЗ-5511 | 34 д |
КамАЗ-55111 | 36.5 д |
КамАЗ-55118 | 31 спг плюс 9.0 д (35 д) |
КоАЗ-222. -222Б | 50 д |
КоАЗ-256. -256Б. -256Б1. -256Б1С | 48 д |
КоАЗ-6505 | 50 д |
КоАЗ-6510 | 48 д |
Maqirus-232D19R | 30 д |
Maqirus-290D26R | 44 д |
МАЗ-205 | 33 д |
МАЗ-503, -503А, -503Б, 503В, -503Г | 28 д |
МАЗ-510. -51 ОБ, 510В. -5 ЮГ | 28 д |
МАЗ-511. -512 | 28 д |
МАЗ-513. -51 ЗА | 28 л |
МАЗ-5549. -5551 | 28 д |
МоАЗ-75051 | 85 д |
САЗ-3502 | 28 |
САЗ-3503. -3504 | 26 |
Таtга-138S1. -138S3 | 36 д |
Таtга-148S1М, -148S3 | 36 д |
Таtга-Т815С1, -Т815С1А. -Т815СЗ | 42 д |
Урал-5557 | 34 д |
Урал-55571 (с двигателем ЯМЗ-236) | 34.5 д |
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Специальные масла | Пластичные смазки |
Avia А-ЗОК5 | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
БелАЗ-540, -540А, -7510, -7522. –7526 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
БелАЗ-548, -548А, -549, -7509, -7519, -7521, -7523, -7525, -7527, -75401, -7548 всех модификаций | 4,3 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
ГАЗ-53Б | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-93 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-САЗ-2500, -3507. -3508, -3509. –3510 всех модификаций | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555, -4502, -4505 всех модификаций | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
ЗИЛ-ММЗ-585 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
IFA-W50/A, W50L/K | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
КАЗ-600 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
КАЗ-4540 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КамАЗ-5510, -5511 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-222 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
КрАЗ-256, -6505, -6510 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Magirus-232019К, -290D26К | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
МАЗ-205 | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
МАЗ-503, -510, -511, -512, -513, -5549. –5551 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
МоАЗ-75051 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
САЗ-3502 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
САЗ-3503, -3504 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,3 |
Tatra-138, -148 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Tatra -Т815С всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Урал-5557 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |