БЕЛАЗ-75581 завоевывает симпатии потребителей
Журнал КАРЬЕРНАЯ И ГОРНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

БЕЛАЗ-75581 завоевывает симпатии потребителей

СКАЧАТЬ PDF
28 января 2014
Так сложилось, что карьерные самосвалы грузоподъемностью до 90 тонн включительно выпускаются мировыми производителями подобной техники именно с гидромеханической трансмиссией. Изменил эту традицию Белорусский автозавод, первым в мире создав 90-тонник с электромеханической трансмиссией. Такие машины уже работают в карьерах Южно-Африканской Республики и Российской Федерации

В России местом прописки первого БЕЛАЗ-75581 стала транспортная компания "Регион 42". Как же новый самосвал проявил себя, что называется, в "боевых условиях"? Об этом расскажут главный инженер ООО "Регион 42" Александр Галкин и заместитель генерального директора ОАО "БЕЛАЗ" Дмитрий Заблоцкий, который не так давно побывал в карьере, где эксплуатируется данная машина.

В России местом прописки первого БЕЛАЗ-75581 стала транспортная компания "Регион 42"Источник фото: belaz.byВ России местом прописки первого БЕЛАЗ-75581 стала транспортная компания "Регион 42"

"Регион 42" - место прописки первого 581-го

А.А. Галкин:

- "Регион 42" оказывает услуги по перевозке угля и вскрышной породы на карьерных самосвалах БЕЛАЗ. Мы располагаем автопарком, который насчитывает более сотни БЕЛАЗов грузоподъемностью от 55 до 220 тонн, и количество их постоянно увеличивается. Могу сказать, что техника данной марки надежна, и это проверено временем. Именно мы первыми в России приобрели 90-тонный БЕЛАЗ-75581 с электромеханической трансмиссией. Сейчас эта машина задействована в разрезе "Камышанский" ОАО "СУЭК-Кузбасс". И уже по итогам первых месяцев работы нами было принято решение приобрести в ближайшее время партию таких самосвалов, а также внести их в план закупок на 2014 год.

Д.В. Заблоцкий:

- "Регион 42" я посетил в конце ноября. Одной из целей моего визита было желание посмотреть, как показывает себя в карьере БЕЛАЗ-75581. И мне эту возможность любезно предоставили.

Учредитель данного общества Евгений Витальевич Тырышкин поведал, что когда образовывалась их компания, планировалось взять по лизинговой схеме карьерные самосвалы одного из наших конкурентов, но нужной техники на тот момент не оказалось в наличии в регионе. Тогда было принято решение о приобретении 55-тонников. "И я ни на секунду не пожалел, что занялся именно БЕЛАЗами", - подчеркнул Тырышкин. Эти слова говорят о многом, ведь Евгений Витальевич смог поставить свое дело на широкую ногу.

"Регион 42" оказывает услуги по перевозке угля и вскрышной породы на карьерных самосвалах БЕЛАЗИсточник фото: belaz.by"Регион 42" оказывает услуги по перевозке угля и вскрышной породы на карьерных самосвалах БЕЛАЗ

В карьере легкоузнаваем

Д.В. Заблоцкий:

- Когда мы прибыли в карьер, я поставил единственное условие руководству транспортной компании: чтобы мне предоставили возможность проехать и побеседовать с водителем наедине, дабы избежать какого-либо влияния со стороны, способного склонить к приукрашиванию положительных либо отрицательных (если они есть) черт машины. То есть хотел почерпнуть сведения о 90-тоннике с ЭМТ именно из "первоисточника".

Водители влюблены в свою машину

Д.В. Заблоцкий:

- Когда я поднялся вверх по лестнице, то был весьма удивлен. Во-первых, палуба оказалась такой чистой, прямо как пол в доме. Во-вторых, водитель открыл ящик для инструмента и вытащил оттуда… тапочки. Чистота - это первый признак того, что экипаж хороший: относится к машине как к своей собственной.

Поехали. По дороге я у него начал спрашивать, каков самосвал в эксплуатации, на какой машине он до этого работал. Оказалось, на 130-тонной, но не долго - буквально два месяца, и его пересадили на БЕЛАЗ-75581, который они с напарником помогали собирать. Поэтому можно сказать, что он сам готовил самосвал к вводу в эксплуатацию и знает все вопросы, которые возникали в процессе. Михаил рассказал, что представители Cummins и "Электросилы" так настроили двигатель QSK 30-C и тяговый электропривод КТЭ-90, что машина теперь "просто летает".

БЕЛАЗ-75581 оснащен двигателем QSK 30-C и тяговым электроприводом КТЭ-90Источник фото: belaz.byБЕЛАЗ-75581 оснащен двигателем QSK 30-C и тяговым электроприводом КТЭ-90

Беседуя, приехали под загрузку. Он посигналил, чтоб его пропустили. Я спросил: "Рядом с тобой работают люди на 90-тонниках с гидромеханической трансмиссией. Вы ощущаете разницу в зарплатах?" Он ответил: "Наша машина очень надежная и "тяговитая", что сказывается и на наших зарплатах". Как я понял, водители их экипажа зарабатывают чуть больше коллег, потому что успевают сделать больше рейсов, не нарушая при этом скоростного режима. Ведь в "Регионе 42" грамотно и достаточно жестко построена система контроля за различными нарушениями. Ограничение скорости в карьере 30 километров в час, а там, где идет погрузка-разгрузка - 15. Будь любезен, выполняй! При малейшем нарушении (и все знают, что оно обязательно будет зафиксировано) снимается часть премиальных. А это бьет по самому "больному" месту - по карману. Люди-то приехали сюда деньги зарабатывать.

Только мы стали под загрузку, как начался проливной дождь. Температура была где-то +1 или +2 градуса по Цельсию, а с вечера подмораживало. Когда загрузились, я увидел, что нам предстоит преодолеть довольно серьезный подъем - уклон до 12 процентов. И он так залит водой, что похож на зеркало. Ну, думаю, забраться под такой уклон невозможно. Однако машина поднялась безо всякого "напряга", будто шла по ровной дороге. Я был поражен! Спросил водителя: "Хорошо, эта так свободно идет. А с гидротрансмиссией тоже легко преодолеет скользкий и размытый уклон?" Он ответил: "Еще полчаса такого дождя - и больше ни одна 90-тонная машина на него не заедет. Только эта без проблем взберется на любой уклон". Мотор-колеса в действии!

В самосвале БЕЛАЗ-75581 есть режим электродинамического торможенияИсточник фото: belaz.byВ самосвале БЕЛАЗ-75581 есть режим электродинамического торможения

Когда начали спускаться с горки, Михаил включил режим электродинамического торможения. Я давно уже обратил внимание, что, если человек недостаточно опытен или обучен, он сначала жмет на рабочий тормоз, а уже потом переключается на электродинамику. Михаил же перешел плавно. Возник вопрос: "Рабочими тормозами часто пользуешься?" Он сказал: "На этой машине я рабочим тормозом почти не пользуюсь. На ней очень хорошо держит электродинамический". Соответственно, тормозные колодки и все остальное не изнашивается. Кстати, при спуске двигатель работает очень плавно и спокойно, что свидетельствует о хорошей его согласованности с тяговым электроприводом.

Уже на прощание спросил водителя: "Ну как машина? Ты хочешь на ней и дальше работать или нет?" Он ответил: "А мне другой и не надо. Машина получилась очень хорошей. Моя смена - 12 часов, а она трудится круглосуточно и без выходных: работает, работает и работает".

И эксплуатационщики ею довольны

А.А. Галкин:

- У нас большой опыт эксплуатации карьерных самосвалов марки "БЕЛАЗ". На 90-тонниках БЕЛАЗ-75570 с ГМТ мы работаем уже несколько лет, хотя эта машина тоже сравнительно нова. БЕЛАЗ-75581 с ЭМТ находится у нас лишь несколько месяцев. Поэтому оценить данный самосвал абсолютно объективно пока сложно. Впрочем, даже столь короткого срока хватило, чтобы сделать определенные выводы. Могу сказать, что машины такого класса грузоподъемности гораздо эффективней работают с электромеханикой. Хоть мы и следим за состоянием дорожного полотна и ведением горных работ, но, как здесь рассказывал Дмитрий Васильевич, случается, что вмешиваются сложные метеорологические условия, и дорога становится скользкой. Вот в этих условиях электромеханика всегда ведет себя лучше, чем гидромеханика. Потому что на подъемах электродвигатели позволяют работать всей трансмиссии без пробуксовок, а торможение электродинамикой на виражах и спусках обеспечивает противоскольжение колес. И вообще, самосвалы с ЭМТ не только более высокопроизводительны, но и по расходным материалам обходятся гораздо дешевле, чем собратья с ГМТ. А значит, будущее за электромеханикой. Считаю, что у БЕЛАЗ-75581 хорошее будущее.

Самосвалы с ЭМТ по расходным материалам обходятся гораздо дешевле, чем собратья с ГМТИсточник фото: belaz.byСамосвалы с ЭМТ по расходным материалам обходятся гораздо дешевле, чем собратья с ГМТ

Чистота - залог эффективной работы

Д.В. Заблоцкий:

- В карьере обошел напоследок БЕЛАЗ-75581 вокруг, осмотрел все: думал, увижу какие-нибудь течи, но ничего не нашел. Обычно отсек, где подход к двигателю, у нас зашит тезой - тканью такой. Здесь же сделан люк, из-за чего в подмоторном пространстве чисто. Открыл люк и убедился, что грязь туда вообще не попадает. Это очень чистая машина, и не только потому, что водители по нескольку раз в день драят палубу.

Неприхотливость в техобслуживании

А.А. Галкин:

- Опираясь на свой немалый опыт использования выездных специализированных бригад, могу утверждать: да, машины с ГМТ больше требуют именно гаражного осмотра и обслуживания. Для этого есть объективные причины: большие объемы гидравлических жидкостей и объемы работ по очистке баков, механизмов трансмиссии, главной и бортовых передач, серьезные требования к применению смазочных масел, вопросы по тормозной системе. Всего этого нет на самосвалах с ЭМТ, а двигателю и гидравлике по большому счету достаточно и сезонного обслуживания. Поэтому для техобслуживания БЕЛАЗ-75581 вполне пригодны "полевые" условия, и только для проведения ТО-3 нужны гаражные.

Для ТО БЕЛАЗ-75581 вполне пригодны "полевые" условия, и только для проведения ТО-3 нужны гаражныеИсточник фото: belaz.byДля ТО БЕЛАЗ-75581 вполне пригодны "полевые" условия, и только для проведения ТО-3 нужны гаражные

Основные узлы прошли испытания в карьерах

Д.В. Заблоцкий:

- На БЕЛАЗ-75581 основные узлы перебазировались именно с его собрата с гидромеханической трансмиссией. Значит, они уже прошли испытания в карьерах: потребители подсказывали нам, что требует улучшения в конструкции, а мы выполняли их пожелания. Некоторые проблемные моменты решились сами собой после установки ЭМТ переменно-переменного тока. В этом самосвале мало осталось того, что быстро изнашивается.

Универсальная грузоподъемность

Д.В. Заблоцкий:

- Что касается грузоподъемности 90 тонн, то она универсальна. Наши 130- и 220-тонники тоже хороши. Но для них по технологии нужно увеличивать ширину дорог, использовать экскаватор с бо́льшим ковшом для нормальной эффективной работы. 90-тонник же очень удачно идет на замену машин грузоподъемностью 55 тонн, потому что легко вписывается в их технологию. Единственное, о чем попросило руководство "Региона 42" - это установить на БЕЛАЗ-75581 углевозный кузов. Дело в том, что уголь менее плотный, чем вскрышная порода, а значит занимает больший объем при одинаковой массе.

На БЕЛАЗе-75581 не хватает только углевозного кузоваИсточник фото: belaz.byНа БЕЛАЗе-75581 не хватает только углевозного кузова

А.А. Галкин:

- Машина с этим объемом кузова хороша для технологического процесса угольных предприятий Кузбасса. Она хороша в плане своей производительности. Потому что в ряде мест имеются определенные горные условия, которые не позволяют применять экскаватор с 15-25-кубовым ковшом, а значит, использовать 130-220-тонные карьерные самосвалы. Работают экскаваторы с емкостью ковша 6-7 метров кубических, и цикл для 130-тонника значительно увеличивается, что приводит к падению его производительности. Вот в этих условиях отлично подойдет машина грузоподъемностью 90 тонн. Универсальность ее в том, что она применима и к 6-, и к 15-кубовому экскаватору: получается нормальный цикл, хорошая производительность, тогда как машины большего класса грузоподъемности будут простаивать. 90-тонный же самосвал вполне способен вытеснить 55-60-тонники. Он будет работать на тех же условиях, с тем же экскаватором, а вот по производительности гораздо интересней.

Перспективы на российском рынке

Д.В. Заблоцкий:

- Как бывший конструктор, я оценил БЕЛАЗ-75581: самосвал очень удачен и по компоновке (аккуратный, компактный), и по всему остальному. И он еще заявит о себе в полный голос. Ведь объем мирового рынка карьерных самосвалов этого класса велик. А если учесть, что у конкурентов пока еще нет 90-тонников с электромеханической трансмиссией, у нашей машины хорошее будущее. Думаю, что россияне, пожелав ее приобрести, поедут сначала в "Регион 42", чтобы посмотреть самосвал в деле. Я рад, что первое шасси попало именно туда: машину в любой момент можно будет показать, и самое главное - она будет выглядеть достойно.

Подготовил Дмитрий Булай

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4
4
4
1
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.