Разговор со специалистом. Ассоциация перевозчиков негабаритных грузов о новом в законодательстве
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Разговор со специалистом. Ассоциация перевозчиков негабаритных грузов о новом в законодательстве

СКАЧАТЬ PDF
20 декабря 2021
В сегменте перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов (далее — КТГ) спецтехника занимает значительную долю. И от эффективности этих перевозок напрямую зависит строительство промышленных, гражданских и инфраструктурных объектов

Президент Ассоциации перевозчиков негабаритных грузов Марат БуторинИсточник фото: apnegg.ruПрезидент Ассоциации перевозчиков негабаритных грузов Марат Буторин

С начала октября 2021 г. приём заявок и выдача разрешений на перевозку КТГ переведены в электронную форму. Перевозчики сразу же столкнулись с проблемами как с регистрацией в «Личном кабинете перевозчика», так и с подачей заявок и получением электронного разрешения. Президент Ассоциации перевозчиков негабаритных грузов Марат Викторович Буторин объяснил, в чём суть проблем и как они будут решены.

Сегодня в Ассоциацию перевозчиков негабаритных грузов официально входят 17 компаний с совокупным парком 350 единиц техники. Ассоциация защищает интересы своих членов во всех инстанциях, оказывает перевозчикам консультационную, юридическую и техническую помощь.

— В чём суть проблем с электронными разрешениями?

— Новые правила введены 4 октября 2021 г. приказом Минтранса России от 06.09.2021 г. № 298 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 сентября 2016 г. № 272 и от 5 июня 2019 г. № 167». И с 4 октября началась выдача разрешений в электронном виде с QR-кодом.

В октябре 2021 года приказом Минтранса России были внесены изменения в правила для грузоперевозчиковИсточник фото: apnegg.ruВ октябре 2021 года приказом Минтранса России были внесены изменения в правила для грузоперевозчиков

К сожалению, этот инструмент не был обкатан в тестовом режиме, его сразу запустили в работу. И, что самое печальное и почему наступил кризис, одновременно с запуском электронной системы прекратили приём бумажных заявлений. По замыслу электронный документооборот должен был сосуществовать с бумажным в течение всего 2022 г. и только с 1 января 2023 г. бумага должна была уйти в историю. И если бы придерживались плана, то, думаю, проблем не возникло.

[bnr_240x400]

Есть мнение, что толчком к форсированному переходу на электронный документооборот послужило устное распоряжение с самого верха. Введением электронного документооборота стремились достичь благих целей, упростить и ускорить получение разрешений, тем более что в скором времени введут электронные путевые листы, товаротранспортные накладные, электронные пломбы. Но, в результате того, что программа не была отлажена в тестовом режиме, она работает с серьёзными сбоями. Достаточно упомянуть, что некоторые компании до сих пор не получили пароль от «Личного кабинета перевозчика». Проблема ещё и в том, что федеральные органы оцифрованную федеральную дорожную сеть внесли в систему, а региональные, муниципальные власти с этим не спешили, и до сих пор часть дорог не внесена в общую систему, что практически не даёт возможности выдавать электронные разрешения. Так, за октябрь выдали на всю страну 760 разрешений в электронном виде и 25 тысяч в бумажном из тех, которые заказывали до октября.

Для лучшего понимания приведу пример. Маршрут из Санкт-Петербурга в Тюмень не идёт полностью по федеральным трассам, есть несколько городских обходов, без которых разрешения получить невозможно (и их и не получают). На момент запуска программы в системе не было такого пункта, как морской порт Санкт-Петербург. А из этого порта сколько вывозится грузов? Объёмы очень большие.

Вместе с запуском электронной системы был прекращён приём бумажных заявленийИсточник фото: apnegg.ruВместе с запуском электронной системы был прекращён приём бумажных заявлений

В результате технические проблемы с сайтом накладываются ещё и на организационные проблемы с балансодержателями дорог. Но сейчас местные органы, осознав масштаб трагедии, подключаются к системе. Много жалоб поступило и в аппарат Президента, и в Прокуратуру, и в Минтранс, к проблеме также подключился Совет Федерации. Я думаю, через один или два месяца программа заработает. Единственный нюанс в том, что все перевозки с 4 октября и до запуска программы в рабочем режиме, фактически, нелегальны.

С международными перевозками то же самое — из десяти заявок получает разрешение одна. Но международные перевозчики не могут пройти границу нелегально, поэтому на их деятельности проблема с разрешениями сказывается ещё более пагубно.

Стоит заметить, что многие изменения в правилах сделаны во благо перевозчиков. Нас услышали и, например, убрали требование к точному наименованию груза — ранее из-за одной буквы можно было уехать на штрафстоянку. Плюс исключили лимитированность поездок по одному разрешению, теперь нужно только указывать их количество.

— Рассчитывают ли власти быстро справиться с кризисом: оцифровать региональные и муниципальные дороги и отладить программу?

— Региональные и местные дороги уже в авральном режиме вносят в систему. Моё личное мнение, через месяц–другой программное обеспечение заработает и все забудут об этом кризисе. Перевозчики, скорее всего, будут ждать: объём негабаритных перевозок сравнительно невелик — порядка 5% от общего грузооборота, да и количество перевозчиков невелико.

Главное, чтобы повсеместно был интернет. Чтобы инспектор с планшетом где-нибудь в Ямало-Ненецком автономном округе мог остановить автопоезд и проверить и путевые листы, и пломбы, и разрешения, сверить их с базами данных.

Мнение: через один или два месяца программное обеспечение заработает должным образомИсточник фото: apnegg.ruМнение: через один или два месяца программное обеспечение заработает должным образом

— Возможны ли злоупотребления с QR-кодами?

— Не секрет, что подделывались даже документы Госзнака, в том числе разрешения на перевозку КТГ с нанесением всех степеней защиты. Когда транспортная инспекция либо инспекторы ГИБДД останавливали автопоезд в условиях, когда у них не было связи по рации и доступа к базам данных, то проверить они ничего не могли. Если сейчас так же не будет возможности проверять QR-коды, то подделки будут использоваться повсеместно, по этому поводу иллюзий не питаю.

Другой важный аспект — возможность проверки разрешения грузоотправителем, который несёт ответственность за легальность перевозки. У грузоотправителя должен быть доступ к базе разрешений, чтобы он мог быстро проверить перевозчика, а не как сейчас письменно в «Росдормониторинге» через 30 дней. Если связи с базами данных не будет, этой лазейкой будут пользоваться.

[bnr_240x400]

— Что подразумевается под упрощённым порядком?

— Система разработана таким образом, что если в системе есть все ваши данные, ущерб оплачен, то вы, действительно, можете получить разрешение быстро. Но этот порядок действует только для постоянных маршрутов, для постоянных грузов. Если маршрут и груз новые, то в любом случае оформление займёт от 3 дней до 2 недель. Постоянные маршруты уже 2 года присутствуют в нашем законодательстве, но ими мало кто пользуется — это узкий сегмент перевозок КТГ.

Мнение: у грузоотправителя должен быть доступ к базе разрешенийИсточник фото: apnegg.ruМнение: у грузоотправителя должен быть доступ к базе разрешений

— Если с одной стройки на другую нужно перевезти 60 единиц разной техники — разной массы, как организуется этот транспортный проект?

— Раньше для каждого рейса нужно было указать точную модель машины и на каждую из них оформить разрешение. Для нового порядка критично только возмещение ущерба. Вы собираете машины одного типа и одной массы в группы и оформляете разрешения по группам. Скажем, у вас 10 бульдозеров по 35 тонн каждый — на них оформляете одно разрешение, в котором указываете 10 рейсов. Пишете заявление, в котором указываете нагрузку на каждую ось полуприцепа, после чего программа высчитывает ущерб и выставляет вам счёт на все 10 рейсов. Если у вас 5 буровых весом по 60 т, по ним другая специфика. Возможно, вам необходимо будет сделать проект организации дорожного движения, потому что по отдельным мостам нельзя будет пройти без исследования. На эти 5 буровых вы подаёте заявление, указываете 5 рейсов, уполномоченный орган расписывает вам определённую процедуру: нужно согласовать этот мост или этот путепровод. Плюс вам нужно оплатить ущерб за эти 5 буровых. И так по всей вашей технике.

В перевозках КТГ много нюансов, о которых должен знать логист. Мы пытаемся запустить программу обучения логистике негабаритных грузов и, может быть, запустим, если найдём спонсоров. Это важно не только перевозчикам, это важно всем крупным предприятиям.

 

Новости Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,43
5
3
14
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.