Для исключения возможных неточностей в данном обзоре данные о финансовых результатах каждого из четырех крупнейших производителей приводятся в том виде, как они представлены в официальных отчетах компаний.
Caterpillar
По итогам 2014 г. компания зафиксировала снижение выручки на 1% до $55,18 млрд. Тем не менее в компании называют 2014 г. более успешным, чем прошлый. Строительный сектор Cat прибавил к показателям продаж 2013 года 4%, рекордные продажи наблюдались в сегменте "Энергетика и транспорт". Увеличение продаж строительного оборудования произошло главным образом за счет североамериканского рынка.
Продажи строительной техники по регионам (млн долларов): | Выручка по сегментам (млн долларов): |
Если говорить о 1 квартале 2015 г., то показатели следующие: чистая прибыль - $1,11 млрд, выручка - $12,7 млрд (-4%). Реализация строительного оборудования упала на 7% (выросла только в Северной Америке), оборудования для добывающей промышленности - на 9% (в североамериканском регионе продажи остались примерно на прежнем уровне), показатели в сегменте "Энергетика и транспорт" стабильны.
Сравнение выручки по годам (млн долларов): | Сравнение операционной прибыли по годам (млн долларов): |
Благодаря тому, что значительное число площадок компании находится за рубежом, сильный доллар положительно повлиял на операционную прибыль в 1 квартале 2015 г. (результат - $1,527 млрд, годом ранее - $1,398 млрд).
В 2015 году компания планирует получить выручку в размере $50 млрд.
Komatsu
Чистые продажи Komatsu в финансовом году достигли 1 978,6 млрд японских йен (+1,3% в сравнении с 2013 г.). Операционный доход - 242 млрд йен (+0,7%). Общие продажи строительного, горного и складского оборудования достигли 1 763,4 млрд (+0,6%).
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что продажи у японской компании остались на прежнем уровне. При этом аналитики Komatsu отмечают стабильный спрос на строительное оборудование в Северной Америке и Европе. Увеличению продаж на европейском регионе в большой мере поспособствовал рост в Великобритании. На фоне общего падения в прочих регионах, неплохие результаты были зафиксированы в Индии, Южной Африке, а также Филиппинах.
Продажи строительного, горного и складского оборудования по регионам за 2014 финансовый год и в сравнении с 2013 годом (млн йен)
Отдельное внимание в отчете Komatsu уделено выпускаемой продукции. Так, в прошедшем году были увеличены поставки интеллектуальных бульдозеров (представлены в 2013) и гидравлических экскаваторов (появились на рынке в 2014) - данная тенденция касается Японии, Северной Америки и Европы. Кроме этого, с начала 2014 г. было разработано 18 моделей техники более высокого экологического класса, предназначеной для продажи в этих же регионах. Также в 2014 году был отмечен рост продаж комплектующих.
Главная тенденция 2015 г. - разработка машин для конкретных рынков, в том числе будет расширена линейка интеллектуальной техники (одна из анонсированных новинок - тяжелый бульдозер D155AXi).
Чистые продажи и операционный доход за 2013, 2014 финансовые годы и прогнозные показатели на 2015 год (млрд йен)
Падение спроса на технику в Китае и других развивающихся странах заставляет Komatsu делать неутешительные прогнозы на 2015. По мнению специалистов, в Северной Америке и Европе спрос на строительное оборудование будет стабильным. Прогнозный показатель по чистым продажам составляет 1 880 млрд (-5%), операционный доход - 221 млрд (-8,7%).
Hitachi
Чистые продажи Hitachi по итогам финансового года составили 815,8 млрд японских йен (+1,6%), операционный доход - 54,3 млрд йен (-21,4%). Hitachi, как и другие мировые производители, старалась увеличить долю на рынке Северной Америки (в сотрудничестве с John Deere). В Южной Америке были предприняты шаги по расширению сети продаж и линейки техники на предприятии Deere-Hitachi Brazil. В целом выручка компании в Америке увеличилась на 39,9%.
Что касается рынка Европы, то в компании отметили тенденцию к замедлению во второй половине финансового года.
Продажи Hitachi CM по регионам за 2014 финансовый год и в сравнении с 2013 годом (млн йен)
Чистые продажи Hitachi в 2015 финансовом году планируются на уровне 810 млрд йен, операционный доход - 54 млрд. В компании ожидают, что спрос на гидравлические экскаваторы в США останется на прежнем уровне. В Европе и Японии произойдет некоторое падение спроса. Восстановление ожидается в отдельных регионах Азии, таких как Индия и Тайланд. В Китае, наоборот, специалисты прогнозируют падение продаж. В целом по итогам этого года компания планирует реализовать 170 000 единиц строительной техники. Уменьшение на 10% планируется и в секторе горнодобывающего оборудования.
Чистые продажи и операционный доход за 2013, 2014 финансовые годы и прогнозные показатели на 2015 год (млрд йен)
Volvo
По итогам 2014 г. падение продаж строительного оборудования Volvo составило 1% до 52,9 млрд шведских крон. Если говорить отдельно о четвертом квартале, то объемы продаж снизились на 6% до 12,3 млрд, а операционные убытки - 155 млн (размер операционной прибыли в 4 кв. 2013 г. составил 272 млн).
Помимо ускорившегося падения темпов экономического роста в Китае и трудностей на большинстве рынков за пределами Северной Америки, названных в качестве причин общего снижения продаж представителями всех рассматриваемых нами компаний, в Volvo отдельно упомянули стагнацию в Европе - данная тенденция проявила себя именно ближе к концу года. По итогам всего года продажи в регионе составили 17,2 млрд шведских крон (годом ранее – 16,4 млрд). В Китае упали продажи как непосредственно техники Volvo, так и бренда SDLG.
Приведем также данные о первом квартале 2015 г. Объем продаж снизился на 5% до 12,7 млрд шведских крон, операционная прибыль - до 352 млн (годом ранее - 647 млн). Отдельно отмечается, что рынок Китая в сравнении с 1 кварталом 2014 г. сократился вдвое.
Продажи Volvo CE по регионам за 2014 год (млн шведских крон)