Непосредственная близость к рабочим органам, запыленность и загрязненность рабочей зоны, знакопеременные динамические нагрузки, внешние силовые и атмосферные воздействия предъявляют особые технические требования к изготовлению гидроцилиндров.
За последние годы отчетливо прослеживается рост технического уровня отечественных гидравлических машин. Он достигается во многом за счет повышения качества комплектующих и, в первую очередь, применяемых гидроаппаратов.
Исторически сложилось, что в России данный вид компонентов выпускали как специализированные предприятия, так и заводы-производители гидравлической техники. Специализированные предприятия производили продукцию для крупносерийной и специализированной техники, например тракторов, шахтных крепей, а также универсальные - для широкого ряда гидравлических машин и оборудования. Заводы-производители гидравлической техники изготавливали специзделия мелкими и средними сериями для своих машин. Они вынуждены были дополнительно загружать собственное производство, отвлекая финансовые средства и ресурсы специалистов от решения главных задач - совершенствования выпускаемых и создания новых образцов техники.
В настоящее время ситуация заметно меняется. Заводы-производители гидравлической техники постепенно сокращают выпуск собственных гидроцилиндров, предпочитая размещать заказы на специализированных предприятиях. Вместе с тем ряд российских производителей гидроцилиндров коренным образом пересмотрел свое отношение к номенклатуре и, главное, к качеству выпускаемой продукции. Надежность и долговечность продукции складывается из многих факторов: современной конструкции, унификации элементов, применяемых материалов и комплектующих, технологии обработки деталей, используемого промышленного оборудования и инструмента, организации процесса сборки и испытании, квалификации работников и т. д.
Среди крупных отечественных предприятий, назовем следующие: ОАО "Агрегатный завод" (г. Людиново, Калужская область), ОАО "Омскгидропривод", ООО "Гидроцилиндр" (г. С-Петербург), ОАО "Зерноградгидроагрегат" (Ростовская область), ОАО "Авиаагрегат" (г. Самара), ОАО " Березовский ремонтно-механический завод" (Свердловская область), ОАО "СДМ" (г. Орел) и ряд других. елец-гидроагрегат. Многие компании занимаются продажей экскаваторов и комплектующих к ним.
Наибольших успехов в повышении технического уровня поршневых гидроцилиндров добился коллектив ОАО "Елец-гидроагрегат". Со второй половины 50-х годов прошлого века он выпускал изделия, работающие на низких и средних давлениях в режиме подъема - опускания рабочих органов. Они применялись в основном на тракторах. Но за последние годы было освоено производство мощных моделей высокого давления для техники, работающей в тяжелых эксплуатационных условиях как в циклических, так и постоянно управляемых режимах. Это строительно-дорожные, коммунальные, лесозаготовительные и другие специальные машины.
В настоящее время выпуск гидроцилиндров на заводе составляет более 10 000 штук в месяц, номенклатура - около 500 видов с различными типами исполнений. Среди выпускаемой продукции - образцы с диаметром поршня от 50 до 200 мм, штока - от 30 до 160 мм, ход - до 2200 мм. Среди модификаций - различные типы конструктивных исполнений. По крепежу выпускают 85 разновидностей: вилочные, цапфенные соединения, проушины, в том числе со сферическими подшипниками, фланцы, штоки с внутренней и наружной резьбой и т. д.
По подводу рабочей жидкости: боночные соединения на одной оси и под разным углом, прямые и фасонные трубки различных конфигураций, штуцеры, плоские платы под установку гидрозамков, отверстия в крышках и т. д.
Следует отметить, что за последние четыре года заводом освоено около 400 типов данного вида продукции, а объем их производства увеличился почти в 3 раза. Заметно повысились потребительские свойства продукции. Это достигнуто за счет перегруппировки инженерно-технических служб, технического перевооружения производства современным оборудованием, использования новых технологий, комплектующих, материалов.
Заводы, занимающиеся серийным выпуском, изготавливают гильзы и штоки самостоятельно. Для повышения технического уровня своей продукции передовые отечественные производители стремятся производить основные детали с высокой точностью. Осваивается производство гильз, поршней, штоков, передних втулок, рабочие поверхности которых выполнены по квалитету Н8 и соответственно f8.
Однако при выпуске небольших партий, если невыгодно организовывать полные технологические линии, производится покупка комплектующих: хонингованных или раскатанных труб и хромированных штоков. В России подобные комплектующие не производятся. Их поставляют дилеры фирм Италии, Германии, Румынии и др. Однако здесь нередко возникают проблемы: комплектующие для производства гидроцилиндров зарубежных фирм великолепно рекламируются, но не всегда отвечают требованиям конкретного производства. Поставщики декларируют одно, а продают совсем другое.
Претензии возникают у многих отечественных потребителей штоков и труб. Так, одна российская компания, поставляющая широкую гамму гидроаппаратуры западноевропейских фирм, продала партию штоков диаметром 80 мм с толщиной хрома 14-14,5 мкм вместо гарантированных 20 мкм, а это на 30% ниже декларированного и в 1,7-2,5 раза тоньше отечественного покрытия. На расстоянии 30 мм от каждого торца хромовое покрытие вообще отсутствовало. Фрагментарно на поверхности штоков находились пятна без хромового покрытия. Паспортов на поставляемую продукцию не предоставлялось.
В другом случае потребитель получил от поставщика импортные штоки с толщиной хрома всего 8 мкм. Такое тонкое покрытие в эксплуатации на мобильной технике стало причиной быстрой коррозии. Поступали штоки и с нестабильным химическим составом, что вызывало кипение металла при сварке, снижало качество шва, ухудшало внешний вид штоков.
В крупных мегаполисах эксплуатирующие организации столкнулись еще с одной проблемой. Химические реагенты, используемые зимой для обработки дорожного покрытия, провоцировали стремительную коррозию, и в течение 2-3-х месяцев выходили из строя штоки гидроцилиндров, установленных на машинах для содержания дорог и другой спецтехнике. Это относится в первую очередь к штокам с тонким слоем защитного хромового покрытия. На тех штоках, где обеспечено качественное хромовое покрытие соответствующей толщины, гидроцилиндры полноценно работают не часть сезона, а весь срок службы машины даже в условиях агрессивной среды.
Аналогичная картина и с поставкой импортных хонингованных труб для гильз. При хранении одной из партии заготовок в складском помещении на внутренней рабочей хонингованной поверхности возникла коррозия, которая исключила использование данных труб по своему прямому назначению. Имели случаи поставки хонингованных труб, скрученных по длине. Такой брак затрудняет механообработку в станках из-за возникающих биений. Один из российских производителей получил импортные хонингованные трубы с недопустимой эллипсностью.
Импортные трубы и штоки, поступающие на российский рынок, производятся уважаемыми зарубежными компаниями. В их арсенале штоки с различными типами хромовых покрытий для моделей легких, средних и тяжелых условий работы. То же относится и к хонингованным и раскатанным трубам. Но российскому потребителю поставщики очень часто предлагают более дешевые штоки и трубы, предназначенные для изготовления гидроцилиндров технологического оборудования (всевозможных производственных линий сортировки, упаковки и т. д.) или легких машин, работающих в несоизмеримо щадящих условиях, чем мобильная силовая техника. Плюсовая температура, отсутствие грязи, абразива, пиковых нагрузок, реактивных сил, работа на низких и средних давлениях - все эти факторы снижают требования к изделиям. Упомянутые хонингованные трубы и хромированные штоки для такого, достаточно широкого, применения не вызывают нареканий.
Механический перенос технологии производства гидроцилиндров из универсальных труб и штоков на изготовление образцов для мощной мобильной техники, такой как экскаваторы, погрузчики, манипуляторы, недопустим. Применение импортных хонингованных труб и хромированных штоков требуют индивидуального подхода. Любой специалист отметит, что на внедорожной технике зарубежного производства установлены силовые гидроцилиндры, изготовленные из специальных комплектующих, производители которых строго следят за техническим уровнем своей продукции и правильном ее применении.
Одним из примеров такого подхода может служить шведский концерн "OVACO", который является поставщиком штоков и труб на заводы "Caterpillar" - мирового лидера в производстве мобильной строительно-дорожной, карьерной и другой техники.
Важными элементами любого гидроцилиндра являются штоковые и поршневые уплотнения. В конструкциях используются уплотнения отечественных производителей. Однако многие из них не удовлетворяют современным требованиям эксплуатации. Производители нередко используют уплотнения ведущих фирм Германии, Италии, Швейцарии и т. д. Однако, наряду с уплотнениями западноевропейского производства, с успехом применяются опорные кольца и штоковые манжеты российского изготовителя ЗАО "РГ РЕМСЕРВИС". Эта прогрессивная компания, выпускающая уплотнения с 1995 года, постоянно повышает номенклатуру и технический уровень своей продукции.
Одним из важных условий повышения конкурентоспособности отечественной продукции будет являться широкое развитие межзаводской кооперации. Мы уже видим, что завод (в частности ОАО "Елец-гидроагрегат"), успешно освоивший производство таких ответственных деталей, как передние втулки, поршни, штоки, и имеющий значительный потенциал увеличения их выпуска не боится поставлять свои изделия в качестве комплектующих другим производителям. В результате выигрывают оба предприятия: одно увеличивает объем выпуска определенных деталей, повышая их качество и снижая стоимость, другое повышает технический уровень своей продукции, высвобождая ресурсы для решения своих производственных задач.
Выпуск каждым заводом для собственных нужд бонок, элементов крепления создает неудобства с закупкой материалов, режущего инструмента, распределения рабочей силы. Централизованное производство применяемых каждым предприятием аналогичных деталей, организованное на отдельных заводах дает ощутимый эффект всем специализированным производителям. И это не единственные проблемы, которые стоят перед предприятиями.
В России множество заводов выпускают разнообразные гидроцилиндры. Расширяется рынок продажи комплектующих и гидрооборудования для дорожно-строительнйо техники. Деловая консолидация отечественных производителей позволит вывести самую массовую продукцию из агрегатов гидропривода на высокий конкурентный уровень и обеспечит прочное экономическое положение предприятиям.
По материалам издания
"СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ" №5/2006,
автор статьи Корнюшенко С. И., к.т.н.
Материалы публикуются с разрешения редакции