Сравнительная характеристика гусеничного вездехода ТМ-120 и мини-погрузчика МКСМ-800

Сравнительная характеристика гусеничного вездехода ТМ-120 и мини-погрузчика МКСМ-800

26 мая 2008
Попробуйте сравнить и найти общие черты у двух таких непохожих машин, как огромный гусеничный вездеход ТМ-120 и мини-погрузчик МКСМ-800. И ведь задание это не такое уж и сложное, потому что, хотя на первый взгляд эти два произведения российского автопрома и выглядят персонажами басни про слона и моську, у них, по сути, много общего. И вы в этом сейчас убедитесь.

МКСМ-800Для начала посетим кабину ТМ-120, проверим ее на комфортность. Да-да, это понятие, увы, так не свойственное большей части продукции отечествен­ной автомобильной промышленности, к гусеничному гиганту имеет самое пря­мое отношение. Как это ни удивительно, оформление рабочего места водителя в этой машине скорее напоминает кабину современного импортного грузовика для дальних перевозок. Только вместо руля - штурвал. Современный дизайн панели приборов. Удобные сиденья легко транс­формируются в спальные места. Впро­чем, что можно понять про машину, когда у нее не заведен движок? Ничего. Тогда заводимся. Завелись? Точно завелись? Тогда почему так тихо? А дело все в том, что двигатель этого вездехода распола­гается в отдельном рабочем отсеке. По­тому и шумоизоляция в кабине хорошая. И не только: такое расположение также позволяет совершать техобслуживание двигателя прямо в отапливаемом отсеке, что при дождливой или холодной погоде довольно удобно. Похоже, ТМ-120 - ис­ключение из тех правил, которыми обыч­но руководствуются отечественные ав­томобилестроители. Значит, тем меньше шансов, что по части комфорта они похо­жи с МКСМ-кой: исключений ведь много не бывает, иначе они превращаются в правила. Так? Не так. И это сразу пони­маешь, оказавшись в кабине МКСМ-800.

Мягкое подрессоренное сиденье с воз­можностью регулировки в продольном направлении, удобный ремень безопас­ности. Причем опускаемая на операто­ра рама безопасности служит не только блокировкой функций управления маши­ны при ее поднятии, но и используется как упор для рук. Мощный обогреватель и современная тепло- и шумоизоляция не дадут оператору замерзнуть даже в са­мый лютый мороз. Да и работая, человек не. переутомится: ему понадобится при­лагать минимум усилий, поскольку управ­ляет он движением машины и рабочим оборудованием при помощи двух удобно расположенных джойстиков. Удобство обслуживания изначально заложено в самой конструкции машины: точки тех­нического обслуживания сгруппированы в легкодоступных местах, что позволяет свести временные затраты на техобслу­живание к минимуму. Например, просто открыв задний капот, можно получить доступ к двигателю и его агрегатам. А для доступа к гидросистеме достаточно откинуть и зафиксировать кабину.

Что ж, по комфорту машины действи­тельно похожи. Причем в самом поло­жительном смысле. Попробуем поискать еще какие-либо схожие черты. Может, в конструктивном плане эти Давид и Голи­аф тоже не такие уж разные, как кажется на первый взгляд?

МКСМ-800 представляет собой короткобазовое четырехколесное полнопри­водное шасси с гидрообъемной транс­миссией и очень плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения. Колеса левого и правого бортов приво­дятся в движение отдельными гидро­машинами и могут работать в режиме противовращения. Именно благодаря этому МКСМ легко маневрируют даже на небольшой площадке, притормаживая колеса одного из бортов или заставляя колеса противоположных бортов вра­щаться в разные стороны.

На ТМ-120 также не обошлось без гидравлики. Установленная в машине гидромеханическая коробка передач обеспечивает плавное трогание и дви­жение без рывков при переключении передач, прекрасную поворотливость и маневренность. В сочетании с широкой гусеницей и энергоемкой подвеской эти качества дают машине прекрасную про­ходимость.

Кстати о проходимости, незаменимым свойством ТМ-120 является способность плавать, делающая его проходимость почти абсолютной, тогда как переправа через водные преграды для многих дру­гих подобных машин становится непре­одолимым препятствием. Не пропадет экипаж ТМ-120 и в болоте, так как снегоболотоходные гусеницы позволяют этой машине перемещаться по любому бездо­рожью.

А как с вездеходностью у МКСМ-ки, для которой это качество тоже является совсем не лишним? Оказывается, очень неплохо. И все благодаря последней разработке конструкторов - металличе­ским гусеницам. Их установка на машине существенно повышает ее проходимость и снижает удельное давление на грунт в три раза. Теперь МКСМ не увязнет в пе­ске на стройплощадке, не помнет почву в парке, в лесу или в саду.

Что ж, чем дальше, тем интереснее! Если так, может, и по многофункцио­нальности эти две машины тоже друг дружки стоят? Ну, МКСМ-то по опреде­лению должна быть «на все руки». Ее универсальность обеспечивают семнад­цать видов различного навесного обо­рудования: ковши; вилы; оборудование для уборки улиц от снега и грязи, раз­брасывания противогололедных мате­риалов; экскаваторы; бетоносмеситель и др. А какая может быть универсальность у внедорожника? Оказывается, еще ка­кая! Все дело тут в модульном принципе конструкции ТМ-120, который, кстати, является уникальным для нашего маши­ностроения. На практике это выглядит так: потребитель может приобрести несколько взаимозаменяемых модулей с различным назначением, которые устанаваются пря­мо в кузов вездехода, и при необходимо­сти менять их. Что это за модули? В насто­ящее время уже эксплуатируются:

ТМ с жилым модулем, представляющим собой весьма комфортабельный да к тому же еще и самодвижущийся «дом»; ТМ с универсальным модулем (тут название говорит само за себя); ТМ с модулем-ма­стерской, который позволяет произво­дить электрогазосварочные и ремонтные работы на удаленных и труднодоступных площадках, и ТМ с модулем-лаборатори­ей для исследования скважин. Как нетруд­но догадаться, последняя модификация предназначена специально для нефтяни­ков и газовиков. Причем она позволяет не только проводить исследования, но внутрискважинный ремонт.

ТМ-120Выходит, широкий спектр возможно­стей тоже свойственен обеим машинам. А благодаря ему и та, и другая одинаково легко находят свое место на предприятиях различных отраслей промышленности. Но и на этом их схожесть не заканчивается. Еще одним объединяющим фактором для обеих является новизна.

Появление на рынке вездехода ТМ-120 вообще стало глубоко символичным. А все потому, что первая такая машина увидела свет в 2000 г. - в канун нового тысячелетия. Как ни крути, получается, что ТМ-120 - это машина нового времени. При этом появи­лась она не на пустом месте, вместив в себя весь бесценный опыт, накопленный рос­сийскими автомобилестроителями за де­сятилетия работы над вездеходной техни­кой. Что же касается мини-погрузчика МКСМ-800, машины такого класса в России тоже новички. Их в нашей стране стали изготавливать немно­гим более 10 лет назад. Причем одними из первых были именно МКСМ-ки. Популяр­ность себе эти изделия завоевали быстро. Недаром на сегодняшний день уже более 20 импортных и отечественных компаний производят и поставляют на российский рынок минипогрузчики с бортовым поворотом, грузоподъемность которых от 300 до 1600 кг. Для них одного только навесного обо­рудования делается более 60 различных наименований! Потому-то подобная тех­ника недавно удостоилась чести быть вы­деленной в отдельный класс, и этот новый класс получил название «многоцелевые коммунально-строительные машины». А значит, своей «моложавостью» ТМ-120 и МКСМ-800 тоже похожи. Вот так, казалось бы, совсем разные машины оказались очень близкими родственниками не толь­ко по комфорту для водителя, конструк­ционным особенностям, проходимости и универсальности, но и по своей новизне.

Выходит, у таких разных ТМ-120 и МКСМ-800 сходств больше, чем разли­чий? Представьте себе. Более того, у них есть еще одна общая черта, может быть, даже главная. Эти машины объединяет место их рождения и технического роста - ОАО «Курганский машиностроительный завод».



Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться