До и после: фотографии карьерных экскаваторов десятки лет спустя
Журнал КАРЬЕРНАЯ И ГОРНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

До и после: фотографии карьерных экскаваторов десятки лет спустя

СКАЧАТЬ PDF
23 ноября 2021
Со дня сборки первого карьерного экскаватора произошли немалые изменения как в конструкции машин и их отдельных элементов, так и в рабочих характеристиках техники. Мы подняли архивы производителей и посмотрели, какими были первые горные экскаваторы и как выглядят современные модели

Шагающие драглайны. От первого отечественного до современных моделей

Первый шагающий экскаватор-драглайн советского производства ЭШ-1 был выпущен в 1948 году на Новокрамоторском заводе. Объём ковша составил 3,4 куб.м, длина стрелы достигала 37,5 м. Привод механизмов осуществлялся на переменном токе.

Впервые машина была задействована на Волгодонстрое (1949–1952 годы). После этого техника постоянно дорабатывалась и модернизировалась.

Первый шагающий экскаватор-драглайн ЭШ-1, 1949 годИсточник фото: techstory.ruПервый шагающий экскаватор-драглайн ЭШ-1, 1949 год

Так начали появляться новые модели, в том числе с увеличенным объёмом ковша и длиной стрелы. Одна из них — ЭШ-6/60, выпуск которой НКМЗ наладил в 1958 г. Двумя годами позже на заводе разработали облегчённый ковш со сплошной беззубой режущей кромкой полукруглой формы и увеличенной до 8 куб.м вместительностью. Уже через год вследствие коренной модернизации появился обновлённый ЭШ-10/60.

Самым большим и мощным советским шагающим экскаватором стал ЭШ 100.100, произведённый заводом УЗТМ в 1975 г. Как видно из индекса, объём ковша достигал 100 куб.м, длина стрелы — 100 м. С 1976 года машина работала на Назаровском разрезе Канско-Ачинского угольного бассейна (Сибирь). К слову, такая длина стрелы — 100 м — максимальная и для современных моделей шагающих экскаваторов, выпускаемых Новокрамоторским или Уралмашзаводом.

Самый большой советский шагающий экскаватор ЭШ 100.100, 1976 годИсточник фото: zen.yandex.ru/media/pronaukaСамый большой советский шагающий экскаватор ЭШ 100.100, 1976 год

Одним из наиболее востребованных сегодня является шагающий экскаватор ЭШ 20/90. Общее количество введённых в эксплуатацию машин производства УЗТМ достигает 65 единиц. Техника работает на горнодобывающих предприятиях России, Индии, Монголии, Казахстана, Эстонии и Украины.

Работающий на одном из карьеров Ближнего Востока шагающий экскаватор ЭШ 20/90Источник фото: techstory.ruРаботающий на одном из карьеров Ближнего Востока шагающий экскаватор ЭШ 20/90

Отметим, что на разрезах задействованы как машины, выпущенные в последние годы, так и после капитального ремонта. Так, в 2018 году два шагающих экскаватора ЭШ 20/90, произведённые ещё в 90-е годы, были модернизированы и отгружены для эксплуатации в угольных разрезах, которые разрабатывает компания Northern Coalfields Limited (Индия). Годом позже специалисты Назаровского ГМНУ проводили ремонт ЭШ 20/90 на Тугнуйском разрезе (Бурятия).

В 2019 году «Эльгауголь» запустил в работу шагающий экскаватор ЭШ 20/90Источник фото: ysia.ruВ 2019 году «Эльгауголь» запустил в работу шагающий экскаватор ЭШ 20/90

В качестве примера также приведём экскаватор, который, по словам управляющего директора ООО «Эльгауголь» Ивана Цепкова, был собран в рекордно короткие сроки. ЭШ 20/90 был поставлен в 2019 году на Эльгинский угольный комплекс, где он работает в довольно сложных климатических условиях. Машина укомплектована электроприводом, предназначенным для эксплуатации при предельно низких температурах. Ещё один экскаватор с 2015 года помогает в освоении разреза «Красногорский» компании «Южный Кузбасс».

Гусеничные карьерные экскаваторы. С 85-летней историей

Расскажем историю появления ещё одного востребованного сегодня горного экскаватора. Его производство началось в довоенные годы. Первой моделью стал выпущенный в 1936 году М-IV-Э (IV-М-3), сконструированный в Ленинграде и положивший начало советскому тяжёлому экскаваторостроению.  Это электрическая полноповоротная машина с лопатой, оборудованная стандартной или удлинённой стрелой и ковшом объёмом 3 или 2 куб.м соответственно. Мощность сетевого трёхфазного двигателя составляла 250 кВт.

Испытания карьерного экскаватора М-IV-Э, 1936 годИсточник фото: techstory.ruИспытания карьерного экскаватора М-IV-Э, 1936 год

В годы Великой Отечественной войны выпуск экскаваторов был прекращён. Возобновили производство только через несколько лет по её окончании, в 1947 году. При этом значительно усовершенствованную модель стали производить под новым названием — Э-3, впоследствии — СЭ-3. История появления буквы «С» в индексе такова: группа конструкторов, разрабатывавшая эту модель, получила Сталинскую премию. Фамилия Бориса Ивановича Сатовского, руководителя группы, и вошла в название СЭ-3.

165-тонный экскаватор оборудовали ковшом объёмом 3 куб.м, предназначенным для тяжёлых условий эксплуатации. При этом на машину можно было устанавливать ковши на 4 или 5 куб.м. без необходимости вносить изменения в конструкцию техники. В сравнении с моделью-предшественницей мощность двигателя СЭ-3 была увеличена до 340 кВт.

Погрузка грунта карьерным экскаватором СЭ-3 в самосвал МАЗ-525, 1947 годИсточник фото: techstory.ruПогрузка грунта карьерным экскаватором СЭ-3 в самосвал МАЗ-525, 1947 год

Через некоторое время был выпущен экскаватор ЭКГ-5А, который, к слову, производится и сегодня. Машина представляет собой полноповоротную лопату на электроприводе и гусеничном ходу. Масса экскаватора  была увеличена до 196 тонн, а  объём ковша — до 6,3 куб.м. Мощность двигателя, как и у самой первой модели, составляет 250 кВт.

Современная машина поставляется со стрелой длиной 11,2 м, тогда как длина стрелы СЭ-3 составляла 10,3 м. Максимальная высота выгрузки ЭКГ-5А ниже, чем у её предшественницы — 6,7 м и 7,1 м соответственно.

Выпускается уже более 40 лет. Карьерный экскаватор ЭКГ-5АИсточник фото: techstory.ruВыпускается уже более 40 лет. Карьерный экскаватор ЭКГ-5А

Диапазон температур, при котором возможна бесперебойная работа техники, колеблется в пределах от -40 до +40 градусов. При этом разные модификации позволяют машине работать в условиях арктического (до -60 град.) или тропического (до +50 град.) климата.Массой практически 200 т. Современный ЭКГ-5А от «Уралмашзавода»Источник фото: uralmash-kartex.ruМассой практически 200 т. Современный ЭКГ-5А от «Уралмашзавода»

Cat 374D. С разницей в практически 7 т

Предшественником ещё одного героя нашей подборки — гидравлического экскаватора Cat 374D — стал выпускаемый с 1999 года Cat 365B. О нём и расскажем подробнее.

Эксплуатационная масса машины составляла 67,63 т. Техника поставлялась с 6-цилиндровым двигателем Cat 3196 ATAAC мощностью 409 кВт при 2 000 об/мин.

Габаритные размеры модели следующие: высота — 5,02 м, ширина — 3,5 м, длина — 13,15 м. Было доступно несколько вариантов рабочего оборудования, включая комбинацию удлиненной стрелы 7,8 м и рукояти 3,6 м. Максимальная глубина копания — 9,47 м, высота погрузки — 9,18 м.Производство гусеничного экскаватора Cat 365B было запущено в 1999 годуИсточник фото: specs.lectura.ruПроизводство гусеничного экскаватора Cat 365B было запущено в 1999 году

Позже началось производство Cat 365C. Этот экскаватор был тяжелее предшественника на практически 6 тонн. Фирменный 12-литровый двигатель развивал несколько меньшую мощность (301 кВт). Что касается габаритных размеров модели, то неизменной осталась только её ширина. Длина Cat 365C стала меньше на метр, высота — на полтора метра. Глубина копания также снизилась — до 6,75 м.

На смену предыдущей модели в 2005 году пришел Cat 365CИсточник фото: cat.comНа смену предыдущей модели в 2005 году пришел Cat 365C

В 2010 году на смену Cat 365C пришёл 70-тонный Cat 374D, который был модернизирован годом позже. В результате потребление горючего экскаватором снизилось на 7% (в схеме системы охлаждения был предусмотрен вентилятор с гидроприводом и переменной частотой вращения, что давало возможность экономить топливо). Мощность двигателя в сравнении с предшественником увеличилась на 18% и составила 355 кВт при 1 800 об/мин. Также на 10% повысилась скорость подачи рабочей жидкости в гидросистеме. В сочетании с удлиненной рукоятью и увеличенным диаметром гидроцилиндров ковша это позволило обеспечить большее усилие копания (+17%).

Ещё на машину поставили камеру заднего вида, а в целом техника и её отдельные узлы стали более износостойкими.

В 2010 году запустили в производство экскаватор Cat 374DИсточник фото: bossmachinery.nlВ 2010 году запустили в производство экскаватор Cat 374D

Современная модель имеет массу 74 тонны. Она поставляется с двигателем Cat C15 мощностью 358 кВт. Объём ковша составляет 4,4 куб.м. Его зубья Advansys за счёт улучшенного вхождения в грунт уменьшают продолжительность цикла. Максимальная глубина выемки достигает 7,24 м, высота загрузки — 7,05 м. В час экскаватор может заполнять 33 самосвала грузоподъёмностью 36 тонн.

Функция LiftAssist в режиме онлайн рассчитывает фактический вес груза, поднятого экскаватором. В случае превышения допустимых показателей подаётся звуковой сигнал. Интеллектуальный режим Smart автоматически регулирует мощность двигателя и гидравлики, обеспечивая экономию топлива. Также в Cat 374 используется кнопка запуска двигателя без ключа.

Для выполнения тяжёлых работ экскаватор оборудовали усиленными рабочим оборудованием и верхней и нижней рамами. Отметим, что независимо от того, какие навески используются, система 2D E-Fence позволяет установить границы, за которые экскаватор не выйдет во время работы.Современная модель оснащена функцией LiftAssist и интеллектуальным режимом SmartИсточник фото: cat.comСовременная модель оснащена функцией LiftAssist и интеллектуальным режимом Smart

 

Новости Макси Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,25
4
3
4
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.