Источник фото: xcmg-ru.ruУправление завода мобильных кранов XCMG
Более 30 тысяч кранов в год
Сюйчжоу — средоточие предприятий государственной компании XCMG (Xuzhou Construction Machinery Group Co., Ltd), здесь их более двух десятков. В их числе крупнейший в Китае завод мобильной крановой техники, выпускающий краны на специальных шасси автомобильного типа, на стандартных автомобильных шасси, на 2-осных короткобазных внедорожных шасси. Отсюда продукцию отправляют на внутренний рынок Китая, половину которого занимают краны с логотипом XCMG, а также в 191 страну мира, включая Россию. По итогам 2021 г. продажи достигли 30 тысяч кранов и в последующие годы объёмы продолжили рост.
А начиналось производство кранов в Сюйчжоу в 1963 г. с 5-тонного Q51 на шасси Jiefang (советский ЗИС-150). Сегодня один из сохранившихся Q51 стоит на постаменте у заводоуправления. В 1976 г. завод сделал значительный шаг вперёд, освоив производство крана QY16 на специальном полноприводном шасси, а уже в 1990 г. начали выпуск самого мощного на то время в Китае внедорожного крана грузоподъёмностью (далее г/п) 160 т.
Источник фото: xcmg-ru.ruПервый массовый китайский кран Q51 на шасси Jiefang (ЗИС-150)
Следует отметить, что компания XCMG самостоятельно вела и ведёт разработки крановой техники, без какого-либо содействия со стороны западных партнёров. На базе завода мобильных кранов создан целый проектно-конструкторский институт, разрабатывающий краны и технологии их производства. Ряд оригинальных конструкций и технологий защищены патентами во многих странах мира.
Модельные ряды
Завод выпускает несколько модельных рядов дорожных кранов, в том числе XCT и XCA, которые поставляют в Россию. В XCT входят модели грузоподъёмностью от 25 до 130 т на 3, 4 и 5-осных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно- ходовой рамой и стрелой длиной до 61 м. За последние годы модельный ряд XCT полностью обновлён — запущены в производство модели серии S1 г/п 25, 30, 55 и 70 т и серии G2 г/п 50 и 130 т.
Модельный ряд дорожных кранов XCA г/п от 60 до 4 000 т строят на мощных многоосных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой и независимой гидропневматической подвеской. За последние годы освоили производство новых моделей XCA200G8-1, XCA2600, XCA3000 и XCA4000 г/п 200, 2 600, 3 000 и, а также самого большого в мире мобильного крана XCA4000 г/п 4 000 т, представленного в начале этого года.
Для эксплуатации в стеснённых условиях предназначена линейка короткобазных кранов XCR г/п от 30 до 120 т со стрелами длиной от 35 до 50 м, которую также обновили — запущены модели серии S1 г/п 40, 55, 70 и 90 т.
Источник фото: xcmg-ru.ruКраны XCA600 грузоподъёмностью 600 т
В компании большое внимание уделяют технике с электрическим приводом — гибридной и полностью электрической на литий-ионных АКБ. Так, в последние годы завод начал серийное производство гибридных кранов г/п 25, 60 и 300 т на специальных шасси автомобильного типа и полностью электрического 40-тонного короткобазного крана. Гибридные и электрические краны поставляются, в основном, на внутренний рынок, где на них особенно высок спрос, а также на ряд зарубежных рынков.
Сегодня XCMG продвигает на российском рынке новую линейку кранов XCT, состоящую из 6 моделей (г/п от 20 до 70 т). Габаритный кран XCT20_S г/п 20 т представили на выставке CTT Expo 2024. Кран имеет стрелу длиной 33 м и 8-метровый гусёк. Модели XCT25L4_S1 и XCT25L5_S1 г/п 25 т получили стрелы длиной 36 и 42,6 м, а 30-тонник XCT30_S1 — 44-метровую стрелу. Замыкают линейку краны XCT55_S и XCT70_S1 г/п 55 и 70 т.
Новые модели безопаснее благодаря технологии проектирования на весь срок службы и экономичнее за счёт комплекса энергосберегающих технологий. Они быстрее выдвигают стрелу и поднимают груз, они манёвреннее, устойчивее и безопаснее в движении благодаря интеллектуальному рулевому управлению и тормозной системе. Кабины шасси и крановщика отличаются удобством, комфортом и современным дизайном.
Производственные цеха и технологии
Источник фото: xcmg-ru.ruСварку опоры стрелы, установленной на поворотном столе, выполняет робот
Производственный комплекс общей площадью около 1 млн. м2 включает цеха крановых стрел, кранов грузоподъёмностью от 12 до 80 т, кранов грузоподъёмностью от 80 до 300 т, кранов грузоподъёмностью от 300 до 4 000 т, короткобазных кранов, проектно-конструкторский институт, учебный комбинат, заводоуправление, испытательные площадки, мойки, стоянки. Общая численность персонала завода мобильных кранов — около 6 000 сотрудников.
Компания XCMG производит большую часть компонентов самостоятельно, в том числе многосекционные стрелы овоидного профиля, которыми оснащают все краны XCMG. Стрела — собственная оригинальная разработка, технологию изготовления компания не раскрывает и не допускает посторонних на производство.
Каждый цех представляет собой крупный завод. Здесь сваривают и окрашивают металлоконструкции шасси и крановой установки.
Источник фото: xcmg-ru.ruАвтоматизированный участок производства опоры стрелы
Комплектующие из других цехов и заводов XCMG (стрелы, центральный коллектор, кабины шасси и крановщика в сборе, агрегаты трансмиссии и гидросистемы, электрические и электронные системы), а также покупные изделия (двигатели, колёса, тросы и т. д.) подаются на сборочную линию, где кран поэтапно собирают. Самый короткий такт сборочной линии — 25 минут для крана грузоподъёмностью до 80 т, для более крупных кранов такт длиннее, а самые большие собирают индивидуально тупиковым способом.
В производстве стрел и несущих металлоконструкций используют высокопрочные сорта легированной и нелегированной стали с пределом текучести до 1 100 МПа. Весь листовой и профильный прокат поступает с шанхайского металлургического комбината «Баошань», одного из крупнейших в мире.
Автомобильные краны монтируют на стандартные шасси, поступающие с автомобильного завода XCMG, который находится здесь же, в Сюйчжоу. Для всего остального модельного ряда завод строит специальные шасси автомобильного типа с числом оcей от 2 для 12-тонных кранов до 11 для XCA4000.
Источник фото: xcmg-ru.ruАвтокран на 2-осном шасси готовят к статическим и динамическим испытаниям с контрольными грузами
Выпускать широкий модельный ряд и при этом быстро вводить в производство новые модели позволяет долгосрочное планирование мощностей с расчётом на рост, обширные цеховые пространства, мощное грузоподъёмное оборудование, производственные линии с металлообрабатывающими центрами с ЧПУ, сварочными роботами на базе промышленных манипуляторов и поворотных столов.
Сварочные работы максимально роботизированы, что обеспечивает качественный, однородный сварной шов. Недоступные для робота участки сваривают вручную. После любого вида сварки 100% швов проходят ультразвуковую дефектоскопию, которую проводят специально обученные сотрудники. Рабочие посты компьютеризированы и включены в интеллектуальную производственную систему, которая позволяет контролировать все процессы и выявлять узкие места.
Окраска
Перед окраской конструкции проходят дробеструйную обработку. Дизельные краны окрашивают в фирменный желтый цвет, гибридные и электрические — в белый с декоративными вставками. Возможна также окраска в любой иной цвет по желанию заказчика. Для окраски используют современные экологичные материалы и технологии, которые обеспечивают как высокое качество лакокрасочного покрытия, так и безопасность для людей и окружающей среды.
Контроль качества
Источник фото: xcmg-ru.ruЗаводская испытательная площадка для кранов грузоподъёмностью до 300 т
Все производственные процессы на заводе мобильных кранов сертифицированы по системе менеджмента качества ISO 9001. Качество на производственных этапах контролируют обученные специалисты. Собранные краны проходят программу статических и динамических испытаний на заводских испытательных площадках. Статические испытания проводят с превышением номинальной г/п на 25%, динамические — на 10%.
Для российского рынка краны проходят все процедуры в рамках получения ОТТС, качество и соответствие спецификациям контролируют российские специалисты, выезжающие на производство, на динамические и статические испытания кранов, на испытания на полигоне.
Учебный комбинат
Источник фото: xcmg-ru.ruСборка крана грузоподъёмностью 1 200 т для испытаний
Ежегодно в учебном комбинате проходят курсы обучения, переобучения и повышения квалификации более 2 000 человек — крановщиков, механиков, инженеров. Программа предусматривает прогрессивные методы обучения с применением тренажёров-симуляторов и систем виртуальной реальности. Проводят курсы 14 инструкторов с большим практическим опытом.
Компания разработала несколько тренажёров-симуляторов на весь модельный ряд кранов, аппаратная часть которых полностью повторяет кабину крановщика. Единое для всех тренажёров программное обеспечение состоит из постепенно усложняющихся крановых операций, на которые накладывают смену времени суток, сезона, погодных условий. Чтобы взбодриться, предусмотрены игровые задания: провести груз по змейке, положить яйцо в подставку при внезапном боковом ветре, налить вино в бокал. Программное обеспечение переведено на многие языки, в том числе на русский.
Источник фото: xcmg-ru.ruОбучение на тренажёре-симуляторе крана XCMG ускоряет и упрощает обучение
Систему виртуальной реальности применяют при обучении сервисных инженеров и механиков, в противном случае пришлось бы разрабатывать и строить множество стендов. Программное обучение симулирует ошибки при выполнении крановых операций, а обучаемый с помощью очков виртуальной реальности и джойстиков должен отыскать их причину.
Не обошлись и без традиционных стендов. Как выяснилось, они эффективны в обучении электриков. Разработаны наиболее востребованные стенды электросистем дорожного 25-тонного крана и внедорожного крана большой грузоподъёмности, на которых также имитируют неисправности, причину которых электрик должен найти.
Источник фото: xcmg-ru.ruСтенд для обучения электрика, который имитирует неисправности электросистемы
Завод XCMG в Сюйчжоу — один из крупнейших и передовых мировых центров разработки и производства мобильных кранов, поставляющий конкурентоспособную продукцию. Для российских строителей он приобрёл особое значение как источник современной техники большой грузоподъёмности после ухода европейских, японских и американских крановых брендов.
Автор: Леонид Малютин