Создание инженерного экскаватора высокой мобильности (HMEE) стало результатом пятилетней программы проектирования, разработки и испытаний, что позволило дебютировать на выставке Conexpo в России.
HMEE способен перемещаться со скоростью до 55 миль/ч (88 км/ч) как по дорогам, так и по пересеченной местности, что позволяет командирам боевых частей получать немедленное материально-техническое обеспечение авангарда войск. Изначально спроектированная и построенная для армии США, машина была закуплена министерствами обороны Великобритании, Новой Зеландии, Швеции, Австралии, Германии и ОАЭ и находилась на вооружении в Ираке и Афганистане.
Машина HMEE специально разработана как высокоскоростной защищенный экскаватор, обладающий высокой мобильностью и имеющий возможность немедленного самостоятельного развертывания. Основным конструктивным параметром было соблюдение требований армии США и оснащение ее экскаватором, имеющим высокую скорость и мобильность, способным поддерживать высокомобильные самоходные тактические войска при развертывании или при передвижении на большие расстояния. Первоначально данное требование распространялось на небронированные транспортные средства, однако вскоре оно было перенесено и на создание защищенных машин, без потери мобильности и быстродействия.
В настоящее время в эксплуатации находятся три типа экскаваторов-погрузчиков HMEE: модификации AKit, BKit и CKit.
Машина AKit HMEE является основной машиной такого типа, состоящей на вооружении армий США и ОАЭ. Она оборудована защитой, расположенной под кабиной, на крыше и за аккумуляторной батареей. BKit HMEE представляет собой более высокий уровень машины, полностью защищенной и оcнащенной дополнительной вертикальной броней, подходящей для установки на машине модификации AKit. Машины такого типа состоят на вооружении армий США и Новой Зеландии и приобрели значительную популярность. В настоящее время в эксплуатации находятся более 425 таких машин. Силами трех инженеров преобразование машины модификации АKit в ВKit занимает всего 24 часа. Машина может транспортироваться посредством самолета Hercules с минимальными подготовительными работами и самолета Boeing C17 или эквивалентного ему, в котором транспортировка может производиться без предварительной подготовки.
Машина CKit HMEE разработана с учетом возникающих опасностей и конкретных требований британской армии с целью значительного повышения уровня защиты.
Такие усовершенствования включают в себя:
- Установка дополнительной брони на днище;
- Кресло, поглощающее энергию взрыва;
- Композитное противоосколочное покрытие.
Такой вариант машины также подготовлен для установки следующего оборудования: радиостанции боевого управления, электронной системы контрмер и камер ситуативного информирования (одна камера переднего обзора и две камеры заднего обзора). Машина модификации CKit состоит на вооружении армий Великобритании, Швеции, Австралии и ОАЭ, при этом дополнительные машины производятся для немецкой армии.
Выполнение всех вышеперечисленных требований к конструкции техники HMEE способствовало созданию уникальной машины, способной впервые даже с установленным оборудованием преодолевать большие расстояния по сложной местности с комфортом и оснащенной системами, позволяющими водителю эффективно работать сразу по прибытии на место. Все это позволяет резко сократить время цикла как во время выполнения задач, так и в промежутке между ними. Также технические характеристики машины (ее высокая мобильность) позволяют снизить потребность в дополнительной материально-технической поддержке (в тягачах, прицепах и последующей защите автоколонны, а также в дополнительных операторах и водителях), что делает работу более экономичной, более производительной и более эффективной.
Машина HMEE может самостоятельно перемещаться на расстояние до 400 км. Впервые в применении для военных целей мобильная инженерно-техническая помощь может быть оказана незамедлительно, что позволяет поддерживать высокий темп проводимых операций, а также обеспечивать недоступные ранее мобильность и скорость.
Командиры боевых частей теперь обеспечены логистической поддержкой, что значительно увеличивает возможности для:
- мобильности — открытия и очистки путей и дорог;
- противодействия мобильности — создания препятствий для врагов;
- выживаемости — предоставления основных услуг (снабжения водой и продовольствием), строительства оборонительных позиций и уступов, прокладки кабелей и труб.
Кроме того, наличие устройств защиты, ни одно из которых не ухудшает общую производительность машины HMEE, допускает ее использование в широком диапазоне оперативной обстановки, от операций по поддержанию мира в период выполнения задач государственного строительства и вплоть до военных действий. Ни одна другая машина не предлагает такого разнообразия опций и возможностей, которые обеспечивают командира подразделения действительно высокофункциональной машиной.
Существует большое количество гражданских задач, которые может выполнять машина HMEE, начиная от немедленного реагирования на аварии, оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях до текущего ремонта трубопроводов, с учетом возможностей использования ее высокой скорости, запаса хода и мобильности в условиях пересеченной местности. Кроме того, машины HMEE могут использоваться с целью поддержания безопасности, например, при ее использовании британской городской полицией с целью обеспечения поддержки безопасности при проведении Олимпийских игр в Лондоне.
Компания JCB занимается созданием военной техники на протяжении почти 40 лет. Машина HMEE является новейшим, специально разработанным продуктом в перечне военных транспортных средств, который также включает в себя следующие машины: высокомобильный вилочный погрузчик повышенной проходимости (HMRTF) и высоко мобильный трактор Fastrac (HMF).
Машина HMEE компании JCB оснащается подвеской всех колес и антиблокировочной системой тормозов, позволяющей управлять остановкой машины в сложных условиях. Она имеет двухместную кабину, оснащенную кондиционером, которая обеспечивает уникальный комфорт водителя и защищенную рабочую среду. Использование шин, остающихся в рабочем состоянии после прокола, снижает влияние факторов внешней среды и позволяет водителю добраться до безопасного места.
Машина HMEE имеет массу около 16 180 кг вместе с броней (BKit и CKit) и 13 500 кг без брони (AKit), полный привод, четыре управляемых колеса и 6,7-литровый дизельный двигатель и может поднять более 2 040 килограмм и копать на глубину почти 3,94 м.
Для экскаватора производства JCB характерно использование усиленных управляемых передних и задних мостов. Оба моста включают дифференциалы производства JCB с мягкой блокировкой, позволяющие включение блокировок на ходу.
Разработанные с учетом высокой скорости и мобильности, машины HMEE оснащены тремя режимами рулевого управления, осуществляемого оператором:
- управление двумя колесами для движения по дороге; механическое рулевое управление передними колесами с усилителями за фиксированные задние колеса;
- управление четырьмя колесами для выполнения погрузки и работы в ограниченном пространстве; механическая система переднего рулевого управления и синхронизированная гидростатическая система заднего рулевого управления.
Крабовый ход для движения параллельно стенам, по боковым откосами другим препятствиям при работе в близи от них. Механическая система переднего рулевого управления и синхронизированная гидростатическая система заднего рулевого управления.
В настоящее время на вооружении семи армий во всем мире находится более 700 машин HMEE. Польза от использования машин HMEE была доказана во время выполнения многих функций и задач военного или гражданского, а также инженерного и неинженерного предназначения. Благодаря своим уникальным возможностям данные машины предлагают своим пользователям широкий спектр вариантов использования.
Технические характеристики машины JCB HMEE
Скорость | 88 км/ч | Двигатель | Форсированный Cummins QSB6,7 литров, 200 л.с. |
Масса | 13,5 тонн для A Kit | Трансмиссия | ZF6WG160 |
16,18 тонн для BKit и CKit | Мосты | Мосты JCB SD80 | |
Высота | 3,89 м до верха кондиционера | Подвеска | Hyde and Weber |
Длина | 9,39 м | Тормоза | Пневмогидравлические на всех колесах с ABS |
Ширина | 2,44 м | Шины, устойчивые к проколам | Bridgestone 445/80 R25, обладающие способностью сохранять рабочее состояние после прокола. |
Подвеска | Четыре режима | Рулевое управление | Три режима |
Перемещение | Высокое положение и независимая подвеска всех колес | Два колеса | Передние колеса поворачиваются, задние остаются зафиксированными подобно автомобильным. |
Транспортировка | Низкое положение подвески с целью соответствия требованиям к грузам, предъявляемым со стороны аэропорта. | Четыре колеса | Передние колеса поворачиваются, задние колеса поворачиваются в противоположном относительно передних колес направлении, сокращая радиус поворота. |
Экскаватор | Подвеска задних колес в нижнем, заблокированном положении, имитируя жесткое крепление заднего моста к шасси; малый свободный ход передних колес наподобие осцилляции переднего моста. | Режим "крабового" хода | Передние и задние колеса поворачиваются в одном направлении. |
Погрузчик | Передние колеса блокируются, имитируя фиксированный передний мост малый свободный ход задних колес наподобие осцилляции заднего моста. | Буксировка | Машина оснащена пневмовыходами для подключения к тормозной системе прицепа массой до5 тонн. |
Экскаватор | Экскаватор производства JCB с глубиной копания 3,94 м | Погрузчик | Ковш 4-в-1 объемом 1м3 |
Ожидаемый срок службы | 20 лет | ||
Кабина | Оборудованная кондиционером двухместная кабина поддерживает долговременную концентрацию внимания оператора, способствует снижению рисков и повышению производительности. | Контрольные порты | Порты дистанционного контроля гидравлики и масел обеспечивают удобную диагностику. |
Бортовая компьютерная диагностика | Возможности осуществления бортовой компьютерной диагностики позволяют быстро на месте осуществлять техническое обслуживание и ремонт. |