Тема аренды и лизинга подъемно-транспортной техники вызывает сегодня у всех участников отрасли неподдельный интерес. Многие производители и поставщики, в первую очередь, мобильной подъемно-транспортной техники (средств напольного транспорта, подъемников с рабочими платформами, башенных и самоходных кранов, а также землеройных машин) уже предлагают российским потребителям дополнительные услуги, среди которых можно назвать аренду и лизинг этой техники. Главный вопрос — ответ, на который в ближайшее время определит темпы развития этого сегмента рынка в России — заключается в том, насколько востребованными окажутся эти услуги для потребителей и готовы ли они будут заплатить за них предложенную цену.
Во многих странах мира уже сформировалась разветвленная инфраструктура, обслуживающая арендный сектор рынка. Созданы многочисленные профессиональные ассоциации, объединяющие арендные и прокатные компании: «American Rental Association» (ARA), «Rental Association of Canada» (RAC), «Hire Association Europe» (HAE), «Hire and Rental Industry Association of Australia» (HRIA) и др. Издаются специализированные периодические издания: «Rental Management Magazine», «European Rental News», «Rental Equipment Register» и др. В рамках крупнейших международных выставок, среди которых можно назвать «СеМАТ» (г.Ганновер, ФРГ), «APEX/RentEX» (г. Маастрихт, Нидерланды), «INTERMAT» (г.Париж, Франция), «BAUMA» (г.Мюнхен, ФРГ) проходят многочисленные семинары, конференции и симпозиумы на тему аренды мобильной подъемно-транспортной и строительной техники.
По экспертным оценкам, приведенным в прошлом сентябре на выставке «APEX/RentEX 2002», доходы от аренды мобильной подъемно-транспортной и строительной техники в мировом масштабе достигли $50 млрд., из которых около $25 млрд. приходятся на Северную Америку, $6 млрд. — на Японию, около $15 млрд. — на Европу и $4 млрд. — на оостальной мир. Причем в разных странах Европы объемы аренды этой техники распределяются неоднородно. На Великобританию приходится около $5 млрд., на ФРГ — $3 млрд., на Францию — $2 млрд., на Испанию — $750 млн., на Нидерланды — $600 млн. и на Италию — $400 млн. В России объем доходов от аренды оценивается в $ 150 млн. Характерно то, что доходы от аренды оборудования растут быстрее, чем доходы от продаж аналогичной техники. Среди основных факторов, определяющих рост арендного бизнеса в мире, эксперты выделяют:
• соотношение стоимости и производительности труда;
• стоимость капитала;
• государственные стандарты по технике безопасности;
• набор дополнительных услуг, предлагаемых арендодателями;
• возможности арендных компаний по обслуживанию техники.
Следует отметить, что вышеназванные организации ARA, RAC и др., а также специализированные издания «Rental Management Magazine», «European Rental News» и др. регулярно проводят исследования аарендного рынка в своих странах, что позволяет профессиональным участникам отрасли планировать свою деятельность , как на среднесрочный, так и на долгосрочный период. Если же говорить о России, то ни государственные организации, ни частные компании или их группы пока не готовы вкладывать серьезные средства в детальное изучение арендного рынка и сценариев его развития — хотя многие специалисты и заявляют о его перспективности, что является свидетельством начального этапа развития этого рынка в России и объясняет отсутствие развитой инфраструктуры, а также актуальной и детальной информации о рынке.
Поэтому у многих участников конференции вызвал интерес доклад генерального директора компании «МС Консалтинг» Сергея Николаевича Николаева об обеспечении эффективного бизнеса в сфере аренды в России. В 2001 году компания «МС Консалтинг» проводила исследование российского рынка аренды этой техники. Основными целями исследования была оценка следующих параметров:
· объем арендного рынка;
· состав парка арендуемых машин;
· услуги, сопутствующие аренде техники;
· потребности арендаторов и др.
В результате обработки статистической информации и проведения анкетного опроса строительных и дорожных организаций были получены следующие данные. Около 95% объема сдаваемых в аренду машин приходятся на специализированные строительно-монтажные организации, а также бывшие и действующие тресты и управления механизации: это преимущественно средние и крупные организации — их общее количество превышает 4 500. Остальные 5% приходятся на дилеров и торговые предприятия, а также на производителей техники и специализированные арендные предприятия.
Что же касается парка эксплуатируемых машин, то, по статистике, 40-60% парка составляют машины с истекшим сроком службы. Кроме того, доля импортных машин по отдельным видам составляет всего 5-20%. Были выявлены следующие характерные особенности услуг по аренде мобильной подъемно-транспортной и строительной техники:
· ограниченная номенклатура арендуемых машин;
· отсутствие возможности выбора сменного рабочего оборудования к арендуемой машине;
· арендаторам предлагаются в основном сильно изношенные и морально устаревшие машины, с низкими характеристиками производительности;
· низкое качество сервисного обслуживания машин арендодателями;
· преимущественная сдача в аренду машин вместе с машинистами (около 90% случаев);
· доставка арендуемой техники к месту ее использования и обратно (на 50-60%);
· заправка машин топливом преимущественно (на 50-60%) невысокого качества.
Подавляющее большинство российских арендаторов, участвовавших в опросе, оценили существующий уровень организации арендного бизнеса как низкий. На основе этих результатов можно сделать вывод о том, что российские арендаторы не удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Это означает, что компании -арендодатели, которые предложат приемлемую цену за услуги высокого качества, смогут за короткий период времени значительно увеличить число своих клиентов. Следует подчеркнуть, что вопрос ценообразования на услуги аренды является ключевым и для стран с развитыми рынками. Сегодня зарубежные арендные компании используют следующие методы формирования цен на свои услуги:
- себестоимость плюс плановые накопления;
- на уровне цен конкурентов;
- на уровне потребительской ценности услуги.
Можно сказать, что сегодня преобладает третий метод. Таким образом, сначала определяется уровень потребительской ценности услуги, а уже затем арендодатель рассчитывает уровень ддопустимых затрат.
Эстафету докладчиков принял исполнительный директор компании «Паллет Тракс-Ком» Артем Владимирович Вирронен. По классической схеме в лизинговой сделке участвуют три стороны:
· производитель/ поставщик оборудования,
· лизингодатель (лизинговая компания)
· лизингополучатель.
Г-н Вирронен поделился со слушателями своим опытом работы с лизингодателями и лизингополучателями. Большинство российских клиентов, желающих приобрести складскую технику на условиях лизинга, не всегда четко представляют себе сроки и процесс оформления лизинговой сделки. Нередко возникает ситуация, когда клиент обращается к поставщику в критической ситуации и хочет как можно быстрее получить нужное ему оборудование, не подозревая, что процесс оформления сделки может затянуться. А если отсутствующая техника может сильно повлиять на производственный процесс и каждый день простоя приносит клиенту убытки, он уже не может ждать, и вынужден сразу покупать у поставщика технику, несмотря на все достоинства лизинговых схем.
Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, речь идет о недостаточном распространении информации об условиях лизинговых сделок из-за того, что данный порядок работы для многих фирм-поставщиков складского оборудования пока не стал реально действующей схемой, а является лишь вспомогательным элементом в работе с клиентами. С другой стороны, и лизинговые компании тоже далеко не всегда выстраивают четкие схемы работы с поставщиками оборудования. Другая проблема касается минимальной суммы лизинговой сделки. У многих лизинговых компаний установлены лимиты по лизингу, причем они, как правило, устанавливаются на единицу техники (например, не менее $5000). И даже если клиент готов приобрести на условиях лизинга сразу несколько единиц ооборудования стоимостью по $4000, но сумма сделки по совокупности превышает уустановленный лимит, то заявка все равно рассматривается.
Не все лизинговые компании согласны брать на себя риски, связанные с реализацией комплексных проектов, когда объектом лизинга выступает не отдельные единицы складской техники, а их совокупность — например, складской комплекс, включающий в себя и другое оборудование, а также элементы инфраструктуры. Часть риска при этом мог бы взять на себя поставщик оборудования. Однако, как показывает практика, во многих случаях при подготовке лизинговой сделки поставщик оборудования по тем или иным причинам отстраняется от переговорного процесса. Часто бывает так, что клиент после проведения ппереговоров с банком или лизинговой компанией, не до конца поняв преимущества лизинговой схемы, вообще отказывается от нее — в результате он уходит и от поставщика оборудования, предложившего ему приобрести технику на условиях лизинга. Поэтому поставщик оборудования должен быть активным участником всех этапов переговорного процесса, а также выступать гарантом по сделке (например, гарантируя обратный выкуп оборудования), что позволит снизить риск для других ее участников. Только в этом случае лизинговые схемы получат широкое распространение и завоюют рынок. Заместитель генерального директора ЗАО «Московская лизинговая компания» («МЛК») Михаил Викторович Ткаченко в своем выступлении говорил о правовом регулировании лизинга в России и о тенденциях, которые сегодня складываются на этом рынке. Действующее законодательство РФ определяет следующие отличительные черты лизинговой деятельности:
· в схеме лизинговой сделки участвуют как минимум три субъекта (лизинговая компания, лизингополучатель и продавец оборудования);
· лизинг является инвестиционным видом деятельности (именно так его трактуют налоговые и др. государственные органы);
· ускоренная амортизация оборудования, переданного в лизинг.
Сегодня лизинговые компании разработали основные критерии, которым должна отвечать лизинговая сделка и которые могут быть в ближайшее время закреплены на законодательном уровне. По мнению профессиональных участников, лизинговой является такая сделка, объект которой амортизируется в процессе лизинга не менее чем на 60%. Такая позиция лизинговых компаний обусловлена сегодня тем, что под псевдолизинговой схемой многие производители и продавцы оборудования маскируют обычную сделку его купли-продажи с отсрочкой платежа (с целью получения налоговых льгот). Говоря об инвестиционном характере лизинга, необходимо также отметить, что, судя по опыту «МЛК» и многих других компаний, лизинговая сделка должна не менее чем на 50% финансироваться из средств самой лизинговой компании. В противном случае существует риск, что налоговые органы признают эту сделку не отвечающей критериям лизинга, — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это важно еще и в связи со вступлением в силу в феврале 2002 года закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласо которому лизинг исключен из перечня лицензируемых видов деятельности. Это означает, что сегодня практически любой хозяйствующий субъект может заниматься лизинговой деятельностью. И для потенциальных лизингополучателей — а также для производителей и продавцов оборудования — часто ввстает вопрос, на что они должны ориентироваться при выборе профессиональной лизинговой компании.
Заметим, что сегодня на российском рынке лизинговых услуг конкуренция между компаниями происходит уже не в ценовом сегменте (ставки привлечения финансирования у многих лизинговых компаний почти не отличаются , а в сегменте предоставления дополнительных услуг клиентам. Также не менее значим критерий надежности лизинговой компании.
