Конференция «Аренда и лизинг ПТО в России»

Конференция «Аренда и лизинг ПТО в России»

10 апреля 2003
В мероприятии от 10 апреля 2003 года организованнм в рамках выставки “HANDLEX RUSSIA 2003” приняли участие около 50 специалистов из разных городов России и Украины, что, несомненно, подтверждает высокий интерес к этой теме у профессионального сообщества. На конференции состоялось два заседания, первое из которых было посвящено аренде, а второе – лизингу ПТО.

Тема аренды и лизинга подъемно-транспортной техники вызывает сегодня у всех участников отрасли неподдельный интерес. Многие производители и поставщики, в первую очередь, мобильной подъемно-транспортной техники (средств напольного транспорта, подъемников с рабочими платформами, башенных и самоходных кранов, а также землеройных машин) уже предлагают рос­сийским потребителям до­полнительные услуги, сре­ди которых можно назвать аренду и лизинг этой тех­ники. Главный вопрос — ответ, на который в ближайшее время определит темпы раз­вития этого сегмента рынка в России — заключается в том, насколько востребованными окажутся эти услуги для потребителей и готовы ли они будут заплатить за них предложенную цену.

Во многих странах мира уже сформировалась разветвленная инфраструктура, обслуживающая арендный сектор рынка. Созданы многочисленные профессиональные ассоциации, объединяющие арендные и прокатные компании: «Americ­an Rental Association» (ARA), «Rental Association of Cana­da» (RAC), «Hire Association Europe» (HAE), «Hire and Rental Industry Association of Austral­ia» (HRIA) и др. Издаются специализированные периодические издания: «Rental Mana­gement Magazine», «European Rental News», «Rental Equip­ment Register» и др. В рам­ках крупнейших междуна­родных выставок, среди которых можно назвать «СеМАТ» (г.Ганновер, ФРГ), «APEX/RentEX» (г. Маастрихт, Нидерланды), «INTERMAT» (г.Париж, Франция), «BAUMA» (г.Мюнхен, ФРГ) проходят многочисленные семинары, конференции и симпозиумы на тему аренды мобильной подъемно-транспортной и строительной техники.

По экспертным оцен­кам, приведенным в прошлом сентябре на выставке «APEX/RentEX 2002», до­ходы от аренды мобильной подъемно-транспортной и строительной техники в мировом масштабе достигли $50 млрд., из которых около $25 млрд. прихо­дятся на Северную Амери­ку, $6 млрд. — на Японию, около $15 млрд. — на Евро­пу и $4 млрд. — на оостальной мир. Причем в раз­ных странах Европы объемы аренды этой техники распределяются неоднородно. На Великобританию приходится около $5 млрд., на ФРГ — $3 млрд., на Францию — $2 млрд., на Испанию — $750 млн., на Нидерланды — $600 млн. и на Италию — $400 млн. В России объем доходов от аренды оценивается в $ 150 млн. Характерно то, что дохо­ды от аренды оборудования растут быстрее, чем доходы от продаж аналогичной техни­ки. Среди основных факторов, определяющих рост арендно­го бизнеса в мире, эксперты выделяют:

• соотношение стоимости и производительности труда;

• стоимость капитала;

• государственные стандарты по технике безопас­ности;

• набор дополнительных услуг, предлагаемых арендо­дателями;

• возможности арендных компаний по обслуживанию техники.

Следует отметить, что вышеназванные организации ARA, RAC и др., а так­же специализированные издания «Rental Management Magazine», «European Rental News» и др. регулярно про­водят исследования аарендного рынка в своих странах, что позволяет профессио­нальным участникам отрасли планировать свою деятельность , как на среднесрочный, так и на долгосрочный период. Если же говорить о Рос­сии, то ни государствен­ные организации, ни частные компании или их группы пока не готовы вкладывать серьез­ные средства в детальное изу­чение арендного рынка и сценариев его развития — хотя многие специалисты и заявля­ют о его перспективности, что является свидетельством на­чального этапа развития этого рынка в России и объясняет отсутствие развитой инфраструктуры, а также актуальной и детальной информации о рынке.
Поэтому у многих участников конференции вызвал интерес доклад генерального директора компании «МС Консалтинг» Сергея Никола­евича Николаева об обеспе­чении эффективного бизнеса в сфере аренды в России. В 2001 году компания «МС Консалтинг» проводила иссле­дование российского рынка аренды этой техники. Основ­ными целями исследования была оценка следующих па­раметров:

· объем арендного рынка;

· состав парка арендуе­мых машин;

· услуги, сопутствующие аренде техники;

· потребности арендато­ров и др.

В результате обработки статистической информации и проведения анкетного опроса строительных и дорожных ор­ганизаций были получены сле­дующие данные. Около 95% объема сдаваемых в аренду машин приходятся на специализированные строительно-монтажные организации, а также бывшие и действующие тресты и управления механизации: это преимущественно средние и крупные организации — их общее количество превышает 4 500. Остальные 5% приходятся на дилеров и торговые предприятия, а также на производителей техники и специализированные арендные предприятия.

Что же касается парка эксплуатируемых машин, то, по статистике, 40-60% парка составляют машины с истекшим сроком службы. Кроме того, доля импортных машин по отдельным видам состав­ляет всего 5-20%. Были выявлены следую­щие характерные особенно­сти услуг по аренде мобиль­ной подъемно-транспортной и строительной техники:

· ограниченная номенклатура арендуемых машин;

· отсутствие возможности выбора сменного рабочего оборудования к арендуемой машине;

· арендаторам пред­лагаются в основном сильно изношенные и морально устаревшие машины, с низкими характеристиками произво­дительности;

· низкое качество сервисного обслуживания машин арендодателями;

· преимущественная сдача в аренду машин вместе с машинистами (около 90% случаев);

· доставка арендуемой техники к месту ее использо­вания и обратно (на 50-60%);

· заправка машин топливом преимущественно (на 50-60%) невысокого качества.

Подавляющее большин­ство российских арендаторов, участвовавших в опросе, оценили существующий уровень организации арендного бизнеса как низкий. На основе этих результатов можно сделать вывод о том, что российские арендаторы не удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Это означает, что компании -арендодатели, которые предложат приемлемую цену за услуги высокого ка­чества, смогут за короткий период времени значительно увеличить число своих клиентов. Следует подчеркнуть, что вопрос ценообразования на услуги аренды является ключевым и для стран с развитыми рынками. Сегодня зарубежные арендные компании используют следующие методы формирования цен на свои услуги:

  1. себестоимость плюс плановые накопления;
  2. на уровне цен конкурентов;
  3. на уровне потребительской ценности услуги.

Можно сказать, что сегодня преобладает третий метод. Таким образом, сначала определяется уровень потребительской ценности услуги, а уже затем арендодатель рассчитывает уровень ддопустимых затрат.

Эстафету докладчиков принял исполнительный директор компании «Паллет Тракс-Ком» Артем Влади­мирович Вирронен. По классической схеме в лизинговой сделке участвуют три стороны:

· производитель/ поставщик оборудования,

· лизингодатель (лизинговая компания)

· лизингополуча­тель.

Г-н Вирронен поделился со слушателями своим опы­том работы с лизингодателя­ми и лизингополучателями. Большинство российских клиентов, желающих при­обрести складскую технику на условиях лизинга, не всегда четко представляют себе сроки и процесс оформления лизинговой сделки. Нередко возникает ситуация, когда клиент обращается к поставщику в критической ситуации и хочет как можно быстрее получить нужное ему оборудование, не подозревая, что процесс оформления сделки может затянуться. А если отсутствующая техника может сильно повлиять на производственный процесс и каждый день простоя приносит кли­енту убытки, он уже не может ждать, и вынужден сразу покупать у поставщика технику, несмотря на все достоинства лизинговых схем.

Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, речь идет о недостаточном распространении информации об условиях лизинговых сде­лок из-за того, что данный порядок работы для многих фирм-поставщиков складского оборудования пока не стал реально действующей схемой, а является лишь вспомогательным элементом в работе с клиентами. С другой стороны, и лизинговые компании тоже далеко не всегда выстраивают четкие схемы работы с поставщиками оборудования. Другая проблема касается минимальной суммы лизинго­вой сделки. У многих лизинговых компаний установлены ли­миты по лизингу, причем они, как правило, устанавливают­ся на единицу техники (напри­мер, не менее $5000). И даже если клиент готов приобрести на условиях лизинга сразу несколько единиц ооборудования стоимостью по $4000, но сумма сделки по совокупности превышает уустановленный лимит, то заявка все равно рассматривается.

Не все лизинговые компа­нии согласны брать на себя риски, связанные с реализацией комплексных проектов, когда объектом лизинга выступает не отдельные единицы складской техники, а их совокупность — например, складской комплекс, включающий в себя и другое оборудование, а также элементы инфраструктуры. Часть риска при этом мог бы взять на себя поставщик оборудования. Од­нако, как показывает практи­ка, во многих случаях при подготовке лизинговой сделки поставщик оборудования по тем или иным причинам отстраняется от переговорного процесса. Часто бывает так, что кли­ент после проведения ппереговоров с банком или лизинговой компанией, не до конца поняв преимущества лизинговой схемы, вообще отказывается от нее — в результате он уходит и от поставщика оборудования, предложившего ему приобрести технику на условиях лизинга. Поэтому поставщик обо­рудования должен быть активным участником всех этапов переговорного процесса, а также выступать гарантом по сделке (например, гаранти­руя обратный выкуп оборудо­вания), что позволит снизить риск для других ее участни­ков. Только в этом случае ли­зинговые схемы получат ши­рокое распространение и завоюют рынок. Заместитель генерально­го директора ЗАО «Москов­ская лизинговая компания» («МЛК») Михаил Викторович Ткаченко в своем выступле­нии говорил о правовом регу­лировании лизинга в России и о тенденциях, которые се­годня складываются на этом рынке. Действующее законодательство РФ определяет следующие отличительные черты лизинговой деятельности:

· в схеме лизинговой сделки участвуют как минимум три субъекта (лизинговая компания, лизингополучатель и продавец оборудования);

· лизинг является инвестиционным видом деятельности (именно так его трактуют налоговые и др. государственные органы);

· ускоренная амортизация оборудования, переданного в лизинг.

Сегодня лизинговые ком­пании разработали основ­ные критерии, которым должна отвечать лизинго­вая сделка и которые могут быть в ближайшее время закреплены на законодательном уровне. По мнению профессиональных участни­ков, лизинговой является та­кая сделка, объект которой амортизируется в процес­се лизинга не менее чем на 60%. Такая позиция лизин­говых компаний обусловлена сегодня тем, что под псев­долизинговой схемой мно­гие производители и продав­цы оборудования маскируют обычную сделку его купли-продажи с отсрочкой плате­жа (с целью получения нало­говых льгот). Говоря об инвестицион­ном характере лизинга, необ­ходимо также отметить, что, судя по опыту «МЛК» и мно­гих других компаний, лизинговая сделка должна не менее чем на 50% финансироваться из средств самой лизинговой компании. В противном случае существует риск, что налоговые органы признают эту сделку не отвечающей критериям лизинга, — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это важно еще и в связи со вступлением в силу в фев­рале 2002 года закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», соглас­о которому лизинг исключен из перечня лицензируемых видов деятельности. Это означает, что сегодня практически любой хозяйствующий субъект может заниматься лизин­говой деятельностью. И для потенциальных лизингополу­чателей — а также для производителей и продавцов оборудования — часто ввстает вопрос, на что они должны ориентироваться при выборе профессиональной лизинговой компании.

Заметим, что сегодня на российском рынке лизинговых услуг конкуренция меж­ду компаниями происходит уже не в ценовом сегменте (ставки привлечения финансирования у многих лизинго­вых компаний почти не отличаются , а в сегменте предоставления дополнительных услуг клиентам. Также не менее значим критерий надежности лизинговой компании.

По материалам журнала «ПТО».
 


Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
5
5
5
8
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться