Конференция «Аренда и лизинг ПТО в России»

Читать в телеграм
10 апреля 2003
В мероприятии от 10 апреля 2003 года организованнм в рамках выставки “HANDLEX RUSSIA 2003” приняли участие около 50 специалистов из разных городов России и Украины, что, несомненно, подтверждает высокий интерес к этой теме у профессионального сообщества. На конференции состоялось два заседания, первое из которых было посвящено аренде, а второе – лизингу ПТО.

Тема аренды и лизинга подъемно-транспортной техники вызывает сегодня у всех участников отрасли неподдельный интерес. Многие производители и поставщики, в первую очередь, мобильной подъемно-транспортной техники (средств напольного транспорта, подъемников с рабочими платформами, башенных и самоходных кранов, а также землеройных машин) уже предлагают рос­сийским потребителям до­полнительные услуги, сре­ди которых можно назвать аренду и лизинг этой тех­ники. Главный вопрос — ответ, на который в ближайшее время определит темпы раз­вития этого сегмента рынка в России — заключается в том, насколько востребованными окажутся эти услуги для потребителей и готовы ли они будут заплатить за них предложенную цену.

Во многих странах мира уже сформировалась разветвленная инфраструктура, обслуживающая арендный сектор рынка. Созданы многочисленные профессиональные ассоциации, объединяющие арендные и прокатные компании: «Americ­an Rental Association» (ARA), «Rental Association of Cana­da» (RAC), «Hire Association Europe» (HAE), «Hire and Rental Industry Association of Austral­ia» (HRIA) и др. Издаются специализированные периодические издания: «Rental Mana­gement Magazine», «European Rental News», «Rental Equip­ment Register» и др. В рам­ках крупнейших междуна­родных выставок, среди которых можно назвать «СеМАТ» (г.Ганновер, ФРГ), «APEX/RentEX» (г. Маастрихт, Нидерланды), «INTERMAT» (г.Париж, Франция), «BAUMA» (г.Мюнхен, ФРГ) проходят многочисленные семинары, конференции и симпозиумы на тему аренды мобильной подъемно-транспортной и строительной техники.

По экспертным оцен­кам, приведенным в прошлом сентябре на выставке «APEX/RentEX 2002», до­ходы от аренды мобильной подъемно-транспортной и строительной техники в мировом масштабе достигли $50 млрд., из которых около $25 млрд. прихо­дятся на Северную Амери­ку, $6 млрд. — на Японию, около $15 млрд. — на Евро­пу и $4 млрд. — на оостальной мир. Причем в раз­ных странах Европы объемы аренды этой техники распределяются неоднородно. На Великобританию приходится около $5 млрд., на ФРГ — $3 млрд., на Францию — $2 млрд., на Испанию — $750 млн., на Нидерланды — $600 млн. и на Италию — $400 млн. В России объем доходов от аренды оценивается в $ 150 млн. Характерно то, что дохо­ды от аренды оборудования растут быстрее, чем доходы от продаж аналогичной техни­ки. Среди основных факторов, определяющих рост арендно­го бизнеса в мире, эксперты выделяют:

• соотношение стоимости и производительности труда;

• стоимость капитала;

• государственные стандарты по технике безопас­ности;

• набор дополнительных услуг, предлагаемых арендо­дателями;

• возможности арендных компаний по обслуживанию техники.

Следует отметить, что вышеназванные организации ARA, RAC и др., а так­же специализированные издания «Rental Management Magazine», «European Rental News» и др. регулярно про­водят исследования аарендного рынка в своих странах, что позволяет профессио­нальным участникам отрасли планировать свою деятельность , как на среднесрочный, так и на долгосрочный период. Если же говорить о Рос­сии, то ни государствен­ные организации, ни частные компании или их группы пока не готовы вкладывать серьез­ные средства в детальное изу­чение арендного рынка и сценариев его развития — хотя многие специалисты и заявля­ют о его перспективности, что является свидетельством на­чального этапа развития этого рынка в России и объясняет отсутствие развитой инфраструктуры, а также актуальной и детальной информации о рынке.
Поэтому у многих участников конференции вызвал интерес доклад генерального директора компании «МС Консалтинг» Сергея Никола­евича Николаева об обеспе­чении эффективного бизнеса в сфере аренды в России. В 2001 году компания «МС Консалтинг» проводила иссле­дование российского рынка аренды этой техники. Основ­ными целями исследования была оценка следующих па­раметров:

· объем арендного рынка;

· состав парка арендуе­мых машин;

· услуги, сопутствующие аренде техники;

· потребности арендато­ров и др.

В результате обработки статистической информации и проведения анкетного опроса строительных и дорожных ор­ганизаций были получены сле­дующие данные. Около 95% объема сдаваемых в аренду машин приходятся на специализированные строительно-монтажные организации, а также бывшие и действующие тресты и управления механизации: это преимущественно средние и крупные организации — их общее количество превышает 4 500. Остальные 5% приходятся на дилеров и торговые предприятия, а также на производителей техники и специализированные арендные предприятия.

Что же касается парка эксплуатируемых машин, то, по статистике, 40-60% парка составляют машины с истекшим сроком службы. Кроме того, доля импортных машин по отдельным видам состав­ляет всего 5-20%. Были выявлены следую­щие характерные особенно­сти услуг по аренде мобиль­ной подъемно-транспортной и строительной техники:

· ограниченная номенклатура арендуемых машин;

· отсутствие возможности выбора сменного рабочего оборудования к арендуемой машине;

· арендаторам пред­лагаются в основном сильно изношенные и морально устаревшие машины, с низкими характеристиками произво­дительности;

· низкое качество сервисного обслуживания машин арендодателями;

· преимущественная сдача в аренду машин вместе с машинистами (около 90% случаев);

· доставка арендуемой техники к месту ее использо­вания и обратно (на 50-60%);

· заправка машин топливом преимущественно (на 50-60%) невысокого качества.

Подавляющее большин­ство российских арендаторов, участвовавших в опросе, оценили существующий уровень организации арендного бизнеса как низкий. На основе этих результатов можно сделать вывод о том, что российские арендаторы не удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Это означает, что компании -арендодатели, которые предложат приемлемую цену за услуги высокого ка­чества, смогут за короткий период времени значительно увеличить число своих клиентов. Следует подчеркнуть, что вопрос ценообразования на услуги аренды является ключевым и для стран с развитыми рынками. Сегодня зарубежные арендные компании используют следующие методы формирования цен на свои услуги:

  1. себестоимость плюс плановые накопления;
  2. на уровне цен конкурентов;
  3. на уровне потребительской ценности услуги.

Можно сказать, что сегодня преобладает третий метод. Таким образом, сначала определяется уровень потребительской ценности услуги, а уже затем арендодатель рассчитывает уровень ддопустимых затрат.

Эстафету докладчиков принял исполнительный директор компании «Паллет Тракс-Ком» Артем Влади­мирович Вирронен. По классической схеме в лизинговой сделке участвуют три стороны:

· производитель/ поставщик оборудования,

· лизингодатель (лизинговая компания)

· лизингополуча­тель.

Г-н Вирронен поделился со слушателями своим опы­том работы с лизингодателя­ми и лизингополучателями. Большинство российских клиентов, желающих при­обрести складскую технику на условиях лизинга, не всегда четко представляют себе сроки и процесс оформления лизинговой сделки. Нередко возникает ситуация, когда клиент обращается к поставщику в критической ситуации и хочет как можно быстрее получить нужное ему оборудование, не подозревая, что процесс оформления сделки может затянуться. А если отсутствующая техника может сильно повлиять на производственный процесс и каждый день простоя приносит кли­енту убытки, он уже не может ждать, и вынужден сразу покупать у поставщика технику, несмотря на все достоинства лизинговых схем.

Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, речь идет о недостаточном распространении информации об условиях лизинговых сде­лок из-за того, что данный порядок работы для многих фирм-поставщиков складского оборудования пока не стал реально действующей схемой, а является лишь вспомогательным элементом в работе с клиентами. С другой стороны, и лизинговые компании тоже далеко не всегда выстраивают четкие схемы работы с поставщиками оборудования. Другая проблема касается минимальной суммы лизинго­вой сделки. У многих лизинговых компаний установлены ли­миты по лизингу, причем они, как правило, устанавливают­ся на единицу техники (напри­мер, не менее $5000). И даже если клиент готов приобрести на условиях лизинга сразу несколько единиц ооборудования стоимостью по $4000, но сумма сделки по совокупности превышает уустановленный лимит, то заявка все равно рассматривается.

Не все лизинговые компа­нии согласны брать на себя риски, связанные с реализацией комплексных проектов, когда объектом лизинга выступает не отдельные единицы складской техники, а их совокупность — например, складской комплекс, включающий в себя и другое оборудование, а также элементы инфраструктуры. Часть риска при этом мог бы взять на себя поставщик оборудования. Од­нако, как показывает практи­ка, во многих случаях при подготовке лизинговой сделки поставщик оборудования по тем или иным причинам отстраняется от переговорного процесса. Часто бывает так, что кли­ент после проведения ппереговоров с банком или лизинговой компанией, не до конца поняв преимущества лизинговой схемы, вообще отказывается от нее — в результате он уходит и от поставщика оборудования, предложившего ему приобрести технику на условиях лизинга. Поэтому поставщик обо­рудования должен быть активным участником всех этапов переговорного процесса, а также выступать гарантом по сделке (например, гаранти­руя обратный выкуп оборудо­вания), что позволит снизить риск для других ее участни­ков. Только в этом случае ли­зинговые схемы получат ши­рокое распространение и завоюют рынок. Заместитель генерально­го директора ЗАО «Москов­ская лизинговая компания» («МЛК») Михаил Викторович Ткаченко в своем выступле­нии говорил о правовом регу­лировании лизинга в России и о тенденциях, которые се­годня складываются на этом рынке. Действующее законодательство РФ определяет следующие отличительные черты лизинговой деятельности:

· в схеме лизинговой сделки участвуют как минимум три субъекта (лизинговая компания, лизингополучатель и продавец оборудования);

· лизинг является инвестиционным видом деятельности (именно так его трактуют налоговые и др. государственные органы);

· ускоренная амортизация оборудования, переданного в лизинг.

Сегодня лизинговые ком­пании разработали основ­ные критерии, которым должна отвечать лизинго­вая сделка и которые могут быть в ближайшее время закреплены на законодательном уровне. По мнению профессиональных участни­ков, лизинговой является та­кая сделка, объект которой амортизируется в процес­се лизинга не менее чем на 60%. Такая позиция лизин­говых компаний обусловлена сегодня тем, что под псев­долизинговой схемой мно­гие производители и продав­цы оборудования маскируют обычную сделку его купли-продажи с отсрочкой плате­жа (с целью получения нало­говых льгот). Говоря об инвестицион­ном характере лизинга, необ­ходимо также отметить, что, судя по опыту «МЛК» и мно­гих других компаний, лизинговая сделка должна не менее чем на 50% финансироваться из средств самой лизинговой компании. В противном случае существует риск, что налоговые органы признают эту сделку не отвечающей критериям лизинга, — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это важно еще и в связи со вступлением в силу в фев­рале 2002 года закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», соглас­о которому лизинг исключен из перечня лицензируемых видов деятельности. Это означает, что сегодня практически любой хозяйствующий субъект может заниматься лизин­говой деятельностью. И для потенциальных лизингополу­чателей — а также для производителей и продавцов оборудования — часто ввстает вопрос, на что они должны ориентироваться при выборе профессиональной лизинговой компании.

Заметим, что сегодня на российском рынке лизинговых услуг конкуренция меж­ду компаниями происходит уже не в ценовом сегменте (ставки привлечения финансирования у многих лизинго­вых компаний почти не отличаются , а в сегменте предоставления дополнительных услуг клиентам. Также не менее значим критерий надежности лизинговой компании.

По материалам журнала «ПТО».
 
Оцените статью
5
5
5
8
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться