Кооперация стала решением проблемы нехватки производственных мощностей. Интервью с представителем «ДСТ-Урал»
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Кооперация стала решением проблемы нехватки производственных мощностей. Интервью с представителем «ДСТ-Урал»

СКАЧАТЬ PDF
15 июня 2023
Санкционное давление и связанные с ним проблемы в экономике коснулись многих компаний. Сегодня приходится искать замену ушедшим с рынка игрокам и новые пути поставок продукции, а также решать множество других вопросов. Как с трудностями справляются на заводе «ДСТ-УРАЛ», рассказал Артём Танин-Шахов, директор по развитию предприятия

Об искусственном снижении плана выпуска

Артём Танин-Шахов, директор по развитию предприятия «ДСТ-УРАЛ»Источник фото: tm10.ruАртём Танин-Шахов, директор по развитию предприятия «ДСТ-УРАЛ»

Проблемы, с которыми столкнулся «ДСТ-Урал», являются общими для рынка. В последнее время часто обсуждаются вопросы, связанные с уходом с рынка зарубежных партнёров, рухнувшими цепочками поставок агрегатов и запасных частей, выстраивавшимися годами. Клиенты отдельных компаний остались без технической поддержки и запчастей. Более того, остановились или замедлились многие производства.

— Мы в первой половине 2022 года были вынуждены искусственно снизить план выпуска техники, чтобы не столкнуться с дефицитом запчастей. Также пришлось вручную контролировать складские запасы и цепочки поставок агрегатов. Очень большой ресурс был потрачен на замещение иностранных поставщиков, особенно по гидравлике. Так как в основном весь наш импорт исторически был завязан на Германию, можно смело утверждать, что на 90% мы лишились продукции из данной страны и вынуждены были налаживать сотрудничество с другими компаниями из дружественных государств. Как оказалось, заменить немецкий продукт реально, и по факту это не привело к катастрофическим последствиям. Наоборот, у местных производителей появился шанс проявить себя, — подчеркнул Артём Танин-Шахов.

Несмотря на ряд серьёзных вызовов, предприятию удалось увеличить клиентскую базу: после ухода конкурентов в компанию стали обращаться с заказами клиенты, которые ранее даже не смотрели в сторону отечественного производителя. Это обусловлено тем, что образовался дефицит в нишевых решениях, где ранее доминировали 1–2 иностранных узкоспециализированных поставщика-монополиста. Заводу удалось обернуть ситуацию в свою пользу, так как, по словам спикера, на предприятии умеют в сжатые сроки создавать новые машины под таких спецклиентов, делать штучный, а не массовый продукт. Речь идёт, например, о спецмульчерах, траншеекопателях, сварочных базах, технике для лесной отрасли.

Импортозамещение: от сборочных операций до выпуска дорогостоящих узлов

Компания успешно производит импортозамещающие планетарные редуктораИсточник фото: tm10.ruКомпания успешно производит импортозамещающие планетарные редуктора

Как рассказал специалист, из-за сбоев в цепочках поставок и ухода ряда партнёров в компании начали самостоятельно производить планетарные редуктора — целую линейку под разные нагрузки и типы техники. Успешно импортозамещены несколько сложных немецких коробок, работающих совместно с гидромоторами гидростатической трансмиссии.

Решить этот вопрос удалось в том числе из-за улучшения ситуации с господдержкой импортозамещения. Если ранее акцент делался на поддержку конечных заводов и сборочных производств, то сейчас помощь оказывается также производителям узлов, агрегатов и запчастей.

[bnr_240x400]

— Ещё 7 лет назад, чтобы соответствовать критерию локального производства, достаточно было выполнять несложные сборочные операции на территории РФ, работать с металлом. А все дорогостоящие, технологически насыщенные узлы привозились из-за границы. Не было никаких заградительных пошлин, постановлений, мер поддержки, грандов, субсидий для агрегатчиков. Сейчас ситуация в этом плане существенно изменилась в лучшую сторону, — резюмировал А. Танин-Шахов.

Отдельно спикер упомянул о том, что колоссальные усилия были затрачены на то, чтобы переделать конструкторскую документацию почти на всю выпускаемую технику, согласование и организацию работы с новыми поставщиками, обучение людей.

Работа в кооперации

«ДСТ-УРАЛ» на протяжении нескольких лет развивает кооперацию с другими предприятиямиИсточник фото: tm10.ru«ДСТ-УРАЛ» на протяжении нескольких лет развивает кооперацию с другими предприятиями

Сегодня завод планомерно наращивает выпуск продукции на 5–10% ежемесячно, но всё равно производство пока не успевает за запросами рынка и потенциальным планом продаж. Впрочем, активная и, самое главное, эффективная работа по устранению этой проблемы ведётся уже не первый год. Так, «ДСТ-УРАЛ» на протяжении нескольких лет развивает кооперацию с другими предприятиями и уже сейчас серийно получает большие металлоконструкции в готовом виде с других заводов, которые загружены не так сильно.

Так, среди новых крупных проектов можно назвать совместную работу с ООО «Завод механических трансмиссий» (Республика Татарстан, г. Набережные Челны). «Это помогает оперативно удовлетворять потребности рынка без заморозки денег в собственную стройку и резкое расширение производственных мощностей», — прокомментировал директор по развитию компании.

Рост цен на комплектующие

Рассказывая о трудностях, с которыми сталкиваются сегодня производители спецтехники, Артём Танин-Шахов упомянул о ещё одной наболевшей теме — росте цен на комплектующие. За последние несколько лет стоимость запчастей значительно выросла, по некоторым дорогостоящим позициям — на 100 и даже 200%. Удорожание началось из-за ковида, возникшего в связи с ним дефицита, кризиса общемировой логистики. По словам спикера, из-за энергетического кризиса европейские производители были вынуждены поднять отпускную цену на свою продукцию в среднем на 15–20%. Помимо общемировых проблем, ситуация конкретно на российском рынке усугубилась санкциями и наложенными ограничениями поставок.

Что касается цен на металл, то в 2021 году произошел значительный их рост (в три раза). Сейчас цены частично откатились назад и более-менее стабилизировались. В то же время наблюдается сильнейший дефицит спецсталей: всё отечественное ушло на гособоронзаказ, а шведские стали типа Hardox больше не поставляются.

О конкуренции с китайскими производителями

На рынке трубоукладчиков китайские производители практически не представленыИсточник фото: tm10.ruНа рынке трубоукладчиков китайские производители практически не представлены

На достаточно крупном рынке трубоукладчиков китайские производители практически не представлены. Потому сейчас этот сегмент рынка «ДСТ-Урал» делит напополам с «Промтрактором» (бренд «Четра»).

[bnr_240x400]

— Что касается бульдозерной тематики, тут конкуренция сильная, китайские производители выводят на наш рынок новые модели, активно продвигают свою продукцию. На их стороне очень сильная господдержка экспорта, низкие затраты на локальные комплектующие и металл, огромные тиражи техники. На нашей стороне — рост курса юаня к рублю, антидемпинговые пошлины, утилизационный сбор, 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») и другие государственные меры защиты рынка. В гусеничной тематике это очень сильно помогает, но данные меры слабо представлены в колёсной теме, поэтому там китайские поставщики доминируют. Совместно с Минпромторгом мы работаем в данном направлении, — подчеркнул А. Танин-Шахов. И добавил: — В целом китайские производители почти не представлены в нишевых продуктах — уходит главный фактор массового дешёвого производства, а также их позиции слабы в современных инновационных технологиях. Поэтому стараемся конкурировать в этом.

Об итогах предыдущего года и планах на 2023-й

В планах компании — дальнейшее развитие и увеличение производственных мощностейИсточник фото: tm10.ruВ планах компании — дальнейшее развитие и увеличение производственных мощностей

Подводя итоги, Артём Танин-Шахов рассказал о том, с какими показателями компания закончила 2022 год и какие планы намечены на текущий. Так, объёмы продаж техники в 2022 году относительно 2021 года уменьшились на 20%, однако это связано не с рынком, а с проблемами производства (по словам спикера, если бы завод смог произвести в 2 раза больше машин — продали бы все). Несмотря на это, результат в денежном выражении за такой сложный год на 30% превзошёл показатели 2021 года, так как отпускные цены на технику выросли значительно, в определённый момент времени в валюте — до трёх раз.

В планах компании на ближайшие годы — дальнейшее развитие и увеличение производственных мощностей. На предприятии активно ведётся стройка, закупаются новые станки и производственные линии, нанимается рабочий и инженерно-технический персонал.

«В ближайшие два года планируем вывести на рынок тяжёлые модели карьерных бульдозеров массой 55 и 75 тонн на треугольной гусенице и с гидростатической трансмиссией. Хотим освоить серийный выпуск линейки гидростатических фронтальных погрузчиков грузоподъёмностью от 3 до 7 тонн. В планах — сделать свой телескопический погрузчик. Продолжим развивать направление роботизации, удалённого управления и машинного зрения, безопасности и автоматизации работ. Мы уже многого достигли — и точно не собираемся останавливаться», — прокомментировал директор по развитию «ДСТ-Урал».

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,6
5
1
15
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.