«ВИКИНГКРАН» специализируется на аренде тяжёлых башенных кранов грузоподъёмностью от 16 тонн и предоставляет заказчикам комплекс услуг: от проектирования до организации работы дежурной ремонтной бригады. История успеха компании началась в 2014 году со строительства моста к острову Русский во Владивостоке: здесь были использованы башенные краны датской фирмы KRØLL — К400 грузоподъёмностью 20 тонн и К1000 грузоподъёмностью 40 тонн.
Краны KRØLL стали первыми в парке «ВИКИНГКРАН»; от этого бренда и пошло название компании (датчане считаются потомками викингов).
Когда техника не главное. Опыт «ВИКИНГКРАН» на сложных стройках по всей стране
Источник фото: vikingkran.ruПавел Майор, генеральный директор «ВИКИНГКРАН»
— Основа нашего бизнеса — работа в сложных условиях действующих производственных объектов, поэтому мы привыкли нести ответственность и решать сложности, даже в самых нестандартных условиях, — говорит Павел Викторович. — В ответ на каждый запрос мы бесплатно и оперативно разрабатываем техническое решение, не задаваясь вопросом, перерастёт ли оно в контракт.
Опыт работы в отдалённых регионах — от Мурманска до Владивостока — сформировал у нас особую систему удалённой технической поддержки. За каждым объектом, где работает наша техника, закрепляется дежурный наладчик. Одно из главных требований к такому специалисту — нахождение в максимальной близости к стройке, чтобы в случае остановки крана он мог прибыть туда в течение получаса. В регионах, где одновременно работают от трёх наших кранов, наладчикам предоставляется дежурный автомобиль со всеми необходимыми инструментами, а на каждом крупном объекте организуется локальный склад с запасными частями.
— Что вы считаете главным достижением вашего коллектива за прошедшие годы? Какие проекты считаете знаковыми?
— Мы специализируемся на технически сложных задачах. Один из ярких примеров — монтаж крана на мосту через Петровский фарватер в составе Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Главные вызовы — крайне стеснённые условия искусственного острова в русле Невы для монтажа башенного крана и, под завершение проекта, нетривиальная задача — подъём негабаритного груза массой 21 т на высоту 125 м.
Ещё один непростой объект — мост через Корабельный канал, также в Санкт-Петербурге. 16-тонный башенный кран с высотой 50 м под крюком крепился прямо к металлоконструкциям стапеля на высоте около 60 м от земли. При монтаже и демонтаже подъём любого элемента башенного крана с помощью 750-тонного гусеничного крана занимал около 30 минут. Поэтому важно было точно выстроить логику работ, без холостых действий.
Запомнилась и стройка жилого квартала в Нижнем Новгороде. Вызовы — высокий темп работ и нестандартные задачи: одна пристёжка на всю высоту дома (105 м), монтаж сложных фасадных элементов, а затем вентиляционных и лифтовых шахт специальной крюковой обоймой — уже на готовом объекте.
На одном из участков строительства Московского метрополитена наш кран заменил горную машину: мы обеспечивали безостановочный подъём грунта и спуск тюбингов на глубину 60 метров в течение 6–8 месяцев: тоннелепроходческий механизированный комплекс нельзя было остановить.
Однако главное достижение «ВИКИНГКРАН» — выстроенная саморегулируемая система работы, где техника — лишь одна из четырёх составляющих, а ключевое звено — слаженная команда: от крановщиков до руководителей центрального офиса.
Инженерный штаб «ВИКИНГКРАН»: центр сложных решений и импортозамещения
— Павел Викторович, а как устроена ваша инженерная служба, как появляются такие технические решения?
— Инженерная служба — технический мозг «ВИКИНГКРАН». В команде 12 человек во главе с главным механиком. Руководство всей производственной частью осуществляет главный инженер, он отвечает за безопасность работ.
Именно в инженерной службе рождаются нестандартные технические решения, необходимые для сложных строительных объектов, как в некоторых примерах выше. Но несколько лет назад перед нашими инженерами встала новая задача — поддержание работоспособности кранов KRØLL и TEREX (они составляют основу нашего парка) после введения санкций и ухода западных брендов.
В 2022 году наши инженеры разработали программу импортозамещения комплектующих кранов. И если в 2022-м мы возили запасные части через Турцию, переплачивая не менее 40%, то на данный момент около 74% компонентов заменены на локализованные аналоги.
Один из таких кейсов — восстановление редуктора поворота крана KRØLL K-320. Поскольку оригинальные Rochling и комплектующие к ним больше в Россию не поставляются, специалисты «ВИКИНГКРАН» совместно с профильной компанией разработали чертежи всех необходимых элементов: первичного вала, ступеней передач, водила и т.д. В результате мы не только восстановили конкретный узел, но и сформировали запас аналогичных комплектующих — это сократило сроки восстановления техники и снизило затраты компании.
Недавний пример — дооснащение башенного крана TEREX CTL630 системой видеонаблюдения для работы в «слепых» зонах. Чтобы обеспечить полный контроль монтажного горизонта, мы выбрали две камеры: сферическую антивандальную AHD с широким углом обзора и миниатюрную курсовую AHD с возможностью приближения изображения без потери качества. Камеры с помощью специально изготовленных кронштейнов были закреплены на стреле, данные с них выводятся на 7-дюймовый монитор в кабине машиниста.
Китайская техника и рынок аренды башенных кранов. Мнение «ВИКИНГКРАН»
— Павел Викторович, что вы можете сказать о китайских кранах? Как в целом оцениваете состояние рынка подъёмной техники в 2024–2025 годах?
— В парке нашей компании сейчас 31 собственный башенный кран (это в основном KRØLL и TEREX) и ещё 6 арендованных. Два года назад у нас появилась и техника китайского бренда SCHÖNER.
Относительно китайских башенных кранов у нас сначала были опасения, навязанные «мнением рынка», но последующий опыт эксплуатации все сомнения развеял. Бренд SCHÖNER, кстати, нам рекомендовали партнёры с завода TEREX. Для нас было важно качество как комплектующих и металла, так и сварки. Слышал, что наши коллеги из других арендных компаний дорабатывали китайские краны под себя. Мы с такими сложностями не сталкивались.
Некорректно отвечать за всех, но, по нашим сведениям, на рынке сейчас наблюдается снижение поставок новых кранов по сравнению с прошлым годом, и тому есть как минимум две причины. Первая — снижение спроса на новое жильё из-за отсутствия ипотечных программ. Вторая — перенасыщение рынка новыми кранами. За последние три года импортёры побили рекорды по количеству завезённого подъёмного оборудования, и сегодня оно на складах «зависло». На этом фоне поставщики, которые ранее специализировались исключительно на импорте, активно предлагают краны в аренду. Однако и у некоторых арендных компаний более 30% кранов также «лежат на земле».
— Рынок аренды строительной техники в 2025 году также стагнирует?
— Рост ставок по кредитам и инфляционное давление тормозят развитие строительного рынка. Часть инфраструктурных проектов заморожены.
Сегодня такие компании, как СБЕР, «Росатом», ЕВРАЗ, НЛМК, «СЕВЕРСТАЛЬ» продолжают стройки. В регионах же ситуация нестабильная. Объекты локальной инфраструктуры (такие, например, как метро) — развиваются. А вот в глобальных проектах начало строительства сдвигается на 2026 год. В обрабатывающей промышленности продолжаются проекты реконструкции и модернизации существующих цехов, систем очистки отработанных газов.
В этих реалиях возросла степень неопределённости, строители ориентируются на доступные «здесь и сейчас» возможности. Долгосрочные планы меняются и корректируются не по кварталам, а ежемесячно и даже еженедельно.
Разговор с другими игроками показывает, что они нацелены на сдачу в аренду своих кранов с использованием демпинга цен.
Отмечу также тренд на усиление кооперации в отрасли. У «ВИКИНГКРАН» это выглядит так: мы входим в проект с тяжёлыми башенными кранами, а в субаренду берём краны меньшей грузоподъёмности. В договоре с подрядчиком прописываем зоны ответственности за плановый и аварийный ремонт.
Ставка на тяжёлый класс: вектор развития и планы на 2026 год
— Каким вы видите «ВИКИНГКРАН» через 5 лет?
— Наша сила — узкая специализация и экспертиза. И далее я вижу «ВИКИНГКРАН» в качестве надёжного и проверенного временем партнёра в сегменте аренды башенных кранов грузоподъёмностью от 16 тонн.
В 2022 и 2023 годах мы план по покупке новых кранов не выполнили, а в 2024-м показатели нагнали: закупили 5 единиц. Уже сейчас готовим закупку кранов на первую половину 2026 года.
— Что бы вы хотели сказать своим клиентам и партнёрам в этом непростом году, в преддверии профессионального праздника?
— Верьте в себя — и всё получится. Дорогу осилит идущий. На собственном опыте знаю: если увлечённо и с отдачей заниматься любимым делом, то жизнь откроет новые возможности для развития и реализации.
Автор: Наталья Счастная