Подъёмно-транспортное оборудование, или На чём стоит «жираф»?

Подъёмно-транспортное оборудование, или На чём стоит «жираф»?

31 марта 2014
Исходя из поставленных задач, крановое оборудование могут устанавливать на автомобильное, специальное шасси или на гусеничный ход. Возникает вопрос, какой из вариантов подъемно-транспортного оборудования предпочесть?

Подъёмно-транспортное оборудование на автомобильном шасси

Группа отечественного подъёмно-транспортного оборудования традиционно предлагает большой выбор моделей, которые монтируются на автомобильное шасси массового производства. Такие достоинства, как мобильность, сравнительно невысокая стоимость ходовой части и небольшая цена ТО и ремонта, позволяют данному типу техники оставаться привлекательным для российских потребителей.

Значительная часть шасси, которые идут под крановые установки недорогих спецмашин, обладают колёсной формулой 6х4, отвечающей многим транспортным задачам и условиям передвижения техники. Благодаря тому что ведущая тележка грузовиков обладает двойной ошиновкой, появляется возможность монтировать на шасси крановое оборудование г/п до 40 т. Если необходима более высокая проходимость, то подъёмно-транспортное оборудование устанавливают на полноприводные грузовики, чаще всего 6х6. При этом большинство внедорожников обладают грузоподъёмностью 25 т (в общей статистике производства более 50% 25-тонных кранов выпускается с формулой 6x6, из них 35% — на шасси КАМАЗ и 18% — УРАЛ), за ними следует 32-тонная техника.

Подъёмно-транспортное оборудование на базе КАМАЗ-53605 — 16-тонный «Ивановец»Источник фото: kamaz.ruПодъёмно-транспортное оборудование на базе КАМАЗ-53605 — 16-тонный «Ивановец»

Во времена СССР главными поставщиками шасси для автомобильных кранов гражданского назначения выступали заводы ЗИЛ и МАЗ. Довольно редко выпускали подъёмно-транспортное оборудование на шасси КрАЗ и КАМАЗ. На сегодняшний день структура поставщиков, конечно, изменилась. Большинство автокранов монтируют на шасси КАМАЗ и Минского автозавода. Также монтаж подъёмно-транспортного оборудования осуществляется на шасси УРАЛ. Что же касается среднетоннажных ЗИЛов, то они больше не востребованы. Эта ниша теперь принадлежит кранам-манипуляторам.

Кстати, самый мощный на сегодняшний день кран на классическом автошасси отечественного производства выпускается на мощностях Галичского завода, который предлагает установить 70-тонное подъёмно-транспортное оборудование на КАМАЗ-7330 (10x4) или МЗКТ-750120 (10x4). Также возможен вариант шасси зарубежного производства — речь идет о Volvo FM (8x4).

Подъёмно-транспортное оборудование на спецшасси

Бывают моменты, когда подъёмно-транспортное оборудование на автомобильном шасси не справляется с работой: например, необходима большая грузоподъёмность или работу предстоит проводить при плохих дорожных условиях. В таком случае лучше эксплуатировать подъёмно-транспортное оборудование на специальном шасси, которое позволяет преодолевать ограничения, вводимые на автомобильную базу. Высокие эксплуатационные свойства подъёмно-транспортного оборудования достигаются за счёт проектирования шасси и кранового оборудования изначально как единой конструкции.

Спецшасси обладают несколькими ведущими осями, которые обеспечивают нужную тягу и проходимость техники. По желанию заказчика производитель может сделать привод всех осей. Независимая подвеска колес на многих спецшасси позволяет удерживаться площадке, на которой расположена крановая установка, в горизонтальном положении, что, в свою очередь, повышает устойчивость машины.

Такое подъёмно-транспортное оборудование может похвастаться значительной грузоподъёмностью. Серийный выпуск ведущих зарубежных краностроителей включает оборудование г/п до 800 т. Рекордсменом среди всех является кран Liebherr LTM 11200-9.1 на 9-осном шасси. Данный кран поднимает грузы массой 1200 т, а длина стрелы у него 100 метров, в то время как максимальная грузоподъёмность стандартного автомобильного крана, входящего в линейку итальянской фирмы ТСМ, — 200 т.

Подъёмно-транспортное оборудование на 9-осном шасси — автокран Liebherr LTM 11200-9.1Источник фото: liebherr.comПодъёмно-транспортное оборудование на 9-осном шасси — автокран Liebherr LTM 11200-9.1

Именно автокрановая техника на спецшасси составляет основу линеек зарубежных производителей. При этом отечественное машиностроение не имеет возможности должным образом конкурировать в данном сегменте. Для лучшего понимания, почему ситуация сложилась именно таким образом, хочется сделать небольшой исторический экскурс.

Выпуск подъёмно-транспортного оборудования на шасси автомобилей высокой проходимости в России было освоен в начале 60-х годах 20-го века. До 90-х основным покупателем такой техники выступала армия. И лишь после изменения экономического строя России полноприводные автокраны стали массово поставляться на «гражданку».

Что касается первых, ставших в свое время знаковыми разработок спецшасси для подъёмно-транспортного оборудования, то в их числе следует вспомнить о 25-тонном кране КС-5471 на шасси 8х4 с 3-секционной телескопической стрелой, выпущенном в 1971 г. специалистами нынешнего завода «Краян» (ранее — Одесский завод тяжелого машиностроения) совместно с одесским ГСКБ ТК. Однако Министерство строительных и дорожных машин не дало добро на массовое производство данного крана. Причина: ни названный завод, ни весь автопром СССР не были готовы к производству такого типа подъёмно-транспортного оборудования.

Решение проблемы нашли совместно с компанией Bumar (Польша), которая в сотрудничестве с Польским институтом строительных машин разрабатывала и осваивала автомобильные спецшасси для кранов г/п 25, 40 и 63 т. Использование зарубежных лицензий на моторы и трансмиссии, а также комплектующих позволило продукции польского объединения отвечать техническим требованиям того времени. Сборку подъёмно-транспортного оборудования, созданного в рамках советско-польской кооперации, производили на территории и СССР, и ПНР.

Подъёмно-транспортное оборудование на шасси БАЗ КШ-8973 — первый 100-тонник «Ивановец»Источник фото: kamaz.ruПодъёмно-транспортное оборудование на шасси БАЗ КШ-8973 — первый 100-тонник «Ивановец»

Интересен и такой факт. В 1981 г. «Машиноимпорт» заказал у Liebherr партию кранов-телескопов на спецшасси, выдвинув жёсткие требования к проходимости и климатической адаптации техники. В итоге специалисты немецкой компании выпустили новый класс мобильных кранов на спецшасси высокой проходимости. Полученное подъёмно-транспортное оборудование укомплектовывалось односкатными шинами, которые выдерживали большие нагрузки, и регулируемой гидропневматической подвеской для всех осей. Впоследствии опыт компании Liebherr переняли многие краностроительные фирмы.

В СССР в это время проводилось импортозамещение комплектующих европейского (в том числе польского) производства, используемых в производстве спецкранов, на собственные аналоги. А в 1985 году даже прошли испытания первого 250-тонного крана, разместить который предполагалось на 8-осном шасси. К сожалению, после этого момента развитие приостановилось, что привело к логичному итогу: сегодня модельный ряд зарубежных спецкранов намного больше предлагаемого российскими производителями.

В числе тех, кто осуществляет шаги по восстановлению традиций на новом техническом и технологическом уровне, — ивановский «Автокран» и Брянский автозавод. Так, в рамках сотрудничества с ООО «НИИКраностроения», начатого в 2004 г., партнёры создали линейку автокранов нового поколения на специальных шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой. Однако в настоящее время в производственной программе «Автокрана» осталось две модели на шасси БАЗ — 60-тонный КС-69731 и поднимающий 80 т автокран «Ивановец» КС-7474.

Выпуском подъёмно-транспортного оборудования на спецшасси также занимается Галичский автокрановый завод. ОАО «ГАКЗ» монтирует на МЗКТ крановые установки грузоподъёмностью 80 т. В прошлом году новым лидером линейки производителя стал 5-осный 110-тонный вездеход КС-99713, который был выпущен совместно с компанией Tadano Ltd. Крановая установка вездехода установлена на МЗКТ-790400 (10х6х8).

Подъёмно-транспортное оборудование на гусеничном шасси

Подъёмно-транспортное оборудование на гусеничном ходу довольно часто оказывается хорошей заменой более крупного автокрана. Выдающиеся грузовысотные характеристики — главное качество таких кранов. К бесспорным преимуществам относится и устойчивость такого подъёмно-транспортного оборудования. Благодаря широким гусеницам, которые у многих моделей можно дополнительно раздвигать в стороны, площадь контакта с опорной поверхностью машины намного больше по сравнению с многоколёсным спецшасси на пневматическом ходу. Как правило, краны с раздвижными гусеницами в собранном виде не покидают стройплощадку.

До 1955 г. подъёмно-транспортное оборудование на гусеничном ходу считалось разновидностью универсальных экскаваторов. В 1956 г. первый «разработанный с нуля» гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-20 выпустил Челябинский механический завод. Для справки: во времена СССР ОАО «ЧМЗ» в год выпускало 365 гусеничных кранов. При этом около 40% техники уходило на экспорт.

Если говорить о современных достижения ОАО «ЧМЗ», то в 2013 г. предприятие занялось серийным производством 100-тонного гусеничного монтажного дизель-электрического крана ДЭК-1001.

Ульяновский автокрановый завод — ещё один отечественный производитель подъёмно-транспортного оборудования на гусеничном ходу. В 1979 году завод выпустил первый гусеничный кран МКГС-100. На данный момент более 400 единиц техники ульяновской сборки работает в России и за рубежом.

100-тонный гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-1001Источник фото: umz2.ru100-тонный гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-1001



Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3
3
3
1
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться