Подъёмно-транспортное оборудование на автомобильном шасси
Группа отечественного подъёмно-транспортного оборудования традиционно предлагает большой выбор моделей, которые монтируются на автомобильное шасси массового производства. Такие достоинства, как мобильность, сравнительно невысокая стоимость ходовой части и небольшая цена ТО и ремонта, позволяют данному типу техники оставаться привлекательным для российских потребителей.
Значительная часть шасси, которые идут под крановые установки недорогих спецмашин, обладают колёсной формулой 6х4, отвечающей многим транспортным задачам и условиям передвижения техники. Благодаря тому что ведущая тележка грузовиков обладает двойной ошиновкой, появляется возможность монтировать на шасси крановое оборудование г/п до 40 т. Если необходима более высокая проходимость, то подъёмно-транспортное оборудование устанавливают на полноприводные грузовики, чаще всего 6х6. При этом большинство внедорожников обладают грузоподъёмностью 25 т (в общей статистике производства более 50% 25-тонных кранов выпускается с формулой 6x6, из них 35% — на шасси КАМАЗ и 18% — УРАЛ), за ними следует 32-тонная техника.
Источник фото: kamaz.ruПодъёмно-транспортное оборудование на базе КАМАЗ-53605 — 16-тонный «Ивановец»
Во времена СССР главными поставщиками шасси для автомобильных кранов гражданского назначения выступали заводы ЗИЛ и МАЗ. Довольно редко выпускали подъёмно-транспортное оборудование на шасси КрАЗ и КАМАЗ. На сегодняшний день структура поставщиков, конечно, изменилась. Большинство автокранов монтируют на шасси КАМАЗ и Минского автозавода. Также монтаж подъёмно-транспортного оборудования осуществляется на шасси УРАЛ. Что же касается среднетоннажных ЗИЛов, то они больше не востребованы. Эта ниша теперь принадлежит кранам-манипуляторам.
Кстати, самый мощный на сегодняшний день кран на классическом автошасси отечественного производства выпускается на мощностях Галичского завода, который предлагает установить 70-тонное подъёмно-транспортное оборудование на КАМАЗ-7330 (10x4) или МЗКТ-750120 (10x4). Также возможен вариант шасси зарубежного производства — речь идет о Volvo FM (8x4).
Подъёмно-транспортное оборудование на спецшасси
Бывают моменты, когда подъёмно-транспортное оборудование на автомобильном шасси не справляется с работой: например, необходима большая грузоподъёмность или работу предстоит проводить при плохих дорожных условиях. В таком случае лучше эксплуатировать подъёмно-транспортное оборудование на специальном шасси, которое позволяет преодолевать ограничения, вводимые на автомобильную базу. Высокие эксплуатационные свойства подъёмно-транспортного оборудования достигаются за счёт проектирования шасси и кранового оборудования изначально как единой конструкции.
Спецшасси обладают несколькими ведущими осями, которые обеспечивают нужную тягу и проходимость техники. По желанию заказчика производитель может сделать привод всех осей. Независимая подвеска колес на многих спецшасси позволяет удерживаться площадке, на которой расположена крановая установка, в горизонтальном положении, что, в свою очередь, повышает устойчивость машины.
Такое подъёмно-транспортное оборудование может похвастаться значительной грузоподъёмностью. Серийный выпуск ведущих зарубежных краностроителей включает оборудование г/п до 800 т. Рекордсменом среди всех является кран Liebherr LTM 11200-9.1 на 9-осном шасси. Данный кран поднимает грузы массой 1200 т, а длина стрелы у него 100 метров, в то время как максимальная грузоподъёмность стандартного автомобильного крана, входящего в линейку итальянской фирмы ТСМ, — 200 т.
Источник фото: liebherr.comПодъёмно-транспортное оборудование на 9-осном шасси — автокран Liebherr LTM 11200-9.1
Именно автокрановая техника на спецшасси составляет основу линеек зарубежных производителей. При этом отечественное машиностроение не имеет возможности должным образом конкурировать в данном сегменте. Для лучшего понимания, почему ситуация сложилась именно таким образом, хочется сделать небольшой исторический экскурс.
Выпуск подъёмно-транспортного оборудования на шасси автомобилей высокой проходимости в России было освоен в начале 60-х годах 20-го века. До 90-х основным покупателем такой техники выступала армия. И лишь после изменения экономического строя России полноприводные автокраны стали массово поставляться на «гражданку».
Что касается первых, ставших в свое время знаковыми разработок спецшасси для подъёмно-транспортного оборудования, то в их числе следует вспомнить о 25-тонном кране КС-5471 на шасси 8х4 с 3-секционной телескопической стрелой, выпущенном в 1971 г. специалистами нынешнего завода «Краян» (ранее — Одесский завод тяжелого машиностроения) совместно с одесским ГСКБ ТК. Однако Министерство строительных и дорожных машин не дало добро на массовое производство данного крана. Причина: ни названный завод, ни весь автопром СССР не были готовы к производству такого типа подъёмно-транспортного оборудования.
Решение проблемы нашли совместно с компанией Bumar (Польша), которая в сотрудничестве с Польским институтом строительных машин разрабатывала и осваивала автомобильные спецшасси для кранов г/п 25, 40 и 63 т. Использование зарубежных лицензий на моторы и трансмиссии, а также комплектующих позволило продукции польского объединения отвечать техническим требованиям того времени. Сборку подъёмно-транспортного оборудования, созданного в рамках советско-польской кооперации, производили на территории и СССР, и ПНР.
Источник фото: kamaz.ruПодъёмно-транспортное оборудование на шасси БАЗ КШ-8973 — первый 100-тонник «Ивановец»
Интересен и такой факт. В 1981 г. «Машиноимпорт» заказал у Liebherr партию кранов-телескопов на спецшасси, выдвинув жёсткие требования к проходимости и климатической адаптации техники. В итоге специалисты немецкой компании выпустили новый класс мобильных кранов на спецшасси высокой проходимости. Полученное подъёмно-транспортное оборудование укомплектовывалось односкатными шинами, которые выдерживали большие нагрузки, и регулируемой гидропневматической подвеской для всех осей. Впоследствии опыт компании Liebherr переняли многие краностроительные фирмы.
В СССР в это время проводилось импортозамещение комплектующих европейского (в том числе польского) производства, используемых в производстве спецкранов, на собственные аналоги. А в 1985 году даже прошли испытания первого 250-тонного крана, разместить который предполагалось на 8-осном шасси. К сожалению, после этого момента развитие приостановилось, что привело к логичному итогу: сегодня модельный ряд зарубежных спецкранов намного больше предлагаемого российскими производителями.
В числе тех, кто осуществляет шаги по восстановлению традиций на новом техническом и технологическом уровне, — ивановский «Автокран» и Брянский автозавод. Так, в рамках сотрудничества с ООО «НИИКраностроения», начатого в 2004 г., партнёры создали линейку автокранов нового поколения на специальных шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой. Однако в настоящее время в производственной программе «Автокрана» осталось две модели на шасси БАЗ — 60-тонный КС-69731 и поднимающий 80 т автокран «Ивановец» КС-7474.
Выпуском подъёмно-транспортного оборудования на спецшасси также занимается Галичский автокрановый завод. ОАО «ГАКЗ» монтирует на МЗКТ крановые установки грузоподъёмностью 80 т. В прошлом году новым лидером линейки производителя стал 5-осный 110-тонный вездеход КС-99713, который был выпущен совместно с компанией Tadano Ltd. Крановая установка вездехода установлена на МЗКТ-790400 (10х6х8).
Подъёмно-транспортное оборудование на гусеничном шасси
Подъёмно-транспортное оборудование на гусеничном ходу довольно часто оказывается хорошей заменой более крупного автокрана. Выдающиеся грузовысотные характеристики — главное качество таких кранов. К бесспорным преимуществам относится и устойчивость такого подъёмно-транспортного оборудования. Благодаря широким гусеницам, которые у многих моделей можно дополнительно раздвигать в стороны, площадь контакта с опорной поверхностью машины намного больше по сравнению с многоколёсным спецшасси на пневматическом ходу. Как правило, краны с раздвижными гусеницами в собранном виде не покидают стройплощадку.
До 1955 г. подъёмно-транспортное оборудование на гусеничном ходу считалось разновидностью универсальных экскаваторов. В 1956 г. первый «разработанный с нуля» гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-20 выпустил Челябинский механический завод. Для справки: во времена СССР ОАО «ЧМЗ» в год выпускало 365 гусеничных кранов. При этом около 40% техники уходило на экспорт.
Если говорить о современных достижения ОАО «ЧМЗ», то в 2013 г. предприятие занялось серийным производством 100-тонного гусеничного монтажного дизель-электрического крана ДЭК-1001.
Ульяновский автокрановый завод — ещё один отечественный производитель подъёмно-транспортного оборудования на гусеничном ходу. В 1979 году завод выпустил первый гусеничный кран МКГС-100. На данный момент более 400 единиц техники ульяновской сборки работает в России и за рубежом.
Источник фото: umz2.ru100-тонный гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-1001