Роль технического сервиса в развитии системы фирменного обслуживания строительной и дорожной техники

Выбор стратегии развития сервиса строительных и дорожных машин должен в основном базироваться на основных принципах и задачах системы фирменного обслуживания. Конечно, выбор стратегии также определяют экономическая ситуация в стране, состояние отрасли строительного и дорожного машиностроения, качество продукции, принятые концепции развития строительных отраслей и т. д.

УДК 69.002.51:658.58

Локшин Е.С. к.т.н., зав. кафедрой эксплуатации и сервиса дорожных машин, МАДИ(ТУ)
Журнал "Механизация строительства" №11'2000

Выбор стратегии развития сервиса строительных и дорожных машин должен в основном базироваться на основных принципах и задачах системы фирменного обслуживания. Конечно, выбор стратегии также определяют экономическая ситуация в стране, состояние отрасли строительного и дорожного машиностроения, качество продукции, принятые концепции развития строительных отраслей и т. д.

Основополагающим принципом систем фирменного обслуживания является полная ответственность предприятий-изготовителей за работоспособность продукции в течение всего срока ее эксплуатации в любом регионе. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что функционирование рынков продукции находится под огромным влиянием систем фирменного обслуживания производителей. Эти системы позволяют удовлетворять потребности в средствах механизации не столько за счет экстенсивного увеличения числа техники, сколько благодаря повышению качества и эффективности ее использования.

Необходимость развития фирменного обслуживания обусловлена широким внедрением в современных дорожных и строительных машинах сложных и особо сложных систем гидравлического и электрического оборудования, что требует более современных форм и методов технического обслуживания и ремонта при участии предприятий-изготовителей.

Система фирменного обслуживания должна занять свое место в сложившейся в нашей стране системе поддержания машин в работоспособном состоянии, когда вся ответственность ложится на предприятия, эксплуатирующие технику, тем более что большинство ремонтно-эксплуатационных баз находится в крайне запущенном состоянии. Обеспеченность по диагностическому оборудованию - 5-7%, испытательным стендам - 30, мобильным средствам ТО и ТР - 30-40% и т. д.

В основе системы фирменного обслуживания заложены следующие принципы.

  1. Ответственность за организацию технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации несет фирма-изготовитель (это вызвано стремлением сохранить и развить рынки сбыта).
  2. Техническое обслуживание (и, в общем, технический сервис) является важнейшим инструментом борьбы фирм за сферы влияния. Борьба на рынке сбыта все чаще выходит за рамки маневрирования ценой. Передовые фирмы предпочитают бороться на основе совершенствования конструкции машин и предоставления более широкого комплекса услуг в процессе их эксплуатации.
  3. Система технического сервиса включает весь комплекс услуг, в том числе модернизацию машин. Масштабы работ и видов услуг не регламентированы и определяются потребителем совместно с фирмой-изготовителем.
  4. Фирма-изготовитель организует технический сервис своей продукции независимо от территориальной разобщенности объектов эксплуатации. Реализация этого принципа требует хорошо организованной и разветвленной сети предприятий системы фирменного обслуживания.
  5. Формы и организация системы технического обслуживания и текущего ремонта разнообразны (непосредственный контакт изготовитель-потребитель или через посредника).
  6. В систему фирменного обслуживания включается:
    • продажа техники;
    • доставка;
    • предпродажное обслуживание;
    • ввод в эксплуатацию;
    • обеспечение запасными частями;
    • учет и удовлетворение рекламаций в гарантийный период;
    • техническое обслуживание и ремонт в течение всего срока эксплуатации;
    • технические консультации и информационное обеспечение;
    • обучение специалистов; организация наблюдения за работой техники;
    • участие в работе по совершенствованию конструкций.

Решение перечисленных задач системы фирменного обслуживания требует серьезных капиталовложений, развитой дилерской сети (по региональному принципу), предварительной разработки нормативной и эксплуатационной документации и других организационных и научных проработок. Таким образом, технический сервис превратился в важнейшую отрасль сферы услуг, неразрывно связанной со сферой производства.

Технический сервис является значительной, а в ряде случаев важнейшей статьей доходов. По опубликованным в США подсчетам экономистов, каждый доллар, вложенный в производство запасных частей и организацию технического обслуживания произведенного и проданного оборудования, может обеспечить вдвое большую прибыль, чем само оборудование. Цены на узлы, детали и агрегаты, реализуемые в качестве запасных частей, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем на те же узлы и детали, используемые для сборки новой машины. В том случае, когда машина снята с производства, цены на запасные части возрастают в 5-6 раз. Сохраняя инструмент, оснастку, техническую документацию, необходимые при производстве запасных частей для снятого с производства оборудования, машиностроительные предприятия США гарантируют поставку любой детали к оборудованию в течение 10-12 лет со времени его выпуска.

На выбор варианта стратегии сервисного обеспечения строительной и дорожной техники, конечно, оказывает существенное влияние состояние и функционирование рынков техники, запасных частей, сборочных единиц, услуг технического сервиса (см. табл.).

Возможные варианты организации технического сервиса

Варианты
стратегий
Обеспечение запасными частями Гарантийное обслуживание Техническое обслуживание Текущий ремонт Замена агрегатов Капитальный ремонт
 1 Региональный дилер завода - изготовителя Региональный дилер завода - изготовителя Эксплуатационное предприятие Эксплуатационное предприятие Региональный дилер завода - изготовителя Ремонтные заводы
 2 Региональный дилер завода - изготовителя Региональный дилер завода - изготовителя Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер) Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер) Базовое эксплуатационное предприятие Ремонтные заводы по контракту с заводом изготовителем

Рынок техники в России характеризуется:

  • наличием монополистов в изготовлении отдельных видов техники;
  • присутствием зарубежных производителей (10-15% общего объема рынка, а до 1998 г. 30-40%);
  • существованием вторичного рынка новой техники, что объясняется бартерными сделками, погашением долгов и налогов продукцией;
  • наличием у многих производителей довольно развитой товаропроводящей сети - представительства, дилеры, торговые агенты (только в Москве и Московской области имеется около 370 организаций, торгующих техникой);
  • низким качеством продукции;
  • значительной разницей в ценах на отечественную и зарубежную продукцию;
  • низким объемом и платежеспособностью рынка.

Рынок запасных частей, в свою очередь, характеризуется:

  • неполнотой охвата всей номенклатуры техники (ДЗ-98, А-120 - ЗАО "Челябинский завод строительно-дорожных машин им. Колющенко", EU - Ивановский экскаваторный завод; двигатели - Рыбинский моторный завод);
  • отсутствием отдельных сборочных единиц;
  • сравнительно большим количеством фирм, занимающихся продажей запасных частей;
  • относительно низким качеством продукции (редкое исключение Ковровский электромеханический завод);
  • нарушением связей с заводами бывших республик СССР;
  • отсутствием на складах фирм широкой номенклатуры запасных частей (в связи с ограниченностью оборотных средств);
  • низким уровнем работы представительств, торговых домов и доверенных дилеров заводов-изготовителей;
  • слабым взаимодействием по запасным частям заводов-изготовителей сборочных единиц с изготовителями полнокомплектной техники;
  • повышением спроса на качественные (следовательно, более дорогие, импортные) запасные части (рукава высокого давления, шестеренные насосы, гидрорули);
  • активизацией на рынке заводов смежных отраслей, конверсионных предприятий;
  • тенденцией к приобретению ремонтных комплектов;
  • достаточно высоким объемом капитально отремонтированных запасных частей;
  • неподконтрольностью рынка заводам-изготовителям машин.

Рынок услуг (технического сервиса) представлен ограниченным числом предприятий, что обусловлено следующими причинами:

  • ведение данного вида деятельности требует значительных капиталовложений и оборотных средств;
  • нет опыта работы на коммерческой основе в данном направлении;
  • заводы-изготовители в этой работе активно не участвуют, а главное, не руководствуются принципами с истемы фирменного обслуживания.

Таким образом, необходима разработка стратегий поддержания техники в работоспособном состоянии на основании:

  • анализа сложившейся экономической ситуации на заводахизготовителях, в отраслях-потребителях техники и в стране в целом;
  • сложившихся годами взаимоотношений между изготовителями и потребителями техники;
  • анализа принятой ранее "ведомственной" стратегии обеспечения работоспособности техники;
  • обобщения опыта работы в течение восьми лет в условиях рынка фирм, занимающихся продажей техники, реализацией запасных частей и сервисом.

Для разработки общей стратегии следует учитывать следующие положения:

  1. Система фирменного обслуживания является современным и эффективным способом поддержания работоспособного состояния техники непосредственно ее изготовителями.
  2. Создание сети региональных технических центров изготовителями техники при их экономическом положении невозможно (в среднем стоимость технического центра 6-12 млн. долларов).
  3. Владельцами производственных площадей, пусть устаревшего, но все же имеющегося оборудования для технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта, а также документации являются крупные пользователи техники и коммерческие структуры.
  4. В настоящее время отсутствует взаимодействие заводов-изготовителей полнокомплектной техники и заводов-изготовителей запасных частей на стадии эксплуатации продукции. Это взаимодействие осуществляют фирмы, продающие технику, обеспечивающие ее запасными частями, выполняющие гарантийное и послегарантийное обслуживание.
  5. При организации технического сервиса необходимо порегионально учитывать мощности предприятий, производящих и ремонтирующих запасные части, узлы и агрегаты.
  6. Развитие технического сервиса в системе фирменного обслуживания должно осуществляться на региональной основе, с учетом количественного и качественного анализа машинных парков.
  7. Заводы-изготовители полнокомплектной техники, при разработке стратегий развития систем технического сервиса должны кооперироваться с другими заводами изготовителями, использующими аналогичную элементную базу, но не являющимися конкурентами на рынке техники.
  8. Заводы-изготовители должны разработать нормативно-эксплуатационную документацию нового поколения, ориентированную на новые задачи предприятий.

Основные задачи, требующие научной проработки:

  • разработка научных основ формирования сервисного сопровождения строительной и дорожной техники;
  • оптимизация видов услуг и технологий их выполнения;
  • оптимизация размещения сети технических центров и ремонтных предприятий;
  • разработка нормативных и технологических документов, обеспечивающих высокое качество технического обслуживания и текущего ремонта;
  • разработка комплекса технологического оборудования и оснастки для технического обслуживания и текущего ремонта;
  • разработка технологических основ централизованного восстановления деталей;
  • разработка системы сбора и анализа информации по надежности и условиям эксплуатации (обслуживание и условия работы).

Таким образом, переход отечественных изготовителей строительной и дорожной техники к системе фирменного обслуживания может быть осуществлен при участии наиболее технически оснащенных эксплуатационных предприятий, а также коммерческих структур, оказывающих услуги в области технического сервиса.

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться