Журнал "Механизация строительства" №9'2000
УДК 69.002.51.004.1 (083.78)
Тимофеев Н.Д. инж.,председатель ТК 376 "Эксплуатация строительных машин"
Госстроем России поставлена задача перейти, начиная с 2001 г. на новые сметные нормы и цены в капитальном строительстве.
Эта проблема широко обсуждалась на прошедшем 23 марта 2000г. Всероссийском совещании работников по ценообразованию в строительстве, на котором подробно рассматривался вопрос, связанный с разработкой новой сметно-нормативной базы в строительстве.
В настоящее время заканчивается подготовительный период этой разработки. Подготовлен и выпущен целый ряд Методических указаний устанавливающий единые правила разработки сметных норм на строительные конструкции и виды работ с предоставлением широких полномочий территориям и отраслевым министерствам и ведомствам в выборе спо-собов производства работ и формировании сметно-нормативной базы в зависимости от местных условий и достигнутого технического уровня производства строительных работ.
Механизация строительства и ее техническое состояние во многом определяют уровень ценообразования. По имеющимся данным, доля затрат на механизацию в общей структуре затрат на строительные работы составляет 9-14% и имеет тенденцию к росту. Парк машин в строительстве на 1 октября 1999 г. насчитывал свыше 300 тыс. единиц. В его составе: 28,4 тыс. экскаваторов, 27,8 тыс. бульдозеров, 54 тыс. стреловых и башенных кранов, 35,4 тыс. единиц дорожной техники и другие машины.
Общее число машин в строительстве продолжает снижаться (7-10% в год), однако за последнее время наметилась тенденция к обновлению парка машин техникой нового поколения.
Так, растет доля мини-машин для земляных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ как за счет их импорта, так и за счет организации производства на отечественных заводах, в том числе на основе конверсии. Промышленность начала выпускать такие высокотехнологичные средства механизации, как мобильные экскаваторы планировщики с ковшом емкостью 0,5 м3 на шасси автомобиля "КамАЗ" и гидравлические краны на автошасси с телескопической стрелой грузоподъемностью 25 т (выпуск освоен на АО "Мотовилихинские заводы"), мобильные гидравлические краны на спецшасси КС 6476-1 грузоподъемностью 5.0 т (АООТ "Камышинский крановый завод"), гидрофицированные асфальтоукладчики ДС-181 на пневмоколесном ходу с шириной укладки до 7,5 м (АО "Брянский Арсенал"), виброкатки ДУ-70-1 и ДУ-92 для строительства дорог (Рыбинский завод "Раскат") и другие.
Вместе с тем сметная нормаивная база для эффективного использования новых средств механизации в строительстве практически отсутствует, т. к. с момента разработки действующих сборников сметных цен эксплуатации строительных машин (СНиП IV.3.82) прошло 18 лет.
О необходимости перехода на новую сметно-нормативную базу в сфере эксплуатации строительных машин говорит тот факт, что повышение эффективности использования машинного парка в строительстве на 1% равносильно экономии 380 млн. руб. капитальных вложений.
Постановлением Госстроя России № 81 от 17.12.99 приняты и введены в действие новые Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и технологического автотранспорта, которые устанавливают единый подход при их разработке и подготовке к обработке на машинных носителях.
Новые Методические указания выпущены взамен аналогичных Методических указаний № 28-Д, утвержденных Госстроем СССР 10.06.88 г. и в отличии от них имеют целый ряд отличительных особенностей, главными из которых являются следующие:
- Номенклатура Сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин должна формироваться территориями в зависимости от сложившейся структуры парка машин и перспективы его развития. При этом следует учитывать, что парк машин в строительстве насчитывает свыше 1700 наименований и видов машин.
Конечно, нет необходимости разрабатывать такое количество сметных норм и расценок, нужна разумная группировка машин по видам и типоразмерным группам. Например, чтобы сформировать сметные нормы и расценки на производство земляных работ в регионе, достаточно иметь 4-5 расценок на одноковшовые экскаваторы, 3-4 расценки на бульдозеры, 2-3 расценки на автогрейдеры и т. д.
Сгруппировав машины по видам и мощностным характеристикам, следует определить базовую цену машины-представителя. Учитывая, что в составе парка машин в эксплуатации находятся и устаревшие, и новые модели машин, необходимо, чтобы базовая цена машины-представителя определялась как средневзвешенная цена конкретных марок машин данной типоразмерной группы, находящихся на балансе, и приобретаемых вновь. Очень важное значение имеет объективность восстановительной стоимости действующего парка машин, так как эта стоимость образовалась в результате проведенных в 1992-1997 гг. переоценок основных фондов и должна отвечать потребительским свойствам машин. В новых Методических указаниях дается подробный пример расчета, так как в условиях экономического кризиса недопустимо неоправданное завышение стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин. Проблема обновления парка машин должна решаться по формуле: "одна новая машина за две старых".
- При определении показателя амортизационных отчислений на полное восстановление машин, а также затрат на ремонт и топливно-смазочные материалы вводится поправочный коэффициент интенсивности (Ка), учитывающий отраслевую и региональную специфику, а также интенсивность использования строительных машин.
Коэффициент интенсивности (Ка) дифференцирован по трем уровням (режимам) интенсивности использования машин: легкий, средний и тяжелый.
Для повышения объективности выбора коэффициент интенсивности (Ка) должен устанавливаться в зависимости от двух инструментально подтверждаемых эксплуатационных показателей машины: фактических данных использования сменного времени машины (Кв) и использования двигателя по мощности (Км).
В приложении к новым Методическим указаниям даются значения Ка для 6 видов машин (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, автокраны, стреловые и башенные краны). На местах этот перечень может быть расширен.
Введение коэффициента интенсивности (Ка) к норме амортизации соответствует мировой экономической практике, когда ожидаемый (расчетный) ресурс машины для целей амортизации находится в прямой зависимости от таких факторов, как назначение машины, условия ее эксплуатации, практика технического обслуживания.
Иными словами - сметная стоимость эксплуатации машин должна соответствовать реальным затратам на ее эксплуатацию.
- По новой методике затраты на выполнение всех видов ремонтов, диагностирование и техническое обслуживание машин определяются по элементам с использованием Норм расхода запасных частей для продукции строительно-дорожного машиностроения и Типовых норм периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживании и ремонтов строительных машин. В результате достоверность расчетных показателей по этой статье затрат значительно превышает тот уровень, который существовал ранее.
В старой методике существовал субъективный подход при определении этих видов затрат, так как норматив годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание определялся по таблице в процентах к балансовой стоимости машины.
В новой методике этот вариант сохранен как вспомогательный. В основном варианте (поэлементном) суммируются следующие статьи затрат: расход запасных частей, заработная плата ремонтнотехнического персонала (рассчитывается по нормативной трудоемкости выполнения этих видов работ), затраты по эксплуатации ремонтных баз и передвижных средств техобслуживания, стоимость ремонтных материалов.
В данном случае была использована нормативная база б. Минстройдормаша, разработанная еще в 1988 г. Однако, эта нормативная база нуждается в обновлении, и машиностроителям следует дополнить Сборник норм расхода запасных частей нормативами на новые модели машин.
- Пересмотрены, в сторону снижения, годовые режимы работы машин (Т), которые установлены на основании статистических данных с учетом ресурсных характеристик машин, и более объективно отражают уровень сменности работы техники на стройке.
В приложении к новой методике даны показатели годового режима работы (Т) по 19 видам машин. Кроме того, даны поправочные коэффициенты к годовому режиму работы машин в зависимости от температурных зон (от I до VIII зоны).
Определенный интерес в новых Методических указаниях представляют примеры составления подробных калькуляций сметных норм и расценок на эксплуатацию отдельных видов машин (бульдозеров и автомобилей-самосвалов), что позволяет работникам по ценообразованию в строительстве, в зависимости от уровня подготовленности, самостоятельно овладеть новой методикой при разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин.
Вместе с тем следует отметить, что новые Методические указания по разработке сметных цен на эксплуатацию строительных машин не полностью адаптированы к методам определения эксплуатационных расходов на строительную технику и издержкам владения ею, которые используются в странах с развитой рыночной экономикой.
Так, в зарубежной практике при оценке часовых эксплуатационных расходов на строительную технику и издержек владения ею дополнительно учитываются следующие факторы:
- наличие вторичного рынка строительной техники;
- метод нелинейного распределения затрат на реновацию машин;
- дифференцированный расход топлива в зависимости от назначения машины и коэффициента нагрузки двигателя, который устанавливается в соответствие с данными заводов-изготовителей.
На приведенном графике наглядно изображено влияние этих рыночных факторов на механизм формирования цены машино-часа эксплуатации строительных машин.
Основные преимущества:
- вторичного рынка - балансовая стоимость машины устанавливается в размере например 75% от продажной цены;
- нелинейного метода начисления амортизации - за первую половину срока амортизации начисляется 60-70% продажной цены машины.