В центре внимания. Все о производстве тяжелых шин

Мы редко задумываемся о том, как работают и из чего сделаны все те вещи, которые окружают нас в повседневной жизни. Но порой под кажущейся простотой скрывается огромная тайна, сотканная из нетривиальных решений, инновационных разработок и труда сотен людей. Сегодня в центре нашего внимания шины для экскаватора

В чем отличия?

Процесс производства любых шин состоит из нескольких этапов. Давайте подробнее рассмотрим их, а также проясним, в чем же отличия шин для спецтехники от обычных автомобильных.

Итак, производство покрышек начинается, конечно, с производства резины. Качественная резина - залог "долгожительства" шины. И здесь же следует сказать о первом и самом главном отличии шины дорожной от шины специальной. Если для первой в большей степени важна скорость, то для второй принципиальным моментом является прочность и возможность работать при больших нагрузках. Поэтому состав резины будет отличаться.

Ингредиенты, добавляемые в резину, производители держат в строжайшем секретеИсточник фото: www.sibkro.ruИнгредиенты, добавляемые в резину, производители держат в строжайшем секрете

Каучук, латекс, резина…

Каучук - основной элемент при производстве резины. Если при изготовлении обычной автошины могут использоваться синтетические аналоги, то для спецшины - только натуральный и высококачественный каучук. Вообще, рецептура шин сродни рецептуре сложного блюда: какие именно "ингредиенты" входят в ее состав, до конца неясно. Каждый производитель, как шеф-повар ресторана, старается сохранить рецептуру в секрете. Ведь именно от того, какие новые "ингредиенты" подмешиваются в "рецепт", зависит качество шины, ее востребованность на рынке, а, следовательно, конкурентоспособность и успешность того или иного бренда. Сам по себе материал, из которого изготовлена шина, уникальный, и вот некоторые факты, подтверждающие это.

Латекс - ни что иное, как млечный сок деревьевИсточник фото: www.tayland.ruЛатекс - ни что иное, как млечный сок деревьев

А знаете ли вы, что:

  • "Местом рождения" натурального латекса является лес. На планете всего несколько мест, где добывают латекс, одно из крупнейших - в Гватемале.
  • Латекс - ни что иное, как защитная реакция дерева (белый сок, который выпускает дерево при надрезе коры).  
  • 1 дерево в год может "дать" примерно 10 кг латекса.
  • Без специальных химических добавок натуральная резина очень мягкая.
  • 1839 год - переломный год в производстве резины. Учеными было доказано, что смешение натурального латекса с серой и воздействия на эту смесь высоких температур приводит к скреплению полимерных цепей, и, следовательно, делает резину более жесткой.
  • Синтетическая резина производится из нефтепродуктов. Она лучше противостоит различным растворителям, маслам, озону и т.д. Одна шина содержит около 9 литров этого ценнейшего продукта;
  • Производство синтетической резины непосредственно связано с именем президента Рузвельта. Именно он однажды постановил производить этот продукт.
  • Процесс переработки шин освоили лишь несколько мировых производств. В основном же тонны шин хранятся под слоем земли на специально отведенных для этого зонах. Переработать шины можно, применив к ним процесс девулканизации - разрушения серы, которая когда-то придала покрышке жесткость.

Скоро из этого куска получится шина Источник фото: www.sibur.ruСкоро из этого куска получится шина

Шины разные важны, шины разные нужны

Любая шина, из какой бы резины она ни была произведена, анатомически содержит следующие элементы: каркас, брекер, протектор и борт. Пневматические шины для спецтехники бывают радиальные и диагональные. Большей популярностью пользуется первый вариант, так как по своей структуре такая "обувь" более прочная и имеет большую несущую способность.

Тем не менее, использование пневматических шин предпочтительно на ровных поверхностях. Все чаще для внедорожных условий эксплуатации применяют литые шины. Они легко справятся с неровностями, которые часто приходится преодолевать спецтехнике, к тому же такая шина не подвержена проколам, а значит - срок ее службы будет в разы увеличен. Воздуха в этих шинах нет, а это прямое свидетельство, что она сможет выдержать большой вес машины.

Шинный путьИсточник фото: www.topof.ruШинный путь

Мнем, раскатываем, греем

Что касается самого процесса производства литых шин, то возможно два варианта их создания: изготовление непосредственно с диском и без него (когда литая шина надевается на обод колеса для пневматической). И в том, и в другом случае первым делом необходимо обработать резину. Для производства литых шин с дисками резина сначала проходит через металлические горячие желоба, которые прокручивают ее, придавая однородность всей массе. Затем при помощи специальных станков происходит "намотка" резины на диск будущего колеса. Предварительно диск проходит дробеструйную обработку и покраску. Резина наматывается на диск до 100 раз, в зависимости от вида шины. Потом такую шину нужно взвесить, обрезать "лишнее" в соответствии со стандартом. В случае, когда литая шина производится без диска, слои жесткой резины наматываются на специальный вал, прижимаются таким образом, чтобы в них не "застряли" воздушные пузырьки.

А теперь рисуем

Важным элементом шины является протектор. Именно благодаря этому "узору" машина сможет в будущем передвигаться плавно и не стопорить на сложных участках. Например, самым популярным рисунком для экскаваторной шины являются "елка""клюшка""универсальный". Каждый из этих узоров отличается своими характеристиками. Если, предположим, экскаватор задействован на стройплощадке и нет частой необходимости в его перемещениях по дороге, то рисунок "клюшка" наиболее приемлем, если же, наоборот, машину приходится "перебрасывать" с объекта на объект - выбирайте универсальный тип протектора.

Протектор - важнейший элемент шиныИсточник фото: www.eurocarnews.comПротектор - важнейший элемент шины

Как же делается протектор? Процесс это небыстрый, и, наверно, если можно было бы заглянуть в паровую камеру, интересный. Так как возможности такой нет ни у кого, в словесном описании это будет выглядеть так: покрышки зажимают между двумя огромными горячими плит-формами, предварительно нанеся на шину все маркировочные элементы. Под воздействием высокого давления и горячего пара происходит процесс вулканизации (молекулярного изменения резины), резина расплавляется, и таким образом получается нужный рисунок. После этого шину можно спокойно "выпускать" на дорогу!

И напоследок…

Не забудьте правильно утилизировать вашу старую шину. Процесс ее разложения длится сотнями лет, сжигание - вредит атмосфере. Поищите в своем городе производство или завод по шинной переработке и, возможно, завтра, кто-то будет ездить на вашей старой новой шине!

Шины разлагаются годами, а процесс их переработки - сложен и под силу лишь нескольким заводамИсточник фото: www.opa.kgШины разлагаются годами, а процесс их переработки - сложен и под силу лишь нескольким заводам

Запчасти и навесное оборудование в Торговой системе спецтехники

 

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 4,5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,5
5
1
8
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться