Эксплуатация и сервисное обслуживание двигателей ЯМЗ, установленных на строительно-дорожной технике

СКАЧАТЬ PDF
Дизельные двигатели марки ЯМЗ нашли применение более чем на 300 видах изделий, в том числе и на строительно-дорожной технике. В таблице 1 приведены основные показатели двигателей, устанавливаемых на строительную и дорожную технику различных наименований

Характерными условиями работы для двигателей строительных и дорожных машин (СДМ) являются:
- работа при высокой запылённости воздуха, увеличивающей вероятность повышенных износов деталей;
- переменный характер внешней нагрузки. Рабочий цикл большинства СДМ состоит из следующих режимов: перемещение машины, резание грунта или набор его в ёмкость, перемещение грунта (бульдозером по поверхности почвы, скрепером и экскаватором - в ёмкости), разгрузка или отъезд, движение без груза.

Наиболее нагруженным для двигателя бульдозера является режим резания и перемещения грунта. В то же время велика доля работы двигателя в режиме холостого хода и движения бульдозера без нагрузки грунтом.

Двигатели автомобильных кранов нагружены в процессе передвижения крана, при подъёме груза и перемещении стрелы. Передвижение крана обычно осуществляется при малых скоростях движения, т.е. при небольшой нагруженности двигателя. При подъёме груза и перемещении стрелы максимальная мощность двигателя не используется. Кроме того, двигатель продолжительное время работает в режиме холостого хода.

Износостойкость деталей двигателя определяется не только конструктивными и технологическими мероприятиями, реализованными в них заводом-изготовителем, но и нагруженностью двигателя в эксплуатации, регулярностью и качеством его обслуживания. Немаловажную роль здесь имеют качество применяемых сортов топлива и масла, а также обеспечение надёжной их фильтрации и воздуха в процессе эксплуатации двигателя.

Необходимость поддержания высокого уровня работоспособности двигателей требует, чтобы большая часть неисправностей была предупреждена, то есть работоспособность двигателей была восстановлена до наступления неисправности.
Поэтому задача технического обслуживания (ТО) состоит, главным образом, в предупреждении возникновения неисправностей и отказов, а ремонта - в их устранении.
Задачей ежедневного обслуживания (ЕО) является общий контроль двигателя, заправка ёмкостей топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния механизмов и агрегатов двигателя (размеров деталей, зазоров и натягов между ними); выявление и предупреждение неисправностей; обеспечение экономичности работы, безопасности эксплуатации, защиты окружающей среды путём своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепёжных, регулировочных и диагностических работ.
Задачей сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является замена топлива, масла и охлаждающей жидкости с летних сортов на зимние и наоборот.

Объем и периодичность операций ТО подробно изложены в инструкциях по эксплуатации двигателей (силовых агрегатов) ЯМЗ. Они содержат также перечни марок топлив, моторных и трансмиссионных масел, рекомендуемых охлаждающих жидкостей и пластичных смазок. Периодичность проведения и объёмы ТО определены с учётом не только степени форсировки, но и специфики работы двигателей, а именно условий эксплуатации и их режимов работы.

Важным элементом технического обслуживания является диагностирование технического состояния двигателя в процессе его эксплуатации. Диагностирование обеспечивает систему ТО и ремонта двигателя (силового агрегата) индивидуальной информацией о его техническом состоянии и является элементом этой системы.
На ЯМЗ разработана методика диагностирования технического состояния двигателей по внешним проявлениям неисправностей [1], по которой весь процесс обнаружения неисправностей подразделяется на три этапа.
Первый этап - сбор информации о работе и состоянии дизеля, используемой в качестве дополнительного материала при поиске неисправностей.
Второй этап - обработка информации с использованием табличного метода.
Третий этап - обнаружение неисправностей алгоритмическим методом (по принципу от простого к сложному).
Ниже приведены внешние проявления неисправностей основных узлов и систем двигателей ЯМЗ, причины возникновения этих неисправностей и методы их предупреждения.

Таблица 1

Двигатели и силовые агрегаты ЯМЗ, применяемые на строительно-дорожных машинах

Модель, комплектация

Мощность, кВт (л.с.)

Частота вращения, мин-1

Макс, крутящий момент Н-м (кгс-м)

Частота при макс. крут, моменте, мин-1

Назначение

ЯМЗ-236М2-4

132 (180)

2100

667 (68)

1250-1450

Автогрейдер А120
ЯМЗ-236М2-11

132 (180)

2100

667 (68)

1250-1450

Асфальтоукладчик ДС-191
ЯМЗ-236М2-12

132 (180)

2100

667 (68)

1250-1450

Дорожные катки ДУ-84, 85
ЯМЗ-236М2-26

132 (180)

2100

667 (68)

1250-1450

Экскаватор ЕЗО
ЯМЗ-236М2-28

132 (180)

2100

667 (68)

1250-1450

Экскаватор ЭО-5116-1
ЯМЗ-236М2-32

132 (180)

2100

667 (68)

1250-1450

Экскаваторы ЕК-270, -400
ЯМЗ-236Г

110 (150)

1700

 

-

Экскаватор ЭО-33211
ЯМЗ-236Г-1

110 (150)

1700

-

-

Дорожные катки ДУ-84, 85, 101
ЯМЗ-236Г-2

110 (150)

1700

    Автогрейдер А120, фронтальный погрузчик В 138
ЯМЗ-236Г-3

110 (150)

1700

-

  Экскаватор ЭО-43211
ЯМЗ-236Г-4

110 (150)

1700

 

-

Автогрейдер ДЗ-122Б
ЯМЗ-236Г-5

110 (150)

1700

-

  Экскаватор ЕТ-25
ЯМЗ-236 Д

129 (175)

2100

667 (68)

1300-1500

Автогрейдер ДЗк-250,250-0
ЯМЗ-236 ДК-7

136 (185)

2000

716 (73)

1300-1500

Бульдозеро-рыхлительный агрегат Т-11.01
ЯМЗ-236Н-2         Экскаватор ЭО-4328,4228
ЯМЗ-236Н-5         Виброкаток ВК-18
ЯМЗ-236Б-3

184 (250)

2000

1030 (105)

1200-1400

Экскаватор 301
ЯМЗ-236Б-4

184 (250)

2000

1030 (105)

1200-1400

Каток РЭМ-25 (уплотнитель пром. отходов)
ЯМЗ-236БЕ-6

184 (250)

2000

1030 (105)

1200-1400

Снегоочиститель ДЭ-210-Б-1
ЯМЗ-238М2-10

176 (240)

2100

883 (90)

1250-1450

Снегоочиститель ДЭ-210-Б-1
ЯМЗ-238М2-18

176 (240)

2100

883 (90)

1250-1450

МЗКТ-8007
ЯМЗ-238М2-21

176 (240)

2100

883 (90)

1250-1450

Бульдозер ДЗ-240С
ЯМЗ-238АМ2-1

165 (225)

2100

825 (84)

1250-1450

Скрепер МоАЗ-6014
ЯМЗ-238ГМ2

132 (180)

1700

-

-

Экскаваторы ЭО-5124А. ЭО-41211, ЭО-5126, ЭО-5221
Экскаватор ЭО-5126
Экскаватор ЭО-5116
ЯМЗ-238ГМ2-2

132 (180)

1700

-

-

Экскаватор ЭО-4225А
ЯМЗ-238НДЗ-1

173 (235)

1700

1108 (113)

1100-1400

Дорожная машина К-702МВА-УДМ2
Автогрейдер ДЗ-98В
ЯМЗ-238НД4

184 (250)

1900

1108 (113)

1100-1400

Погрузчик К-703МА-МЛ-56
ЯМЗ-238НД4-1

184 (250)

1900

1108 (113)

1100-1400

Бульдозер Т15-01
ЯМЗ-238НД5-1

220 (300)

1900

1280 (130)

1100-1400

Колесный бульдозер К-701-1-БК
ЯМЗ-238Б-3

220 (300)

2000

1180 (120)

1200-1400

Бульдозер карьерный автомобильный МоАЗ-40489
ЯМЗ-238Б-19

220 (300)

2000

1180 (120)

1200-1400

Экскаватор ЭО-5225
ЯМЗ-238Б-21

220 (300)

2000

1180 (120)

1200-1400

Трактор Т20.01Я
ЯМЗ-238Б-25

220 (300)

2000

1180 (120)

1200-1400

Экскаватор ЕК-400, ЕО-5221
ЯМЗ-238Д-18

243 (330)

2100

1225 (125)

1200-1400

Трубоукладчик ТГ-301
ЯМЗ-7512.10-04

264 (360)

1900

1570 (160)

1100-1300

Бульдозеро-рыхлительный агрегат ДЭТ-350Б1Р2
ЯМЗ-850.10

412 (560)

1900

2695 (274)

1300-1500

Промышленный трактор Т-35.01, Бульдозер-рыхлитель Т-500
ЯМЗ-850.10-01

412 (560)

1900

2695 (274)

1300-1500

Колесный бульдозер ТК-25.02
ЯМЗ-8501.10

324 (440)

1800

2230 (228)

1200-1400

Бульдозер-рыхлитель ТМ-25.01, Т-25.01
           

Статья из журнала
"Техническое обслуживание", № 2-3, сентябрь 2004

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 13, оценка: 4,69 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,69
5
1
13