Особенности развития рынка строительной и дорожной техники в РФ

Анализ российского рынка новой и бывшей в эксплуатации дорожно-строительной техники отечественноного и импортного производства

Рост рынка новых машин

С 2003 по 2007 гг. имели место следующие характеристики роста объема продаж машин в шт.

 

Наименование видов машин Объемы продаж в шт.

2003
2002

2004
2003
2005
2004
2006
2005
2007
Всего 2007
2006
Гусеничные экскаваторы 1,51 1,0 1,37 1,65 6222 1,85
Колесные экскаваторы 0,67 1,13 1,71 1,2 3206 1,64
Экскаваторы-погрузчики 1,13 1,25 1,2 1,5 5011 2,1
Колесные погрузчики 0,95 1,38 1,07 1,64 7410 1,93
Телескопические погрузчики 1,56 1,19 1,87 2,33 623 2,26
Погрузчики с бортовым поворотом 1,24 1,15 1,08 1,2 2655 1,12
Бульдозеры 0,88 1,03 1,08 1,17 4235 1,54
Автогрейдеры 0,83 0,94 1,33 1,19 1286 1,67
Асфальтоукладчики 0,67 1,03 1,55 1,29 382 1,52
Катки дорожные 0,74 0,72 1,53 1,55 1885 1,83

Как следует из приведенных данных, особенно интенсивно развиваются продажи гусеничных экскаваторов, колесных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков, телескопических погрузчиков, дорожных катков.

Несмотря на сравнительно высокие объемы продаж отдельных видов техники, они еще существенно отстают по величине от аналогичных продаж в Западной Европе, США и Японии. Например, по отношению к рынкам Западной Европы отставание в РФ в 2007 г. было: по гусеничным экскаваторам свыше 5 раз, по колесным погрузчикам около 3 раз, по экскаваторам-погрузчикам около 2,5 раз.

Имеющий место рост емкости рынка по нашему мнению в основном обусловлен:

  • положительными изменениями во внешней среде (ростом ВВП ( 2007/2006 = 1,08), ростом объемов строительства ( 2007/2006 = 1,18), увели-чением прибыли строительных организаций ( 2007/2006 = 1,388), ростом инвестиций в основной капитал ( 2007/2006 = 1,211) и др.);
  • потребностью в обновлении значительной части парка строительной техники, имеющей высокий моральный и физический износ;
  • улучшением информированности потребителей о новых технологиях и видах техники;
  • ростом парка техники, сдаваемой в аренду.

Информация по лидерам продаж и диапазоны типоразмеров машин, пользующиеся наибольшим спросом в 2007 г., приводятся ниже.

 

  Лидеры продаж в шт. Диапазоны типоразмеров машин, пользующиеся наибольшим спросом
Гусеничные экскаваторы

1. Hitachi (34,0 %)*

2. Komatsu (13,2 %)

3. Caterpillar (10,9 %)

от 28 до 40 т
Колесные экскаваторы

1. Тверской экскаваторный завод (67,5 %)

2. Hyundai (11,1 %)

3. Уралвагонзавод (5,4 %)

от 17 до 20 т
Колесные погрузчики

1. Китайские производители (42,1 %)

2. Амкодор (26,7 %)

3. Челябинские строитель-но-дорожные машины (4,7 %)

от 120 до 150 л.с.
Экскаваторы-погрузчики

1. JCB (27,9 %)

2. New Holland (13,9 %)

3. Амкодор (10,4 %)

от 90 до 100 л.с.
Погрузчики с бортовым поворотом

1. Курганмашзавод (31,0 %)

2. Bobcat (29,4 %)

3. New Holland (9,1 %)

от 800 до 1000 кг
Телескопические погрузчики

1. JCB (24,1 %)

2. Manitou (22,8 %)

3. Bobcat (15,7 %)

от 3,6 до 4,5 т
Бульдозеры

1. ЧТЗ-Уралтрак (45,5 %)

2. Промтрактор (15,4 %)

3. Caterpillar (10,0 %)

от 160 до 190 л.с.
Автогрейдеры

1. Брянский Арсенал (38,6 %)

2. ОПК-Дормаш (27,7 %)

3. Челябинские строитель-но-дорожные машины (18,4 %)

от 130 до 145 л.с.
Асфальтоукладчики

1. Vögele (34,7 %)

2. ABG (20,2 %)

3. Ирмаш (19,6 %)

от 13 т
Дорожные катки

1. Раскат (26,4 %)

2. Hamm (16,1 %)

3. Bomag (14,9 %)

 

* В скобках приводится доля продаж в % от суммарных продаж на рынке в шт.

Важное значение для правильного анализа рынка имеет выбор единиц измерения объемов продаж техники. Как известно, проданные отдельными производителями в течение конкретного промежутка времени машины определенного вида отличаются по массе, мощности, качеству и пр. Встает задача приведения объемов продаж техники различных производителей к сопоставляемому виду. Очевидно, самой лучшей характеристикой величины продаж определенной партии техники является выражение ее в денежной форме. Это обуслав-ливается тем, что целью продажи является получение денег от потребителя в обмен на поставку ему техники. Менее точным является вы-ражение объемов продаж в единицах главного параметра. Например, для гусеничных экскаваторов в единицах массы (т), для бульдозеров в единицах мощности двигателя (л.с.) и пр. Наименее точным является выражение объемов продаж в шт. Ниже приводятся результаты изме-рения доли продаж в % бульдозеров в 2007 г. некоторых производителей при применении различных измерителей.

  Доли продаж в шт. Доли продаж в единицах главного параметра (л.с.)
Челябинский тракторный завод 45,5 38,5
Промтрактор 15,35 19,39
Caterpillar 10,01 13,48
Komatsu 9,26 12,06

Из приведенных данных следует существенное различие в результатах анализа доли продаж. Эти данные также изменятся при применении стоимостной оценки в единой валюте. Соответственно, резко возрастут доли продаж Caterpillar и Komatsu.

Конкуренция на рынке новых машин

На рынке строительной техники существенно ужесточается конкуренция. При этом четко проявляется продажа поставщиками товара, включающего не только материальную часть – машину в целом, но и нематериальную часть – комплекс сопутствующих продаже машины услуг. Соответственно, только с помощью определенных услуг удается реализовать в максимальной мере потенциальные возможности машин, в т. ч. по надежности, производительности и экономичности.

Постоянно растет число производителей техники, участвующих в конкуренции на рынке РФ. Например, число иностранных участников рынка возросло с 2003 по 2007 гг. по: гусеничным экскаваторам – с 14 до 26, колесным погрузчикам – с 21 до 48, погрузчикам с бортовым поворотом – с 12 до 29, бульдозерам – с 7 до 15.

По своим действиям на рынке можно различать следующие группы конкурирующих производителей: российские предприятия (группа А); ведущие зарубежные компании (группа Б) из США, Западной Европы, Японии и Южной Кореи; предприятия из Восточной Европы (группа В), включающие Польшу, Чехию, Словакию и др.; предприятия из СНГ (группа Г), включающие Белоруссию, Украину и др.; предприятия из Китая (группа Д); прочие предприятия (группа Е) и др.

Установлено, что каждый из участников рынка стремится обеспечить свое конкурентное преимущество за счет предоставления клиентам более высокой потребительской ценности товара. Это достигается либо за счет более низких по сравнению с конкурентами цен, либо за счет предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены. В свою очередь, потребительская ценность товара представляет собой разницу между полной потребительской ценностью и полными потребительскими издержками. Потребитель получает ценность (пользу) от: товара (материальной и нематериальной частей), системы взаимоотношений поставщика и потребителя, а также имиджа (бренда) производителя. Эти компоненты составляют полную ценность для потребителя. Издержки же потребителя включают деньги, время, усилия и психологические затраты, обусловленные приобретением товара.

За период с 2003 по 2007 гг. улучшают свое положение на рынке РФ (побеждают в конкурентной борьбе) группа Б и группа Д. Ухудшается положение у групп А, Г, В. Частично это иллюстрируется долями продаж в % при измерении их в шт. групп российских (группа А) и китайских (группа Д) предприятий (по отдельным видам машин) в 2003 – 2007 гг.

  2003 2004 2005 2006 2007
Гусеничные экскаваторы          
- группа А 52,6 32,2 20,4 14,9 11,6
- группа Д - - 0,05 0,6 1,4
Колесные экскаваторы          
- группа А 85,5 84,4 86,1 80,0 73,6
- группа Д - - - 0,1 0,4
Колесные погрузчики          
- группа А 16,9 13,3 15,2 12,6 9,7
- группа Д 0,3 0,9 5,3 20,8 42,1
Экскаваторы-погрузчики          
- группа А 24,3 28,8 25,7 13,9 14,8
- группа Д - - - 0,3 0,7
Погрузчики с бортовым поворотом          
- группа А 81,7 76,9 66,1 50,4 34,8
- группа Д - - - 0,08 1,7
Бульдозеры          
- группа А 84,3 86,8 84,5 80,0 69,0
- группа Д 0,09 0,3 0,8 3,4 9,4
Автогрейдеры          
- группа А 99,3 98,0 98,0 93,3 85,2
- группа Д - - 0,2 2,4 8,5
Асфальтоукладчики          
- группа А 53,3 57,9 46,7 35,8 26,4
- группа Д - - 1,0 0,4 5,7
Катки дорожные          
- группа А 67,4 59,3 45,2 38,6 27,6
- группа Д 0,3 0,5 1,0 1,8 9,4

Из приведенных данных следуют четкие тенденции улучшения поло-жения на рынке РФ ведущих зарубежных компаний (группа Б) по большинству видов машин и группы китайских производителей (группа Д). Причем имеет место «проигрыш» группы Б группе Д по колесным погрузчикам в 2007 г. Российские производители (группа А) ухудшают свое положение на рынке. Данное ухудшение проявится в большей мере при использовании более точных измерителей объемов продаж (см. выше).

Конкурентное преимущество ведущих зарубежных компаний обуславливается предоставлением товара клиентам с более высокой потребительской ценностью. Это в первую очередь относится к лидерам строительно-дорожного машиностроения: Caterpillar, Komatsu, Hitachi, JCB, Volvo, Terex, Liebherr и др.

На примере компании Caterpillar (1-е место в мировом рейтинге) можно отметить следующее. Компания продает машины с высшими характеристиками качества по: надежности, производительности, эконо-мичности, универсальности, простоте управления и комфорту оператора. Высококомпетентный персонал дилеров, имеющий отличную обеспеченность ресурсами, осуществляет предоставление большого набора услуг высшего качества. Развивается аренда техники. Недавно в Москве введен в действие центральный автоматизированный склад запасных частей с отличной логистикой. Вся Российская Федерация охвачена сетью независимых дилеров, являющихся дочерними предприятиями ведущих зарубежных дилеров компании. Обеспечивается постоянное повышение интеллектуального потенциала персонала дилеров и представительства. Представительством осуществляется централизованное управление дилерами и предоставление им помо-щи по всем аспектам деятельности. Компания широко использует во всех звеньях эффективный метод ведения бизнеса «Шесть сигм».

В ближайшее время следует ожидать существенного повышения конкурентного преимущества лидеров строительного и дорожного машиностроения за счет:

  • начала изготовления экскаваторов Caterpillar на ранее построенном заводе в г. Тосно (Ленинградская область);
  • ввода в действие в 2010 г. в г. Ярославле завода Komatsu по изготовлению гусеничных экскаваторов, погрузчиков с бортовым поворотом и вилочных погрузчиков;
  • строительства в Нижегородской области завода по изготовлению комплектующих и землеройных машин компании Liebherr;
  • строительства завода компании Volvo в г. Калуге, где планируется выпускать гусеничные экскаваторы;
  • пуска завода компании Hitachi в 2010 г. по изготовлению экскаваторов. Такие действия позволят существенно уменьшить цену на продаваемые машины, транспортные расходы и сроки поставки.

Успех китайских производителей в первую очередь обусловлен сравнительно невысокими ценами на продаваемые машины. Например, по колесным погрузчикам цена ниже, чем у ведущих мировых производителей в 2 и более раз, а также на 10 – 30 % ниже цен российских производителей. По бульдозерам цены китайских производителей до 3-х раз ниже, чем у ведущих зарубежных компаний. Они находятся на уровне цен бульдозеров Уралтрака и существенно ниже, чем у бульдозеров Промтрактора. По дорожным каткам цены китайских производителей до 2-х раз ниже цен ведущих зарубежных производителей и находятся на уровне цен российских производителей.

Значительный успех китайских производителей по колесным погрузчикам обусловлен также: позиционированием их как «соответствующих по конструкции продукции Caterpillar и Komatsu, и имеющих значительно более низкую цену» (эта позиция в своей первой части не соответствует действительности); проводимой в значительных объемах агрессивной рекламе и пропаганде; сравнительно небольшими сроками поставки; разветвленной сетью распределения, включающей множество импортеров и дилеров; благоприятными условиями по лизингу (ограниченно). Однако сопутствующие продажам услуги (в т. ч. сервис), предоставляемые поставщиками, ограничены (как по количеству, так и по составу).В составе поставляемой с машиной документации отсутствует даже «Руководство по сервису» на русском языке.

Некоторые ухудшения позиций ведущих зарубежных компаний на рынке погрузчиков по нашему мнению можно объяснить недостаточным вниманием их к вопросам усиления собственного бренда в России.

Ухудшение положения российских предприятий на рынке новых машин с 2003 по 2007 гг. можно объяснить понижением потребительской ценности товара за счет постепенного уменьшения ценовой разницы по машинам российского и зарубежного производства. В то же время по другим характеристикам потребительской ценности товара российских производителей имеет место существенное отставание от лучших мировых производителей.

Кроме того, на относительное уменьшение продаж машин российских предприятий оказывает влияние рост продаж б/у импортных машин (см. ниже).

Недостаточно эффективная работа российских производителей по нашему мнению обуславливается:

  • преимущественной ориентацией на совершенствование производства и улучшение некоторых характеристик качества продукции, а не на повышение потребительской ценности товара и максимальную удовлетворенность потребителей;
  • отражением в мировоззрении большинства работников характерных особенностей командной экономики, а не современного ведения бизнеса в условиях рыночной экономики. Имеется в виду отношение к эффективности, качеству, потребителям, маркетингу, знаниям, совершенствованию деятельности и др.;
  • ограниченным использованием современных технологий по: соз-данию новых машин, обеспечению высокого уровня эксплуатационной надежности, созданию эффективной дилерской сети, правильной постановке целей и организации их достижения, обеспечению высокой конкурентоспособности товара, управлению сбытом, постоянному улучшению деятельности, в т. ч. с использованием метода «Шесть сигм» и др.;
  • недостаточной ориентированностью на изучение лучшего мирового опыта и использование его в собственной практике, в т. ч. с использованием бенчмаркинга;
  • недостаточным вниманием улучшению идеологических основ ведения бизнеса, в т. ч. ценностям, миссии, видению, стратегическим целям;
  • недостаточным вниманием постоянному повышению интеллек-туального потенциала предприятий;
  • отсутствием в РФ эффективно функционирующих торговых ас-социаций по подобию действующих в США, Западной Европе, Японии, Китае.

Объемы продаж в РФ импортных бывших в эксплуатации машин

Характеристики продаж в РФ бывших в эксплуатации импортных машин приводятся ниже.

Наименование видов машин Объемы продаж в шт.

2003
2002

2004
2003
2005
2004
2006
2005
2007
Всего 2007
2006
Гусеничные экскаваторы 1,26 0,99 0,89 1,22 895* (14,4 %) 1,54
Колесные экскаваторы 1,86 1,33 0,9 1,96 914 (28,5 %) 1,64
Экскаваторы-погрузчики 2,88 0,92 1,61 2,19 458 (9,1 %) 1,44
Колесные погрузчики 1,37 1,25 1,13 1,14 782 (10,5 %) 1,34
Погрузчики с бортовым поворотом 4,0 1,19 0,93 2,15 149 (5,6 %) 1,73
Бульдозеры 1,89 1,34 0,74 1,19 556 (13,1 %) 1,83
Асфальтоукладчики 1,31 1,13 1,46 1,18 195 (51,0 %) 1,59
Катки дорожные 1,22 0,91 1,63 1,39 581 (30,8 %) 1,44

* В скобках представлена доля продаж б/у машин от продаж новых машин.

Преимущественно осуществляется продажа б/у импортных машин ве-дущих зарубежных производителей. При этом наблюдалось увеличе-ние доли продаж машин китайских производителей. В 2007 г. эта доля составила по: колесным погрузчикам – 8,82 %, бульдозерам – 2,16 %, каткам – 1,89 %.

В заключение целесообразно отметить важность постоянного монито-ринга российского рынка техники со стороны всех его участников.

Генеральный директор
фирмы «МС Консалтинг»
д.т.н., проф., академик РАПК
С.Н. Николаев

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 5, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
5
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться