Так это будет: уникальная машина уже готова, но на соляное озеро ещё не вышла (иллюстрация с сайта jcbdieselmax.com).
Ну, конечно, это будет не совсем экскаватор, а, по правде говоря, "совсем не". Но экскаваторные корни тут присутствуют, несомненно. Уникальный 1,5-тысячесильный автомобиль JCB Dieselmax недавно вывела на испытания транснациональная компания JCB (её штаб-квартира находится в Великобритании).
JCB — пятый в мире производитель строительной и агропромышленной техники — всяческих экскаваторов, погрузчиков, тракторов и тому подобного. Однако с этими медлительными аппаратами стремительную "сигару", которая выйдет на побитие рекорда нынешним летом, связывает не только родительская компания. Но обо всём по порядку.
Как мы уже сказали, цель проекта — взять планку в 300 миль в час (482,8 километра в час). Текущий официальный рекорд для дизельного автомобиля составляет 379,4 километра в час и держится с 1973 года, хотя вот дизельный грузовик Phoenix разгонялся на том же Бонневилле в 2002 году до 423 километров в час.
Презентация JCB Dieselmax была эффектной (фото с сайта jcbdieselmax.com)
Однако везде пишут об официальной планке 1973-го. Она была установлена Вирджилом Снайдером (Virgil W. Snyder) на машине Thermo King Streamliner.
А JCB Dieselmax поведёт в бой британский пилот Энди Грин (Andy Green), который когда-то вовсю летал на истребителях Phantom и Tornado, а в 1997 году вошёл в историю на уникальном турбореактивном автомобиле Thrust SSC, созданном англичанином Ричардом Ноблом (Richard Noble).
Тогда Грин стал самым быстрым водителем в мире, установив в пустыне Чёрная скала (Black Rock) в Неваде абсолютный рекорд скорости на суше — 1228 километров в час, что выше скорости звука в 1,02 раза.
Его рекорд, к слову, так и не побит, хотя есть, как минимум, одна команда, которая намерена это сделать, но только их проект идёт как-то не особенно спешно.
Британский рекордный автомобиль и один из его двигателей (фото с сайта jcbdieselmax.com)
Интересно, что Нобл выступил наставником и, можно сказать, вдохновителем нынешнего британского штурма скорости. Хотя лидером проекта Dieselmax стал Тим Левертон (Tim Leverton), главный инженер JCB.
Итак, JCB Dieselmax. Он имеет длину 9,09 метра, ширину 1,145 метра и высоту — 0,979 (по фонарь кабины) или 1,337 метра (по кончик стабилизатора).
Кузов, выполненный из карбонового композита, обладает отменной аэродинамикой. Внутри — пространственная рама из стали, и куча всякой начинки, из которой двигатели представляют особый интерес.
Разгонять машину будут два 4-цилиндровых 5-литровых дизеля JCB444-LSR, переделанных из серийных моторов, известных во всём мире по экскаваторам и другой спецтехнике JCB.
Энди Грин – "самый быстрый" человек на суше – готов взять ещё один барьер (фото с сайта jcbdieselmax.com)
Благодаря целому ряду ухищрений эти неторопливные моторы были форсированы со стандартных 150 лошадиных сил до 750 (каждый), а общий их крутящий момент составляет теперь 3 тысячи ньютон-метров.
С литровой мощностью в 150 "лошадок" — это самые форсированные дизели на планете.
Тут нужно сказать, что новейший спорт-прототип Audi R10, который в этом году выиграл 12-часовую кольцевую гонку 12 hours of Sebring, оснащён 12-цилиндровым дизелем с двумя турбинами, который до сих пор считался самым "крутым". Ещё бы — в своей первой же гонке в карьере этот пожиратель солярки "сделал" своих бензиновых соперников.
Так вот, тот германский супермотор имеет объём 5,5 литра и мощность 650 лошадиных сил. То есть, "всего-то" 118,2 непарнокопытных на литр рабочего объёма. А ведь мотор этот специально создавался для кольцевого гоночного болида специалистами одной из самых уважаемых в мире моторов компанией. Британцы же умудрились превзойти этот параметр, форсируя какой-то "тракторный" агрегат.
Коэффициент обтекаемости этой машины равен 0,174, а его произведение на лобовую площадь составляет всего 0,153 квадратных метра (фото с сайта jcbdieselmax.com)
Чтобы понять, насколько британцы "накачали" дизель, нужно пояснить, что обычные легковые дизели, даже с турбонаддувом, выдают примерно 65 "лошадок" с литра.
Откуда же у моторов Dieselmax получилась мощность 750? Во-первых, инженеры увеличили рабочий объём мотора. В родном варианте JCB444 имел 4,4 литра (отсюда и его индекс). В "гоночном" — 5 литров. Но это не главное.
Как мы уже сказали — британцы сумели с каждого литра снять по 150 "лошадей". Как?
Они пишут, что серийный JCB444 проектировался для едва ли не круглосуточной работы в тяжёлых условиях. А потому он обладает колоссальным запасом по прочности, что позволило поставить на него двойной последовательный турбонаддув с двойным же промежуточным охлаждением подаваемого в мотор воздуха. Степень наддува также рекордная — 5,2 атмосферы.
Инженеры хорошо поработали не только над "надводной" частью корпуса, но и над днищем (иллюстрация с сайта jcbdieselmax.com)
Прямой впрыск дизтоплива из так называемой общей рампы — ещё один ингредиент рецепта мощности. Причём авторы проекта заменили очень многие узлы топливной системы оригинального мотора, даже пересмотрели конструкцию его клапанов.
На каждый поршень, для его охлаждения, подаются струи масла — в шесть раз интенсивнее, чем у серийного аналога.
Максимальная частота вращения рекордной парочки дизелей составила 3800 оборотов в минуту — для тракторов и экскаваторов показатель весьма высокий.
Полный вес "самого быстрого на планете экскаватора", включая вес гонщика, равен 2,7 тонны. Весь этот вес благополучно используется для прижима колёс (на резиновых шинах, заметьте) к дороге, так как JCB Dieselmax – полноприводный автомобиль.
Расположение агрегатов в Dieselmax (иллюстрация с сайта jcbdieselmax.com)
Один его движок установлен перед кабиной пилота и через шестиступенчатую коробку передач приводит передние колёса (они же — управляемые). Второй дизель стоит за кабиной гонщика и приводит задние колёса — через аналогичную коробку. Коробки эти управляются и синхронизируются электроникой, а пилот лишь переключает клавиши-лепестки на руле.
Оба мотора лежат на боку. Их блоки отклонены всего на 10 градусов от горизонтального положения — для снижения высоты машины.
Многодисковое сцепление в масле и демпфер крутильных колебаний в каждой из трансмиссий должны, по замыслу разработчиков, мягко передавать чудовищный момент от двигателей к колёсам.
Останавливаться же дизельный монстр будет при помощи трёх систем. Он сможет тормозить двигателями (как современные магистральные тягачи, за счёт заслонок в выхлопной системе), с помощью двух парашютов, а также уникальных колёсных дисковых тормозов из карбона, дополненных оригинальными же гидравлическими поршнями, установленными в колесе вертикально.
Бывший двигатель экскаватора получил двойной последовательный турбонаддув с двойным промежуточным охлаждением (иллюстрация с сайта jcbdieselmax.com)
Ёмкость топливного бака этого монстра равна 9 литрам, чего, полагаем, должно хватить на один заезд. А вот ёмкость системы охлаждения нешуточная — 180 литров, причём баки этой системы будут содержать лёд.
И нетрудно понять — почему. Мощные движки будут нещадно греться, а большие радиаторы тут поставить негде. Да и сопротивление воздуху они оказывали бы огромное.
Увы, сколько бы ни бились инженеры над смазкой и охлаждением этих двух необычных дизелей, всё равно, как и многие другие гоночные моторы, они смогут прожить яркую, но весьма короткую жизнь. Моторесурс JCB444-LSR составляет всего 2 часа.
Будем надеяться, что этого времени "под нагрузкой" хватит британцам, чтобы провести в Бонневилле несколько испытательных и зачётных заездов.