Выбор техники для работы зимой и в условиях Севера

СКАЧАТЬ PDF
Лето традиционно считается самой горячей порой для строителей. Начиная новый объект, компании всеми силами стремятся еще до осени, как они сами об этом говорят, "вылезти из земли" - вырыть котлован, залить фундамент и завершить подготовку "нулевого" цикла

Новые технологии позволяют строить и в условиях короткого светового дня, мороза, ветра и снегопада. В горнодобыче, при прокладке дорог и магистральных трубопроводов укрыться от холода невозможно вообще, и в этом случае надежность самосвалов, экскаваторов, бульдозеров, трубоукладчиков и другой спецтехники имеет принципиальное значение. Опрос показывает, что наступление зимы не слишком пугает сибирские компании. На первое место специалисты ставят правильный выбор техники, на второе - выполнение всех рекомендаций ее производителей.

По инструкции - до минус двадцати

По словам директора ООО "Альфа-Инвест" (один из крупнейших комплексных застройщиков Барнаула) Игоря Алферова, в зимний период компания не планирует уменьшения объема работ, так как практически вся спецтехника, приобретенная предприятием, является всесезонной. Всего в парке около 80 машин: 15 единиц буровой техники на гусеничной и колесной базе, более 30 различных кранов, есть шнековые установки для подготовки растворов для буронабивных и буроинъекционных свай, а также другое оборудование.

"Несмотря на то что техника всесезонная, в конечном итоге все зависит от погодных условий. Оптимальный режим ее использования не должен превышать -20°С. Ниже этих температур можно работать, но нежелательно", - поясняет Игорь Алферов. Наиболее востребованным в это время года становится разнообразное долбежное оборудование на базе компрессоров и экскаваторов, в частности, гидродолбежные установки для рыхления мерзлого грунта.

Оптимальный режим использования техники не должен превышать -20°СИсточник фото: exkavator.ruОптимальный режим использования техники не должен превышать -20°С

Особенностью осенне-зимнего периода является целый комплекс мер по подготовке техники к экстремальным условиям эксплуатации, в частности, замена масла и смазки на зимний вариант. Обслуживание, текущий и капитальный ремонт техники "Альфа-Инвест" выполняется собственными силами. Некоторые установки, по словам Игоря Алферова, работают даже лучше зимой, чем в другие сезоны. Например, что касается установок для устройства буронабивных свай, то там ряд процессов осуществляется зимой даже проще, чем летом. В то же время у установок для устройства буроинъекционных свай технологический процесс становится намного сложнее: оборудование нужно постоянно промывать, узлы и стыковки прогревать и т. д.

Генеральный директор ООО "Сибирь-Техника" (реализация и сервис вилочных погрузчиков японского производства Komatsu, лесозаготовительной техники производства ОАО "Алттрак", Абаканского опытно-механического завода, Кировского завода лесозаготовительных машин) Алексей Богородицкий пояснил, что к зимнему сезону наибольшим спросом пользуются трелевочники для заготовки леса и малые коммунальные машины для уборки снега. "В основном вся техника адаптирована к зимним условиям. Однако покупатели трелевочной техники дополнительно заказывают жидкостные предпусковые подогреватели, необходимые для работы на отдаленных от жилья лесосеках". Для коммунальных машин предназначены электрические предпусковые подогреватели. На погрузчики Komatsu устанавливаются кабины с отопителем, этим занимаются специалисты "Сибирь-Техники". "Если говорить об адаптации, то японская техника наиболее приемлема для нашего климата. Известны факты успешной работы машин, выпущенных еще в 70-е годы прошлого века".

Зима добавит работы коммунальщикам

"Если в теплое время мы занимаемся уборкой городских улиц, то в зимний период добавляется уборка снега и посыпка дорог", - говорит замдиректора по эксплуатации МУП "Специализированное автотранспортное предприятие" (г. Красноярск) Игорь Цедрик. Частично меняется и парк используемой предприятием техники. Зимой на улицы Красноярска выходят снегопогрузчики, более востребованными становятся грузовые самосвалы.

Комбинированная машина используется в работе коммунальных служб круглогодично, и в этом ее преимущество перед узкоспециализированным оборудованием. Так, например, в теплое время года машину можно использовать для полива улиц, зимой - для посыпки дорожного полотна. В основном предприятие использует отечественную технику. "Она более приспособлена для наших условий, да и дешевле зарубежных аналогов", - отмечает Игорь Цедрик. Всего в парке МУП насчитывается 26 комбинированных дорожных машин, восемь грейдеров, 31 самосвал и снегоуборочная техника.

В этом году в Красноярске идут активный ремонт дорожного полотна и модернизация улиц. Наступление зимы не остановило выполнения намеченных мероприятий. Так, с 25 октября в Красноярске из-за дорожных работ перекрыта часть главной транспортной артерии правобережья. Но если техника может работать и на холоде, то с приходом зимы возникают проблемы иного рода: при минусовых температурах асфальт слишком быстро остывает, поэтому проводить работы ночью нельзя. Именно поэтому дорожники вынуждены перекрывать улицы днем.

Дороги строят с холодами

"В прошлом году при 25°С эксплуатировали экскаватор Caterpillar 330D, - рассказывает главный инженер ОАО "СУ-888", Максим Мазанов (Якутия). - Ничего не сломалось, хотя специальной подготовки не было, машина отработала на летнем масле. В этом году масло в двигателе и гидросистеме экскаватора будет заменено на зимнее. Машина отработала исключительно, хотя мы глушили ее на ночь, а утром заводили. Ходовую часть разогревали отдельно, двигатель заводился сам (установлена система Hydronic). Ходовую часть прогревали универсальной пропарочной машиной, применяемой для разогрева авиационных двигателей".

"Если говорить про Caterpillar, то вся специальная подготовка сводится к замене масла, охлаждающей жидкости и переходу на зимнее топливо - и все. Машины еще на гарантии, фильтры сами меняем, техобслуживанием занимается дилер. Парк - 75 единиц, из них импортной немного, пока всего пять машин", - говорит Максим Мазанов.

Максим Мазанов: "Отечественные машины покупать не будем вообще"Источник фото: exkavator.ruМаксим Мазанов: "Отечественные машины покупать не будем вообще"

Сравнение преимуществ российской и зарубежной техники для специалистов этой компании - пройденный этап. "Мы для себя определились - только импорт. Отечественные машины брать не будем вообще, грузовики и самосвалы будем заказывать китайские". Максим Мазанов называет типичные поломки российской техники: ненадежность элементов гидросистемы погрузчиков, экскаваторов и бульдозеров. У бульдозеров - слабая ходовая часть, у экскаваторов - коробки передач, двигатели. Порывы РВД - общее больное место отечественных машин, причем даже находящихся в эксплуатации всего год.

По качеству российские машины все еще серьезно уступают импортным, но по цене быстро приближаются к ним, например, Т-170. "В прошлом году, - рассказывает Максим Мазанов, - заводская цена на этот трактор с рыхлителем была 1 750 тыс. руб., сейчас - 3 100 тыс. руб. Бульдозер Caterpillar Д7R на класс мощнее, стоит около 6 000 тыс. руб. уже в Якутске. Причем он в два раза производительнее, а по надежности заменит четыре Т-170. Выводы напрашиваются сами собой".

Китайская техника также успела неплохо себя зарекомендовать в Якутии, но ее слабое место - РВД. "Рукава нужно сразу менять, - поясняет главный инженер СУ-888. - Дилеры не имеют в регионе отлаженного сервиса, поэтому все делаем сами. Китайская резина, очевидно, не рассчитана на наши температуры, зимой в этом году первый раз выпустили "китайца" и у него начали "по кругу" рваться все шланги".

С наступлением заморозков, когда болотистый грунт, наконец, начинает держать технику, дорожники Якутии выполняют основной объем работ. Фактически строительство идет с августа по декабрь и с февраля по апрель, поэтому надежность техники имеет для региона огромное значение. "Если у меня выйдет из строя вся погрузочная техника - это будет чрезвычайное событие. Уже известно: опускается температура - тут же начинаются проблемы с отечественной техникой. Однако удаленность наших объектов такова, что оперативный ремонт не сделать, кроме того, не всегда можно и подъехать - нет мостов. Но мы люди привычные, уже 48 лет так работаем".

Сначала нужно раскачать

Компания, владеющая небольшим количеством машин, более тщательно следит за их эксплуатацией. Например, ООО "Алданская строительная компания" (генеральный директор Николай Челондаев) использует экскаватор Caterpillar 322CL на возобновленном строительстве железной дороги Беркакит-Якутск. "При минус 30 останавливаю всю технику: и российскую, и импортную, - говорит Николай Челондаев. - Сворачиваем все работы, наверное, поэтому пока ничего не выходило из строя. Минус 20 - это еще тепло, мы работаем. К зиме готовимся специально, на всех машинах стоят дополнительные фильтры, в морозы они очень актуальны, гидроциклоны, камеры подогрева - без них никак".

Николай Челондаев: "При минус 30 останавливаю всю технику: и российскую, и импортную"Источник фото: exkavator.ruНиколай Челондаев: "При минус 30 останавливаю всю технику: и российскую, и импортную"

Автономные подогреватели в компании ставят лишь на двигатели. Николай Челондаев  отмечает: "Если двигатель заработает, тогда кабина и так прогреется, а вот на момент пуска подогреватель нужен обязательно, на все оборудование без исключения, даже на генераторы тока. На зиму обязательно наклеиваем вторые стекла, масла по температуре летние или зимние. Все делаем своими силами. В гидросистему обязательно заливаем зимнее масло. Главное - аккуратно работать, с ходу не дергать машину, потихоньку раскачать и потом уже начинать работать".

Из российских машин Алданская строительная компания использует экскаватор "Тагил" ("Уралвагонзавод"). "Работает что зимой, что летом ощутимо хуже "Катерпиллара", - говорит про эту машину гендиректор. - Экскаваторы нужно брать импортные, автомобили желательно тоже. Но зарубежные марки пока для нас слишком дорогие, не окупают себя так, как отечественные". Китайскую технику компания пока не приобретала, однако Николай Челондаев отмечает, что в Якутии ее уже много: "Пока боюсь покупать. В большой фирме, где 40-50 машин, если из строя выйдет несколько единиц не страшно, а если у меня их всего 10, и из них 1-2 машины не будут работать, это будет очень ощутимо. Пока даже в голове такое не держу".

Ветер с Востока

Когда отечественные машиностроители не в состоянии справиться с растущим спросом на качественную спецтехнику, российский рынок активно осваивают китайские производители. Преимуществом китайской техники (по сравнению с российской) является то, что при конкурентном уровне цен ее комплектация заслуживает уважения, наглядный пример - автомобили Dongfeng (дословно - "восточный ветер").

"Комплект, поставляемый нами российским компаниям, включает в себя предпусковой обогреватель двигателя Webasto, автономный отопитель салона, подогрев самосвальной платформы, обязательное утепление кабины "-40" и аккумуляторы большей емкости", - рассказывает коммерческий директор ДФ "Транс" (региональный дилер компании Dongfeng Motor Co.) Алексей Щербаков.

В переводе Dongfeng значит "восточный ветер"Источник фото: exkavator.ruВ переводе Dongfeng значит "восточный ветер"

Официальные поставки машин этой марки начались в апреле, и уже к сентябрю в России был продан 1 000-й автомобиль. План до конца года - реализовать 1 800-2 000 машин. Соглашение, подписанное на 2008 год, предусматривает поставку 10 тыс. машин. "Специалисты берут технику Dongfeng , рассчитывая, что в зимних условиях машины будут работать хорошо, это подтверждает опыт их эксплуатации в Казахстане, где официальные поставки начались гораздо раньше, чем в России, - отмечает коммерческий директор ДФ "Транс". - Вся техника сертифицируется и только затем поставляется в северные регионы. Устойчивым спросом пользуются полноприводные самосвалы".

Единственный момент, который пока удерживает осторожных потребителей, - отсутствие официальной статистики эксплуатации работы китайских машин в условиях Сибири зимой. "Такого опыта у нас пока нет, поставки начались весной, отработаем год, и тогда можно будет уже говорить об этом конкретно. Но у меня есть полная уверенность, что наша техника зимой не подведет", - говорит Алексей Щербаков.

Может работать даже на полюсе

Есть места, куда попадает только проверенная техника. Два гидравлических экскаватора Liebherr R-992 были введены в эксплуатацию на Кайерканском угольном разрезе (расположен за Полярным кругом в 30 км от Норильска) еще в ноябре 2000 года. Условия работы самые тяжелые: влажность воздуха до 90%, сильные снегопады, температура зимой опускается до -48°С, (летом поднимается до +40°С), скорость ветра - 30-40 м/сек.

"Помимо того что нам требовалась мощная техника (экскаваторы оснащены ковшами емкостью 7,0 куб. м), главным условием их поставки стала готовность к работе в зимнее время", - говорит Юрий Заботкин, главный механик Кайерканского разреза "Норильского никеля". Оборудование поступило в "северном" исполнении.

Условия работы некоторой техники - влажность воздуха до 90%, температура воздуха - до минус 48°СИсточник фото: exkavator.ruУсловия работы некоторой техники - влажность воздуха до 90%, температура воздуха - до минус 48°С

Для повышения надежности работы по рекомендации специалистов разреза компания Liebherr внесла и дополнительные изменения к стандартному исполнению кабины "-40". На экскаваторы были установлены фены для дополнительного обогрева и обдува стекол, все жгуты электродвигателя еще на заводе были закрыты наружной защитной оболочкой из материалов, выдерживающих температуру ниже -40°С. По согласованию с заказчиком был установлен ресивер компрессора увеличенного объема и применена специальная конструкция воздухосборника дизельного двигателя Cummins для увеличения срока службы воздушных фильтров. Цилиндры открывания ковша экскаватора защищают специальные металлические пластины, а машинное отделение и масляные радиаторы - специальные конструкции от попадания снега. Отсек с гидравлическими распределительными устройствами имеет особое герметическое уплотнение.

Инженеры Liebherr, получив информацию о будущих условиях эксплуатации экскаваторов, предусмотрели дополнительные аккумуляторные батареи и устройство для подключения резервных аккумуляторных батарей к основным, для запуска двигателя в холодное время года. Итог подготовки - оба экскаватора успешно используются на Кайерканском угольном разрезе на выемке вскрышных пород в течение всех семи лет, несмотря на тяжелые погодные условия. "Никаких претензий к работе", - отмечает Юрий Заботкин.

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8