Морская логистика спецтехники претерпела серьёзные изменения за последние три года. Согласно докладу Дмитрия Самарского, директора представительства TMBC Logistics в г. Москва, с которым он выступил на конференции «Реальная спецтехника», среди актуальных ключевых проблем — рост стоимости фрахта, санкции, нестабильность спроса и ограниченные логистические мощности российских портов. Особенно остро это ощущается в сегменте судов-автомобилевозов, где аренда в постковидный период подскочила в 6 раз.
Помимо этого, спрос на перевозки снижается из-за торговых ограничений США и ЕС против Китая, а на рынок выходит всё больше новых судов — прирост флота ожидается на 37% до 2028 года. Это даёт шанс на удешевление логистики и возвращение прямых поставок в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска.
Сегодня основная нагрузка по поставкам спецтехники ложится на порты Дальнего Востока. Но высокая волатильность фрахта, сложные железнодорожные маршруты и дефицит инфраструктуры снижают эффективность. На фоне этого TMBC Logistics предлагает Ро-Ро решения с фидерными поставками из Турции и Касабланки, позволяя частично обойти ограничения и сохранить приемлемую экономику поставок.
Спикер отметил, что Азово-Черноморский и Каспийский регионы по-прежнему остаются слаборазвитыми: нет полноценных терминалов, низкая скорость обработки грузов, доминирование турецких перевозчиков. Лишь Дальний Восток показывает стабильный, хоть и перегруженный поток.
На перспективу важны два тренда: насыщение рынка новыми судами и обострение торговых войн. Это создаёт противоречие: с одной стороны логистика может подешеветь, с другой — геополитика продолжает тормозить развитие морских цепочек поставок. Тем не менее, по оценке Дмитрия Самарского, рынок начнёт корректироваться, и морские маршруты снова станут конкурентны железнодорожным.
Дополнительные вопросы, которые задавали слушатели конференции спикеру:
— Какие ресурсы или инструменты вы рекомендуете использовать для мониторинга изменений в мировой логистике?
— Ресурсы в части изменений ставок в Ро-Ро логистике: обычно — Esgian, Drewry, Clarksons. Мы публикуем результаты такого мониторинга бесплатно у себя в телеграм-канале (https://t.me/tmbcl) или в нашем блоге (tmbcl.wordpress.com).
— Какие меры принимаются для безопасности техники при транспортировке по новым маршрутам?
— Ро-Ро перевозки соответствуют самым высоким стандартам качества по сравнению с альтернативными способами доставки (контейнеры или MPP суда).
— Насколько часто возникают ситуации, что техника при транспортировке судном повреждается из-за неблагоприятных воздействующих факторов? Насколько велики дополнительные расходы на страхование груза или специальные меры по защите от коррозии и повреждений?
— Перевозка на ролкерах (автомобилевозах) осуществляется под палубой. Стоимость страхования не отличается от других способов доставки.
— Рассматриваются ли порты Кольского полуострова или Архангельска традиционным маршрутом или Северным морским путём?
— Архангельск и Северный регион, к сожалению, возможно обслуживать только через СПб в том числе из-за ледовых ограничений.