- На рынке наблюдается смещение акцентов при покупке спецтехники: внимание постепенно переходит от стоимости машины (ранее считавшейся главным показателем) к её надёжности и безотказной работе.
- В «Центре технического оборудования» прогнозируют увеличение объёмов продаж электрической техники для склада в 2026 году на 30–40% относительно показателей текущего года.
- Сервисные компании всё активнее переходят к предиктивному ремонту и берут на себя ответственность за контроль сроков и состояния техники.
«Должны менять подход в первую очередь российские компании, и тогда и весь рынок будет меняться»
Источник фото: centr-teh.ruИван Марьянов, основатель и генеральный директор ООО «Центр технического оборудования» и бренда ZAUBERG
Благодаря конкурентным ценам и широкому ассортименту производители из КНР из года в год наращивали объёмы поставок техники на российский рынок. Но действовали они несколько специфично: многие поставщики изначально были ориентированы на продажу товара, а не на организацию полного сервисного сопровождения и сервисной сети. Поэтому вскоре остро встал вопрос недостаточности сервисного обслуживания приобретённой отечественными покупателями техники.
Ещё более явной проблема стала в последние несколько лет, когда из-за санкций многие производители ушли с российского рынка, а на замену их продукции на территорию РФ стала в больших количествах поступать техника производителей из Поднебесной.
Казалось бы, можно долго и упорно рассуждать, кто кому и что должен в этой ситуации, а можно просто занять достаточно твёрдую и уверенную позицию:
— В первую очередь, кто может и должен начать действовать, так это российские компании, которые будут выстраивать сервис, — подчеркнул Иван Марьянов, основатель и генеральный директор ООО «Центр технического оборудования» и бренда ZAUBERG.
На СеМАТ RUSSIA 2025 мы поговорили с Иваном Марьяновым и узнали, как в компании налажены постпродажное сервисное обслуживание и ремонт техники.
Ставка — на развитую сеть складов и выстроенные процессы сервисного обслуживания
В «Центре технического оборудования» подчёркивают большую значимость качественного сервиса. Так как, по опыту гендиректора ЦТО, заказчикам важна не столько выгода в пару десятков тысяч от покупки по более низкой стоимости техники, сколько её бесперебойная работа. Потому что, пока работает машина, работает и бизнес — и клиент получает доход. Встала техника, встал и бизнес. А это уже прямые убытки.
Источник фото: exkavator.ruВ планах ЦТО и ZAUBERG — увеличить число сервисных автомобилей до 30 единиц
Важной составляющей сервисного обслуживания в ЦТО считают организацию работы с запасными частями и сервисных процессов в целом. Так, у ООО «Центр технического оборудования» и ZAUBERG есть центральный склад не только в Москве (обслуживание распространяется на центральную часть России), но и в Новосибирске (регионы обслуживания — Сибирь, Дальний Восток) — суммарно в этих городах хранится около 8 000 SKU. Также есть склады в регионах, а в планах — открытие дополнительных в Урале, Краснодаре и Петербурге, что должно повысить уровень доступности запчастей.
Для минимизации простоев клиентов компания использует экспресс-доставку важных комплектующих. В редких случаях мелкие детали можно приобрести вблизи местонахождения техники.
Что касается сервисных центров, то «Центр технического оборудования» заключил контракты с 35 партнёрами по обслуживанию клиентов по всей территории России. Но уже сейчас в компании приняли решение сделать упор на развитие собственного сервиса путём запуска выездных бригад. На данный момент сервисные автомобили ЦТО и ZAUBERG работают в Сибирском и Центральном федеральных округах. В планах до конца этого года — увеличить число сервисных автомобилей до 30 единиц.
Стандарты обслуживания в ЦТО предполагают упор на превентивную диагностику: своевременную замену изношенных узлов и агрегатов. Причём в компании понимают, что ответственность за отслеживание этих моментов нельзя возлагать только на плечи клиента. Как рассказал И. Марьянов, за техникой, которая зарегистрирована в компании на обслуживание, они следят самостоятельно, а о необходимости плановых работ информируют заранее.
Ещё один важный момент — скорость реагирования. В компании прописаны следующие нормативы: реакция на заявку в случае поломки техники — в течение 3 часов, выезд — в течение 48 часов. В большинстве случаев техника ремонтируется непосредственно на месте. Также есть возможность предоставления подменной техники.
Срок планового обслуживания снижен до 2,5–3 часов. Как и за счёт чего удалось этого достичь?
Источник фото: centr-teh.ruДва сервисных инженера могут произвести техобслуживание в полтора раза быстрее
Среди задач, которые ставили перед специалистами сервисной службы ЦТО, — увеличить скорость планового обслуживания техники без потери качества. На данный момент удалось выйти на показатель в 2,5–3 часа против привычных 3,5 часов. Этого удалось добиться за счёт того, что, во-первых, продумано расположение всего рабочего инструмента в сервисном автомобиле. А если каждая единица на своём месте, то мастера не тратят время на поиск. Помимо этого, сервисный автомобиль в ходе ремонта находится на расстоянии не более метра-полутора от ремонтируемой техники: так удобнее пользоваться электро- и пневмоинструментом и не приходится тратить время на постоянные хождения за понадобившимся инструментом.
Во-вторых, в компании проанализировали, насколько и в каких ситуациях оправдано отправлять на выезд только одного или нескольких человек. Поступили следующим образом: на каждый выезд вместе с сервисными инженерами отправлялся ещё один человек, который снимал весь процесс обслуживания техники и параллельно комментировал все этапы (какие работы выполнялись, какие процессы можно было делать параллельно, в каких случаях достаточно одного специалиста, а в каких — двоих). По последнему пункту также давалась оценка, насколько увеличится скорость обслуживания при наличии второго человека — где-то получалось на процентов десять, а в иных случаях и в полтора раза.
Как изменились покупательские интересы и предпочтения за два последних года?
Источник фото: centr-teh.ruМнение: цена перестала быть единственным решающим фактором при выборе техники
В ходе разговора мы коснулись и других тенденций рынка. Среди них Иван Марьянов отметил возросший интерес заказчиков к электрической технике. Этот тренд связывают с увеличением числа открытий крупных распределительных центров, в том числе для e-commerce, и в целом с активным развитием ритейла. Учитывая динамику спроса на электрическую складскую технику, которая отлично подходит именно для работы в закрытых помещениях, в ЦТО на 2026 год прогнозируют увеличение объёмов продаж машин этого сегмента на 30–40% относительно показателей текущего года.
Отдельно спикер подчеркнул, что среди электрической техники превалирует спрос на машины с литий-ионными батареями, которые, в отличие от кислотных, комфортнее в использовании. Так, для зарядки техники с кислотными батареями необходимо выделять отдельное помещение. Более того, кислотные батареи рекомендуется полностью разрядить для последующей зарядки. То есть возможности поставить кислотные аккумуляторы на дозарядку во время обеденного перерыва нет.
В завершение спикер рассказал, у каких компаний, по его мнению, больше перспектив и шансов остаться на рынке в сложившихся непростых условиях:
— На мой взгляд, на рынке останутся компании, которые, во-первых, поставляют качественную технику, а во-вторых — владеют достаточно серьёзным объёмом запасных частей на складах. В-третьих, это, разумеется, быстрый и качественный сервис, — резюмировал Иван Марьянов.
Автор: Ольга Шульгович