Аналитический обзор рынка строительной техники Свердловской области: события, цифры, прогнозы

Аналитический обзор рынка строительной техники Свердловской области: события, цифры, прогнозы

17 марта 2009
Основные события 2008 года, лидеры продаж, прогнозы на 2009 год

События года

1. Началось строительство завода Komatsu в Ярославле (июль 2008 г.), планируемый срок ввода — начало 2011 г.

2. Курганский машиностроительный завод (производитель погрузчиков МКСМ) перешел под юрисдикцию холдинга ОАО «Четра-ПМ» (Чебоксары). Ранее он входил в структуру ОАО «Агромашхолдинг».

3. Правительство ввело таможенные пошлины на ввоз подержанной спецтехники. Нововведение коснулось импорта пожарных транспортных средств, бетономешалок, автобуровой техники, грузовых аварийных автомобилей, автомобилей для перекачки бетонного раствора и пр. Ставки на новую импортируемую спецтехнику остались на прежнем уровне.

Тренды года

1. В предыдущие три года рынок строительной техники демонстрировал стабильный прирост на уровне 10-15%. 2008 г. участники рынка делят на две четкие половины: в первом полугодии продажи росли прежними темпами, во втором — резко пошли на спад. Рынок спецтехники напрямую связан с ситуацией в строительной отрасли: как только застройщики заморозили проекты (в августе-сентябре 2008 г.), новая спецтехника перестала быть востребованной.

2. Покупки с использованием кредитных и лизинговых программ занимали до 50% в общем объеме сделок. Невозможность привлечения доступных заемных средств привела к исчезновению мелких заказчиков.

3. До 2008 г. конкурентоспособность отечественной техники постепенно снижалась: неоднократное повышение цен российскими производителями приблизило стоимость их продукции к импортным аналогам. Но в результате девальвации рубля разрыв цен в последние месяцы стал снова существенным.

4. Наибольшей устойчивостью сейчас обладают прямые дилеры производителей. Рынок покинут компании-посредники, а также игроки, которые развивались экстенсивно (наращивали запасы, открывали филиалы) за счет привлечения кредитных ресурсов.

5. Дилеры надеются на заказы муниципальных образований, а также на все проекты, которые должны получить в текущем году государственную поддержку (в т. ч. объекты сельского хозяйства).

ТОП 10 дилеров спецтехники

 

  Название компании Оборот от продаж спецтехники в Екатеринбурге и Свердловской области в 2008 г., млн руб. Совокупный оборот компании в 2008 г., млн руб. Структура совокупного оборота в Екатеринбурге и Свердловской области в 2008 г. по направлениям деятельности Год основания компании
Продажа грузовых автомобилей Продажа спецтехники Продажа запчастей Сервисное обслуживание Другое
1 «Стройкомплект» 1 936 3 226 0% 60% 5% 5% 30% 1991
2 «СтройДорМаш- Екатеринбург» 538,5 1 077 35% 50% 10% 5% 0% 2003
3 «Темир-Текс» 450 1 800 65% 25% 6% 4% 0% 1995
4 «Автоспецмаш»; з/д з/д 32,57% 52,47% 12,95% 2,01% 0% 1999
5 Antarex Ltd. 148 151 0% 98% 1% 1% 0% 2008
6 «УралКомТранс» 48 120 40% 40% 15% 5% 0% 2004
7 «Антал» 8 40 0% 20% 70% 10% 0% 1991
в/р «Комек Машинери» н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2005
в/р «Митсубер» н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2006
в/р «Спецтехкомплект» н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2006

 

Показатели рынка

≈3,5-3,7 млрд руб.
Cуммарная выручка от продаж спецтехники участников ТОП-листа
≈2 500
Суммарное количество проданных единиц спецтехники у участников ТОП-листа в 2008 г.
35%
Среднерыночная динамика продаж спецтехники крупнейших поставщиков к 2007 г.
25%
Среднерыночная динамика оборота от продаж спецтехники крупнейших поставщиков к 2007 г.

Лидеры по торговым площадям

 

  Название компании Совокупная площадь торговых площадок в Екатеринбурге и Свердловской области, кв. м Количество торговых площадок в Екатеринбурге и Св. области Количество сервисных центров в Екатеринбурге и Св. области
1 «Стройкомплект» 15 300 3 1
2 «Автоспецмаш» 8 000; 1 1
3 «Темир-Текс» 2 500 1 1
4 «Митсубер» 2 000 1 1
5 «Комек Машинери» 1 400 1 1
6 «УралКомТранс» 600 1 1
7 «Антал» 350 1 1
в/р Antarex Ltd. н/д 2 2
в/р «Спецтехкомплект» н/д 1 1
в/р «СтройДорМаш-Екатеринбург» н/д 4 2

 

Лидеры по объему продаж

 

  Название компании Число проданных единиц спецтехники в Екатеринбурге и Свердловской области в 2008 г., шт. Динамика продаж спецтехники по сравнению с 2007 г.
1 «Стройкомплект» 1 042 13%
2 «СтройДорМаш-Екатеринбург» 350 52%
3 «Спецтехкомплект» 300 н/д
4 «Автоспецмаш» 292 51%
5 «Темир-Текс» 200 11%
6 «УралКомТранс» 152 -25%
7 «Комек Машинери» 62 210%
8 «Антал» 40 -33%
9 Antarex Ltd. 34 -*
в/р «Митсубер» н/д н/д

 

Прогнозы

Алексей Седов, коммерческий директор «Автоспецмаш»:

Из-за того что застройщики практически заморозили все проекты, продажи новой техники тоже остановились. Пока компании живут на накопленные ранее средства. Но если через два-три месяца продажи не выправятся, часть дилеров (те, у кого есть возможность) закроют бизнес на время, другие — порядка 20% — уйдут с рынка.
У оставшихся игроков будет возможность жить за счет сервисного обслуживания — здесь, как и в продаже запчастей, спада нет, поскольку заказчики теперь предпочитают ремонтировать технику, нежели заменять ее новой.

Виктор Поддубицкий, президент ООО «Предприятие «Стройкомплект»:

Государство сегодня помогает рынку отечественной техники — предоставляет льготные кредиты, повышает таможенные налоги на импорт и т. д. Уже сейчас понятно, что основными покупателями в 2009 г. будут компании, так или иначе связанные с сельским хозяйством, потому что они получат областную и федеральную поддержку.
Рынок значительно сузится, уйдут мелкие и средние операторы и большинство компаний-посредников, останутся только самые сильные игроки, менее всего зависящие от кредитных средств.

Владимир Репетий, генеральный директор Antarex Ltd.:

На начало 2009 г. мы фиксировали на рынке снижение спроса на 70%, к концу года ситуация выправится — снижение составит около 10% по отношению к 2008 г. Мы ожидаем, что существенно улучшит свои позиции отечественная техника. Если в прошлом году ее доля не превышала 30%, то в текущем, благодаря дейст¬виям государства, она достигнет 60%. Выделяя средства на свои проекты, правительство ставит обязательное условие — должна закупаться спецтехника только российских производителей.

Александр Корниенко, директор по маркетингу ООО «Комек Машинери»:

В первой половине 2008 г. все сегменты рынка спецтехники росли, как и в предыдущие несколько лет. Не ожидая сокращения спроса, поставщики активно наращивали складские запасы, сеть филиалов и представительств. Теперь для них это проблема. В результате сокращения продаж на фоне больших складских запасов часть дилеров может покинуть рынок или заметно сократить активность. С другой стороны, в этих условиях стабильные компании получат возможность усилить позиции на рынке — увеличить долю в продажах техники и объемах сервисных работ.

Валентин Бурыгин, директор ООО «СтройДорМаш-Екатеринбург»:

В 2009 г. рынок перейдет на бартерно-вексельные отношения. Его емкость начнет уменьшаться, так как сложности с выдачей кредитов и участием в лизинговых программах резко сократили круг возможных покупателей (до кризиса кредитные продажи составляли около 50%). Доли начнут перераспределяться в пользу дешевой техники российского производства. Но процесс будет постепенным — перед Новым годом (т. е. до повышения таможенных пошлин) в страну ввезли большое количество импортных машин, их хватит года на два.



Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
5
5
5
7
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться