События года
1. Началось строительство завода Komatsu в Ярославле (июль 2008 г.), планируемый срок ввода — начало 2011 г.
2. Курганский машиностроительный завод (производитель погрузчиков МКСМ) перешел под юрисдикцию холдинга ОАО «Четра-ПМ» (Чебоксары). Ранее он входил в структуру ОАО «Агромашхолдинг».
3. Правительство ввело таможенные пошлины на ввоз подержанной спецтехники. Нововведение коснулось импорта пожарных транспортных средств, бетономешалок, автобуровой техники, грузовых аварийных автомобилей, автомобилей для перекачки бетонного раствора и пр. Ставки на новую импортируемую спецтехнику остались на прежнем уровне.
Тренды года
1. В предыдущие три года рынок строительной техники демонстрировал стабильный прирост на уровне 10-15%. 2008 г. участники рынка делят на две четкие половины: в первом полугодии продажи росли прежними темпами, во втором — резко пошли на спад. Рынок спецтехники напрямую связан с ситуацией в строительной отрасли: как только застройщики заморозили проекты (в августе-сентябре 2008 г.), новая спецтехника перестала быть востребованной.
2. Покупки с использованием кредитных и лизинговых программ занимали до 50% в общем объеме сделок. Невозможность привлечения доступных заемных средств привела к исчезновению мелких заказчиков.
3. До 2008 г. конкурентоспособность отечественной техники постепенно снижалась: неоднократное повышение цен российскими производителями приблизило стоимость их продукции к импортным аналогам. Но в результате девальвации рубля разрыв цен в последние месяцы стал снова существенным.
4. Наибольшей устойчивостью сейчас обладают прямые дилеры производителей. Рынок покинут компании-посредники, а также игроки, которые развивались экстенсивно (наращивали запасы, открывали филиалы) за счет привлечения кредитных ресурсов.
5. Дилеры надеются на заказы муниципальных образований, а также на все проекты, которые должны получить в текущем году государственную поддержку (в т. ч. объекты сельского хозяйства).
ТОП 10 дилеров спецтехники
Название компании | Оборот от продаж спецтехники в Екатеринбурге и Свердловской области в 2008 г., млн руб. | Совокупный оборот компании в 2008 г., млн руб. | Структура совокупного оборота в Екатеринбурге и Свердловской области в 2008 г. по направлениям деятельности | Год основания компании | |||||
Продажа грузовых автомобилей | Продажа спецтехники | Продажа запчастей | Сервисное обслуживание | Другое | |||||
1 | «Стройкомплект» | 1 936 | 3 226 | 0% | 60% | 5% | 5% | 30% | 1991 |
2 | «СтройДорМаш- Екатеринбург» | 538,5 | 1 077 | 35% | 50% | 10% | 5% | 0% | 2003 |
3 | «Темир-Текс» | 450 | 1 800 | 65% | 25% | 6% | 4% | 0% | 1995 |
4 | «Автоспецмаш»; | з/д | з/д | 32,57% | 52,47% | 12,95% | 2,01% | 0% | 1999 |
5 | Antarex Ltd. | 148 | 151 | 0% | 98% | 1% | 1% | 0% | 2008 |
6 | «УралКомТранс» | 48 | 120 | 40% | 40% | 15% | 5% | 0% | 2004 |
7 | «Антал» | 8 | 40 | 0% | 20% | 70% | 10% | 0% | 1991 |
в/р | «Комек Машинери» | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 2005 |
в/р | «Митсубер» | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 2006 |
в/р | «Спецтехкомплект» | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 2006 |
Показатели рынка
≈3,5-3,7 млрд руб.
Cуммарная выручка от продаж спецтехники участников ТОП-листа
≈2 500
Суммарное количество проданных единиц спецтехники у участников ТОП-листа в 2008 г.
35%
Среднерыночная динамика продаж спецтехники крупнейших поставщиков к 2007 г.
25%
Среднерыночная динамика оборота от продаж спецтехники крупнейших поставщиков к 2007 г.
Лидеры по торговым площадям
Название компании | Совокупная площадь торговых площадок в Екатеринбурге и Свердловской области, кв. м | Количество торговых площадок в Екатеринбурге и Св. области | Количество сервисных центров в Екатеринбурге и Св. области | |
1 | «Стройкомплект» | 15 300 | 3 | 1 |
2 | «Автоспецмаш» | 8 000; | 1 | 1 |
3 | «Темир-Текс» | 2 500 | 1 | 1 |
4 | «Митсубер» | 2 000 | 1 | 1 |
5 | «Комек Машинери» | 1 400 | 1 | 1 |
6 | «УралКомТранс» | 600 | 1 | 1 |
7 | «Антал» | 350 | 1 | 1 |
в/р | Antarex Ltd. | н/д | 2 | 2 |
в/р | «Спецтехкомплект» | н/д | 1 | 1 |
в/р | «СтройДорМаш-Екатеринбург» | н/д | 4 | 2 |
Лидеры по объему продаж
Название компании | Число проданных единиц спецтехники в Екатеринбурге и Свердловской области в 2008 г., шт. | Динамика продаж спецтехники по сравнению с 2007 г. | |
1 | «Стройкомплект» | 1 042 | 13% |
2 | «СтройДорМаш-Екатеринбург» | 350 | 52% |
3 | «Спецтехкомплект» | 300 | н/д |
4 | «Автоспецмаш» | 292 | 51% |
5 | «Темир-Текс» | 200 | 11% |
6 | «УралКомТранс» | 152 | -25% |
7 | «Комек Машинери» | 62 | 210% |
8 | «Антал» | 40 | -33% |
9 | Antarex Ltd. | 34 | -* |
в/р | «Митсубер» | н/д | н/д |
Прогнозы
Алексей Седов, коммерческий директор «Автоспецмаш»:
Из-за того что застройщики практически заморозили все проекты, продажи новой техники тоже остановились. Пока компании живут на накопленные ранее средства. Но если через два-три месяца продажи не выправятся, часть дилеров (те, у кого есть возможность) закроют бизнес на время, другие — порядка 20% — уйдут с рынка.
У оставшихся игроков будет возможность жить за счет сервисного обслуживания — здесь, как и в продаже запчастей, спада нет, поскольку заказчики теперь предпочитают ремонтировать технику, нежели заменять ее новой.
Виктор Поддубицкий, президент ООО «Предприятие «Стройкомплект»:
Государство сегодня помогает рынку отечественной техники — предоставляет льготные кредиты, повышает таможенные налоги на импорт и т. д. Уже сейчас понятно, что основными покупателями в 2009 г. будут компании, так или иначе связанные с сельским хозяйством, потому что они получат областную и федеральную поддержку.
Рынок значительно сузится, уйдут мелкие и средние операторы и большинство компаний-посредников, останутся только самые сильные игроки, менее всего зависящие от кредитных средств.
Владимир Репетий, генеральный директор Antarex Ltd.:
На начало 2009 г. мы фиксировали на рынке снижение спроса на 70%, к концу года ситуация выправится — снижение составит около 10% по отношению к 2008 г. Мы ожидаем, что существенно улучшит свои позиции отечественная техника. Если в прошлом году ее доля не превышала 30%, то в текущем, благодаря дейст¬виям государства, она достигнет 60%. Выделяя средства на свои проекты, правительство ставит обязательное условие — должна закупаться спецтехника только российских производителей.
Александр Корниенко, директор по маркетингу ООО «Комек Машинери»:
В первой половине 2008 г. все сегменты рынка спецтехники росли, как и в предыдущие несколько лет. Не ожидая сокращения спроса, поставщики активно наращивали складские запасы, сеть филиалов и представительств. Теперь для них это проблема. В результате сокращения продаж на фоне больших складских запасов часть дилеров может покинуть рынок или заметно сократить активность. С другой стороны, в этих условиях стабильные компании получат возможность усилить позиции на рынке — увеличить долю в продажах техники и объемах сервисных работ.
Валентин Бурыгин, директор ООО «СтройДорМаш-Екатеринбург»:
В 2009 г. рынок перейдет на бартерно-вексельные отношения. Его емкость начнет уменьшаться, так как сложности с выдачей кредитов и участием в лизинговых программах резко сократили круг возможных покупателей (до кризиса кредитные продажи составляли около 50%). Доли начнут перераспределяться в пользу дешевой техники российского производства. Но процесс будет постепенным — перед Новым годом (т. е. до повышения таможенных пошлин) в страну ввезли большое количество импортных машин, их хватит года на два.