Рост рынка аренды строительной техники

Ежегодно рынок аренды строительной и дорожно-строительной техники возрастает на 20%. Увеличение объемов возводимого жилья, строительства и реконструкции дорожно-транспортной сети стимулирует дальнейшее развитие услуг компаний-арендодателей
экскаватор-погручизки

Строительный бум и изменения в динамике производства дорожной и строительной техники – вещи взаимосвязанные. Растет спрос на технику – появляется всё больше новых дорог и жилья, развивается строительство – увеличивается производство техники, уверены в компании «Бизнес Порт».

По оценке отраслевых агентств, в прошлом году объем рынка аренды строительной техники в Москве составил 200 млн евро, в Санкт-Петербурге – 70 млн евро.

При этом реальная емкость московского рынка была оценена в 240 млн евро, а петербургского – в 84 млн евро.

По мнению игроков рынка, ежегодный рост аренды строительной техники в России составляет около 20% и превышает темпы роста строительства (10%). Столь значительные показатели развития рынка аренды вызваны устареванием парка строительной техники в компаниях при одновременной нехватке оборотных средств. В этих условиях компаниям невыгодно извлекать из оборота крупные денежные средства на покупку нового оборудования. И в итоге это положительным образом сказывается на рынке аренды тяжелой строительной техники.

Наибольшей популярностью у потребителей пользуется иностранная строительная техника, которая обладает такими преимуществами, как более высокие технические характеристики, улучшенная эргономика. Основным недостатком импортной техники является ее более высокая цена (как покупки, так соответственно и аренды) по сравнению с отечественными аналогами. Однако более высокая производительность машин зарубежного производства делает этот сегмент рынка привлекательным для арендаторов.

Отечественные и зарубежные

Сейчас на российском рынке аренды строительной техники присутствуют иностранные (например, Ramirent, Cramo) и российские компании («Стройтехника», «Рентек»). Основными преимуществами отечественных компаний, по данным МА Step by Step, являются: знание реалий российской действительности и более низкие по сравнению с западными компаниями цены. В то же время отечественных арендодателей по сравнению с их западными коллегами отличает низкий уровень сервиса и наличие не самой современной техники в парке.

Тем не менее спрос на услуги российских арендных компаний достаточно устойчив и в первую очередь вызван более низкими ценами (в среднем на 15% меньше, чем у иностранных игроков).

Иностранные компании обладают рядом преимуществ по сравнению с российскими. В их числе налаженные контакты с мировыми производителями строительной техники, опыт работы на европейском рынке, возможности развития в регионах за счет большого опыта работы на рынке и мощного финансирования, а также доступ к «длинным» западным кредитным ресурсам, в результате чего они имеют возможность продвигать более дорогую импортную технику.

Обзор рынка аренды строительной техники не будет полным без упоминания трех крупных групп игроков:

  • специализированные арендные компании (Ramirent, «Рентакран», «Рентек»);
  • крупные строительные компании, которые в том числе предлагают и строительную технику в аренду («Рабочие машины», «Равновесие»);
  • арендные подразделения лизинговых предприятий («ЛК Лизинг», «Строймостлизинг» и др.).

При этом, по данным МА Step by Step, наиболее популярными иностранными производителями техники, используемой арендными компаниями, являются JCB Inc., Caterpillar, Komatsu, Liebherr, Bobcat, New Holland.
 

Спрос на аренду различных видов тяжелой техники распределяется следующим образом:
Основной спрос – башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки, подъемно-транспортные машины, экскаваторы, бульдозеры и погрузчики.
Низкий спрос – катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры.
Интересен тот факт, что в иностранные арендные компании предпочитают обращаться западные же фирмы, реализующие крупные проекты – например, Cramo поставляет технику на строительство гипермаркетов IKEA и завода Toyota.

Славяна Румянцева

Мнения специалистов

Дмитрий Павлов, генеральный директор ООО «АТП-100»:
– Сейчас российский рынок аренды строительной техники находится в стадии формирования. В качестве одной из основных его тенденций можно назвать выделение услуги по аренде кранов в отдельный вид деятельности. Здесь уже четко оформилось разделение игроков на частных мелких операторов и крупные компании, профессионально занимающиеся предоставлением услуг по аренде строительной техники. Крупные игроки наращивают мощности парков – компании стремятся иметь в своем арсенале больше новых крупнотоннажных машин, что обусловлено растущими требованиями к скорости и качеству строительства. Соответственно, на этом сегменте рынка усиливается конкуренция.

На рынок аренды оказывают влияние несколько факторов. Во-первых, поскольку строительная техника стоит дорого, то приобретать ее для производства разовых конкретных работ предприятию невыгодно, а содержать и обслуживать дорого и сложно, соответственно, это способствует развитию услуги по предоставлению техники в аренду.

Во-вторых, важнейшее значение для развития рынка аренды имеет финансовая ситуация – при неблагоприятном инвестиционном климате тормозится развитие строительных проектов и, как следствие, спрос на аренду техники снижается.

Российский рынок аренды, безусловно, отличается от западного, где, например, нет такого количества старой изношенной техники, как на постсоветском пространстве. Предприятия, с советских времен владеющие кранами небольшой грузоподъемности, сдают их в аренду по демпинговым ценам. Демпингуют и мелкие частные операторы, которых на западном рынке просто не существует, поскольку там услуга по предоставлению техники в аренду изначально формировалась как профессиональный бизнес. По этим причинам на западном рынке нет такого разброса цен на аренду машин и механизмов, как на российском.

Станислав Братчиков, руководитель интернет-проекта ПроRenter (портал для арендодателей и арендополучателей дорожно-строительной техники):
– Сегодня существует около 300 зарубежных компаний, выпускающих дорожно-строительную технику, которая по многим параметрам превосходит российские аналоги. Некоторые типы работ можно выполнять только с помощью зарубежных машин и механизмов. К тому же они отличаются более высокой производительностью, что привлекает внимание потребителей. Именно поэтому пока большим спросом пользуется продукция западных производителей. Однако не стоит забывать о том, что российский рынок развивается в широком спектре областей и, вероятно, не обойдет стороной и отечественную строительную технику.

Могу привести результаты опроса, который был проведен в Интернете.
Он выявил важные факторы при выборе партнера-арендодателя.
В опросе участвовало 340 респондентов. Ответы разделились в следующих пропорциях:

  • цена на арендуемую строительную технику (43%);
  • ассортимент и оперативность предлагаемой стройтехники (19%);
  • известность компании-арендодателя (14%);
  • отсрочки платежей за арендованную технику (13%);
  • вознаграждения и бонусы за работу стройтехники (10%).

Основываясь на результатах опроса, можно с уверенностью сказать, что основным фактором, влияющим на спрос, является цена на арендуемые машины и механизмы. 


Промышленно-строительное обозрение, № 112 октябрь 2008

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 6, оценка: 4,83 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,83
5
4
6
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться