Рынок строительных машин 2006г.: рост, для всех?

В 2006 году рост инвестиций в основные средства составил 13,5 %, а в 2005г. - 10,7% (в сопоставимых ценах). Налицо ускорение темпов инвестиционного спроса, который естественно сказывается на объемах потребления строительных и дорожных машин

По данным Минэкономразвития (по крупным и средним организациям) в российской структуре инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства доля инвестиций в импортное оборудование в 2006г составила 21,5%. В 2005г. этот показатель равнялся 20,6%. Таким образом, рост инвестиционной активности в 2006г, сопряжен с увеличением доли потребления импортного (соответственно снижением доли отечественного) машиностроительного оборудования в инвестициях почти на 1% (что составляет примерно 15-16 млрд. рублей).

 

Структура инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в 2006 году Структура инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в 2005 году

 

 

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья в 2006г. основное место продолжают занимать машины, оборудование и транспортные средства. На их долю в 2006г пришлось 51,3% от всего импорта, а в 2005г - 48,2%.

Причем, в 2006г. в денежном выражении объем импорта машин, оборудования и транспортных средств вырос на 53,8% относительно уровня 2005г.!

Приведенные сведения говорят об отставании отечественных машиностроителей от требований меняющегося, и сегодня активно растущего российского рынка.

Рассмотрим ситуацию на примере отдельных типов дорожной и строительной техники.

Темпы роста производства и импорта строительных и дорожных машин в 2006 году к 2005 году 

Так, рост объемов производства колесных погрузчиков в России составил -84,7%, а импорт вырос на 48,5% к уровню 2005г.

Рост объемов производства бульдозерной техники составил 33%, рост импорта бульдозеров составил 37,3%.

Рост объемов производства экскаваторов составил экскаваторов 27,5%, а рост импорта экскаваторов в Россию 60% к уровню 2005г.

Объемы производства автогрейдеров в России увеличились на 23,2 %, а объемы импорта в Россию автогрейдеров увеличились в 2 раза.

Рост объемов производства самоходных дорожных катков составил 22,6%, однако рост поставок самоходных дорожных катков из-за рубежа составил 52%.

Рост объемов производства автомобильных кранов в России составил 18,1 %, а импорт автокранов в 2006г вырос немного - на 2%. Стоит заметить, что рост производства грузовых автомобилей в России составил 19,5% и это связано, в том числе с развитием сборочных производств грузовых автомобилей на территории России под иностранными брендами.

Учитывая то, что импортные машины зачастую стоят в разы дороже отечественных аналогов и тенденцию увеличения доли поставок новых импортных машин в общих поставках, картина по потреблению отечественной/импортной техники в России в 2006 году в ДЕНЕЖНОМ выражении выглядит ещё более печальной для отечественных машиностроителей.

По данным, приведенным выше, можно оценить конкурентоспособность российских производителей на отдельных рынках строительных и дорожных машин.

Из представленных строительных машин - погрузчики и автокраны имеют темпы производства в России большие, чем объемы импорта.

Высокие темпы роста производства погрузчиков в России объясняются незначительными объемами производства внутри страны. Подавляющую долю российского рынка колесных фронтальных погрузчиков занимает техника "Амкодор" и бренды из дальнего зарубежья. В 2006г. особенно активно на этом рынке проявили себя китайские производители.

Как видно, на примере автокранов, отечественное машиностроение в отдельных видах машин не "сдает" позиций, и рост потребления обеспечен, в основном, за счет увеличения поставок отечественными производителями.

В целом, благоприятной конъюнктурой российского рынка наиболее успешно в 2006 году смогли воспользоваться иностранные производители. Постепенная интеграция российской экономики в мировую дает основания предполагать, что тенденция по увеличению доли импортного оборудования в структуре российского потребления будет возрастать.

Причины происходящего известны. Помимо технологического отставания в сфере разработки и производства, существуют целый ряд важных элементов, без которых на остром конкурентном рынке сложно иметь стабильные позиции. Это касается внедрения реально работающих систем менеджмента качества, бережливого производства, управления персоналом, создания эффективных товаропроводящих сетей, предоставления широкого спектра сервисных услуг.

Поддержание конкурентоспособности лишь за счет низких цен, так же не может быть панацеей, так как всё серьезней начинают заявлять о себе китайские производители. Показательным примером стремительной экспансии китайских брендов на российские рынки дорожно-строительных машин в 2006г. может послужить сегмент колесных фронтальных погрузчиков, где доля китайских машин, по сравнению с 2005 годом выросла в разы.

С другой стороны, у отечественных производителей есть шанс воспользоваться опытом лидеров мирового рынка. Можно избежать многих ошибок при разработке и реализации стратегии развития. Это особенно важно в условиях отсутствия поддержки со стороны государства производителей отечественной строительной техники, в отличие от тех же производителей легковых автомобилей и целого ряда других отраслей. Растущий спрос позволил поправить финансовое положение наиболее успешных отечественных предприятий. В этих условиях очень важно определить - каким образом наиболее правильно воспользоваться сложившимся положением и эффективно вложить инвестиции в развитие.

Материал подготовлен "Пром-Маркетинг"
www.prom-marketing.ru

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться