Обзор рынка экскаваторов-погрузчиков в 2008 г.: по сравнению с периодом четырехлетней давности объем рынка вырос в 3,7 раза

СКАЧАТЬ PDF
В последние годы российский рынок экскаваторов-погрузчиков и экскаваторов-бульдозеров рос столь стремительно, что по своей емкости вышел на первые позиции
Экскаватор-погрузчик JCB

Владимир Новоселов

Таким образом, рассматриваемый сегмент оказался в числе наиболее популярных у российских потребителей видов строительной и дорожной техники. Отметим, что в «горячую семерку» также вошли гусеничные экскаваторы, фронтальные погрузчики, мобильные краны, автобетоносмесители и бульдозеры, то есть те категории техники, емкость рынка которых составила от 5000 до 10000 единиц.

По сравнению с периодом четырехлетней (2004 год) давности емкость рынка экскаваторов-погрузчиков и бульдозеров-экскаваторов выросла в 3,7 раза. Увеличилось как отечественное производство, так и импорт. Причем зарубежные производители чувствуют себя все более вольготно. Импорт новой техники в 2008 году по сравнению с 2004 годом вырос почти в 9 раз, бэушки – вдвое. За этот же период выпуск на российских предприятиях увеличился на 82%, а на основных белорусских – Амкодор и Дорэлектромаш – в 3,7 раза.

Производители России, Белоруссии и Украины

С момента распада Советского Союза структура производства экскаваторов на базе колесных тракторов значительно изменилась: появились новые заводы-изготовители, расширился типаж выпускаемых машин. До начала 90-х годов основными производителями были Бородянский экскаваторный завод (Украина), выдававший ежегодно около 10000 экскаваторов, и Саранский экскаваторный завод, выпускавший в год более 7000 машин. Свою лепту также вносил машиностроительный завод из Златоуста.

В 90-х годах возникают новые производства экскаваторов на базе тракторов. В 1993 году выпуск такой техники освоило оборонное предприятие – Омский завод транспортного машиностроения (Омсктрансмаш, или ОЗТМ). В 1996 году старожилов потеснил сильный конкурент – ОАО «Интер-Дон» (ныне – Донецкий машиностроительный завод, сокращенно ДМЗ), основанный на производственных площадях Донецкого экскаваторного завода. Сам Донецкий экскаваторный завод (ОАО «Донецкий экскаватор») тоже начал выпуск экскаваторов на тракторных шасси. С началом нового тысячелетия процесс создания экскаваторных производств продолжился. В начале 2000-х годов в ряды производителей экскаваторов-тракторов влился завод «ЛЭКС» из Свердловской области. В середине 2000-х годов добавились ЕЛАЗ, Челябинский завод коммунального машиностроения (ЧЗКМ), а также Дорэлектромаш из Белоруссии. Но и на этом не была поставлена точка. В 2008 году орловский завод «Дормаш» презентовал первый образец экскаватора-погрузчика на собственном шасси.

По сравнению с периодом до распада СССР платежеспособный спрос на экскаваторы на тракторных шасси заметно снизился. А с учетом того, что отечественные эксплуатационники стали более требовательны к техническому уровню и качеству техники, значительная часть потребности в машинах рассматриваемого класса покрывается за счет импорта (в последние два года их доля превысила 50%). Так что теперь о многотысячных объемах производства экскаваторов-тракторов на отдельно взятом отечественном заводе приходится только вспоминать с ностальгией. По нынешним временам, если завод выпускает несколько сотен машин в год, это уже хорошо.

Типаж машин, выпускаемых отечественными предприятиями, по сравнению с периодом 15-летней давности тоже поменялся. Теперь к экскаваторам нетленной модели ЭО-2621, оснащенной бульдозерным отвалом, добавились экскаваторы, снабженные фронтальным погрузочным ковшом, – экскаваторы-погрузчики. Причем доля последних растет год от года. В 2008 году выпуск экскаваторов-погрузчиков в России составил 64%, а в Белоруссии и того больше – 86%. В качестве сменного рабочего оборудования для экскаваторов-погрузчиков ряд производителей предлагает челюстные ковши, бульдозерные отвалы, палетные вилы и другое оборудование. С недавних пор в модельных рядах всех отечественных предприятий (у кого-то – раньше, у кого-то – позднее) появились модели со смещаемой осью копания экскавационного оборудования.

К рассматриваемой категории экскаваторной техники можно отнести и так называемые погрузчики-экскаваторы. Их особенность заключается в том, что в базовой комплектации они имеют специальную стрелу, оснащенную грейферным ковшом. В передней части машины установлен бульдозерный отвал. Такую технику выпускают российский Юрмаш и украинский Коломыясельмаш. Кстати, погрузчики-экскаваторы Коломыясельмаш довольно активно поставляются и на российский рынок.

Подавляющее большинство серийно выпускаемых в России, Белоруссии и на Украине машин (экскаватор-погрузчик и бульдозер-экскаватор) базируется на шасси колесных сельскохозяйственных тракторов Беларусь-82, а также ЮМЗ-6 и ЮМЗ-8244. У ОЗТМ базовые трактора собственного производства ЗТМ-62Л и ЗТМ-80 – не что иное, как двойники ЮМЗ. С появлением усовершенствованной модели трактора Беларусь-82П с усиленным передним мостом производители экскаваторов стали активно применять ее для установки экскаваторного оборудования. Тот же усиленный мост имеет и новая модель трактора Беларусь-826. Массовый выпуск этого трактора освоен в этом году на САРЭКСе. Первые трактора новой модели уже приняты к производству в качестве базовых шасси на заводах «ЛЭКС» и «ЗЛАТЭКС». На САРЭКСе также скоро начнется производство экскаваторов на базе Беларусь-826. На более мощной – 130-сильной – модели трактора Беларусь-1221 выпуск экскаваторов-погрузчиков со смещаемой осью копания ЭО-3626 наладил ЗЛАТЭКС. Правда, эта модель пользуется весьма ограниченным спросом. Причин две – шасси более дорогое, а параметры рабочего оборудования по сравнению с ЭО-2626 на базе Беларусь-82 изменились не принципиально: объем экскавационного и погрузочного ковшей увеличен, а вот максимальная глубина копания осталась такой же, как и у ЭО-2126. В 1990-2000-е годы ряд заводов предпринимали попытки выпускать экскаваторы на тракторах малой мощности – владимирских и липецких, но широкого распространения такая техника не получила. Например, трактор ЛТЗ-60 использовал САРЭКС, тракторы ВТЗ применяли Интер-Дон и Донецкий экскаватор. Кстати, Донецкий экскаватор во второй половине 2000-х годов вообще прекратил производство экскаваторов на тракторных шасси. Веяние времени – использование в качестве базы китайских тракторов аналогичного класса. Производителям использование в качестве базового шасси серийного трактора удобно тем, что не нужно обременять себя сложным и дорогостоящим производством собственного шасси. Потребители, приобретая такой экскаватор, тоже получают выгоду: дешевизна, доступность запчастей, несложный сервис и ремонт – по-нашему, «на коленке». Суммируя все эти составляющие, получаем, что данный вид техники – экскаватор на базе колесного сельскохозяйственного трактора – имеет право на жизнь в отдельно взятом государстве. Более того, для повышения надежности экскаваторов многими производителями все шире используется импортная гидравлика. Хотя, как уже было сказано выше, несмотря на определенное увеличение отечественного производства, импорт растет более стремительно. Выводы напрашиваются сами собой.

По причине изменяющегося спроса некоторые производители России и СНГ еще в 90-е годы взялись за разработку полностью оригинальных моделей экскаваторов-погрузчиков – аналогов. Правда, до серийного производства дело дошло далеко не у всех. Фактически единственное предприятие, на котором удалось наладить серийный выпуск таких машин, это БОРЭКС (в прошлом – Бородянский экскаваторный завод). С 90-х годов, правда в небольших количествах, данный вид техники производит киевский завод «АТЕК». Из российских производителей в числе первых, кто в конце 90-х – начале 2000-х годов изготовил экскаваторы-погрузчики на собственных шасси, были САРЭКС и Муроммашзавод. Увы, наладить серийное производство на Муроммашзаводе весьма интересной машины ПК-301 с шарнирно-сочлененной рамой так и не удалось: выпуская ежегодно по несколько штук, завод в середине 2000-х годов прекратил их производство. На САРЭКСе серийный выпуск экскаваторов-погрузчиков на собственном шасси так и не был налажен, однако тема эта не забыта. На протяжении ряда лет завод экспериментировал в этом направлении, изготовив несколько опытных образцов. Последняя разработка саранских конструкторов – модель, максимально приближенная к западным аналогам, в комплектации которой преимущественно используются зарубежные компоненты. Ожидается, что в 2010 году САРЭКС освоит производство новинки.

Орловский завод «Дормаш», специализировавшийся долгие годы на выпуске автогрейдеров, в минувшем году предложил потребителям свою абсолютно новую разработку – экскаватор-погрузчик Д-80 на собственном шасси с шарнирно-сочлененной рамой. Машина укомплектована двигателем, гидростатической трансмиссией, мостами и гидравликой зарубежного производства. В 2008 году было выпущено две экспериментальных машины, в этом году планируется запустить Д-80 в серийное производство. Выпускать экскаватор-погрузчик на шасси собственной конструкции также намерен ЧЗКМ. В разработанной модели ЧЗКМ ЕС 85 планируется применять двигатель JCB, гидромеханическую трансмиссию, мосты фирмы ITL, коробку передач фирмы International Transmissions Limited.

Вполне закономерно будет предположить, что процесс создания экскаваторов-погрузчиков на оригинальных шасси будет развиваться и дальше. Например, намерение выпускать такую машину есть и у Амкодора. Однако смогут ли наши производители выйти на крупносерийное производство экскаваторов-погрузчиков на собственных шасси – вопрос. Опыт предыдущих лет показывает обратное.

Анализ рынка экскаваторов показывает, что экономический кризис, разразившийся в прошлом году, больно ударил по большинству российских производителей. В 2008 году ими было изготовлено 2206 экскаваторов на тракторных шасси, что на 16% меньше, чем в 2007 году. Падение производства произошло у всех заводов, за исключением ОЗТМ и ЛЭКС. ОЗТМ выпустил экскаваторной техники в 3,7 раза больше, чем в 2007 году (193 шт.), у ЛЭКС производство выросло на 36% (235 шт.). Основные белорусские производители (без учета Пинского завода СММ) – Амкодор и Дорэлектромаш – были в плюсе. Выпуск на Амкодоре вырос на 37%, на Дорэлектромаше – на 23%. В сумме этими двумя заводами изготовлено 1092 экскаватора, что для маленькой Белоруссии по сравнению с объемом производства на российских предприятиях – просто огромная величина. Правда, возникает вопрос: смогли ли реализовать братья-белорусы все произведенное? У россиян, даже при существенном падении объемов выпуска (на разных предприятиях от 14 до 50%), склады к концу 2008 года были затоварены.

С учетом изменения объемов производства на российских и белорусских предприятиях в 2008 году заметно поменялся рыночный расклад. Среди российских и белорусских производителей на первое место с 26% вышел Амкодор. А с учетом того, что в 2008 году вырос импорт экскаваторов-погрузчиков, доля россиян снизилась по сравнению с 2007 годом с 34 до 29%.

Экскаватор-бульдозер ЛТЗ-А ЛЕКС 1Е

Импорт

Сейчас практически каждый крупный мировой производитель землеройной техники имеет в своем арсенале линейку экскаваторов-погрузчиков. Эти универсальные машины давно получили заслуженное признание в Европе и Америке, а с недавних пор и в России. Более полувека назад был начат серийный выпуск первых экскаваторов-погрузчиков. Пионером в этой области считается британская компания JCB, поставившая на производство еще в 50-х годах прошлого столетия абсолютно новый тип машины, которая была способна выполнять как землеройные, так и погрузочные работы. В отличие от других производителей, которые в тот период также работали над своими моделями экскаваторов-погрузчиков, JCB сумела поставить выпуск этих машин на поток, благодаря чему на настоящий момент вышла в мировые лидеры в данном сегменте техники. Первые зарубежные экскаваторы-погрузчики базировались на обычных колесных тракторах. Правда, это было только на начальном этапе (увы, у нас начальный этап затянулся на полстолетия). Впоследствии производители перешли от изготовления навесного – экскаваторного и погрузочного – оборудования к изготовлению полнокомплектных машин, включая базовые шасси.

Классический зарубежный экскаватор-погрузчик сегодняшнего дня имеет оригинальное (не тракторное) шасси; гидростатическую трансмиссию, позволяющую развивать довольно высокую транспортную скорость (до 40 км/ч), что немаловажно при движении в транспортном потоке; все приводные, а на многих моделях и все управляемые колеса; вместительный погрузочный ковш; смещение оси копания; телескопическую рукоять (на многих моделях), увеличивающую глубину копания; просторную комфортабельную кабину. У некоторых производителей, например итальянской фирмы Venieri, в арсенале есть как классические экскаваторы-погрузчики, так и машины с шарнирно-сочлененной рамой, с размещением двигателя в середине шасси, под сиденьем водителя. Новое веяние технической моды – экскаваторы-погрузчики с телескопической стрелой погрузочного ковша. Производство таких машин уже освоили фирмы JCB и Manitou.

У основной массы производителей линейка насчитывает, как правило, не более двух-четырех базовых моделей экскаваторов-погрузчиков наиболее востребованных на рынке типоразмеров – мощностью 63-75 кВт. JCB лидирует не только по количеству выпускаемых экскаваторов-погрузчиков, но и по широте модельного ряда. Компания предлагает 19 моделей и модификаций машин мощностью от 37 до 74 кВт, обеспечивающих глубину копания от 2,55 до 6,14 м. Большинство зарубежных производителей (за редким исключением) не выпускают экскаваторы-погрузчики мощностью менее 60 кВт. Из компаний, представленных на российском рынке, техника малой мощности помимо JCB имеется у Caterpillar и Venieri. Машины мощностью более 75 кВт также мало распространены и присутствуют только в линейках Case, New Holland и Venieri. Вывод напрашивается сам собой: что пользуется наибольшим спросом, то и выпускается в массовом порядке, все остальное – из области экзотики.

Компания JCB, прочно обосновавшаяся на российском рынке экскаваторов-погрузчиков, была в числе первых среди иностранцев, кто пришел в этот сегмент. Успех не заставил себя долго ждать, на протяжении последних пяти лет за JCB более трети рынка новых импортных экскаваторов-погрузчиков. Устойчивые позиции также имеют компании New Holland, Volvo, Caterpillar, Terex, Komatsu. На волне строительного бума значительно выросли поставки техники Case и Venieri.

Ажиотажный спрос, наблюдавшийся в последние несколько лет, подстегнул и других производителей, ранее не представленных на российском рынке экскаваторов-погрузчиков. Так, потребители познакомились с техникой турецкого производства. Первым во второй половине 2000-х годов к нам пришел Hidromek. За кратчайший период эта марка стала весьма популярной: в 2007 и 2008 гг. у Hidromek было 4% импорта, а это ни много ни мало 150 машин ежегодно – объем, сопоставимый с годовым производством многих российских производителей аналогичной техники. За Hidromek в 2007 году подтянулась еще одна турецкая компания – Cukurova, а годом позже еще одна – MST. В этот же период российским потребителям стали предлагать даже индийскую технику. Правда, на сколь-нибудь заметный объем продаж дистрибьюторам индийских машин так и не удалось выйти.

Завидную активность проявили дистрибьюторы китайской техники. Первые китайские экскаваторы-погрузчики были завезены в Россию в 2007 году. Тогда их к нам было поставлено чуть менее полусотни, а через год объем импорта вырос втрое. Среди предлагаемых машин есть как известные уже в России марки – XCMG, Liugong, SDLG, Changlin, Foton, так и всевозможные экзотические, не получившие пока у нас распространения. Конструктивное исполнение и технический уровень китайских машин совершенно различные. Например, Liugong предлагает две модели – со смещаемой осью копания и не имеющую таковой; экскаватор-погрузчик XCMG не имеет смещения оси копания, он выполнен на базе обычного фронтального погрузчика с шарнирно-сочлененной рамой; модели фирмы Changlin имеют механическую трансмиссию и оснащаются экскавационным оборудованием со смещаемой осью копания и без нее.

В целом вклад иностранных компаний в насыщение российского рынка экскаваторов-погрузчиков по итогам 2007 и 2008 гг. оказался более существенным, чем у отечественных компаний. В 2007 году к нам было ввезено 3940 машин, в 2008-м – 4209. И это без учета техники, бывшей в употреблении, доля которой невелика: в 2007 году импортировано 479 машин, в 2008-м – 217.

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи ООО «Академия-Сервис» (www.ftinform.com) и М.В. Струку, генеральному директору ЗАО «Стройдормаш».

МЕЖДУ ПРОЧИМ 3

Станислав Богачев, ОАТИ г. Москвы

Для оценки динамики изменений в сегменте экскаваторов-погрузчиков, произошедших за последние три года, проведем сравнение распределения, полученного по данным на 1 апреля 2009 года, с аналогичным распределением по данным на 1 января 2006 года. В выборке за текущий год находится 5152 машины, по данным 2006 года на учете состоял 3151 экскаватор-погрузчик.

Количество зарегистрированных экскаваторов-погрузчиков за этот период времени увеличилось на 64%. При этом доля импортных машин возросла с 70% в 2006 году до 80% в 2009 году. Практически все иностранные производители увеличили свое присутствие как в долевом, так и в натуральном выражении. Например, парк Case со 158 машин в 2006 году в 2009 году вырос до 315.

Caterpillar три года назад занимал 8% парка (267 машин), в текущем году – те же 8%, но это уже 409 единиц техники. Численность Hidromek выросла больше чем в 6 раз (с 14 до 87 машин). Почти в 4 раза (с 52 до 192 штук) стало больше машин марки Terex. Более чем в два раза увеличилось количество зарегистрированных экскаваторов-погрузчиков компаний Volvo и New Holland.

Признанным лидером московского, да и российского рынка в целом является английская компания JCB, на порядок опередившая конкурентов и занимающая почти половину, а если считать точнее, то 44% в 2006 году и 48% по состоянию на сегодняшний день по объему среди всех зарубежных производителей (без производителей Белоруссии и Украины, которые по традиции попадают в категорию отечественных).

Что касается отечественных производителей, то их общая доля снизилась с 30 до 20%, происходит замещение импортом. Так, Амкодор потерял 5% рынка, а доля ветерана ЭО-2626 (несмотря на большое число предприятий-изготовителей) снизилась с 12 до 9%.

МЕЖДУ ПРОЧИМ 1

В этом году все прогрессивное человечество отмечает юбилей – начало серийного выпуска первого советского гидравлического экскаватора Э-153 на базе трактора Беларусь МТЗ-5. В 1959 году выпуск таких машин начали киевский завод «Красный экскаватор», Саранский экскаваторный завод, а также машиностроительный завод в городе Златоусте (ныне – ЗЛАТЭКС). По современным понятиям, экскаватор имел весьма скромные параметры и минимум удобств для машиниста. Он был оснащен ковшом емкостью 0,15 м3, копал на глубину 2,2 м, рабочий цикл составлял 22 с, на нем не было закрытой кабины. Несмотря на это, экскаватор пользовался большим спросом, ведь он заменял труд 15 землекопов.

МЕЖДУ ПРОЧИМ 2

В России выпускается даже такая экзотика, как гусеничный бульдозер-экскаватор. В середине 2000-х годов такую машину на базе трактора ДТ-75, обозначавшуюся МСУ-10Э, предлагал Волгоградский тракторный завод (понятно, что навесное оборудование делал не сам ВгТЗ). И вот свежая новость, датируемая 2008 годом: Болховский экскаваторный завод, г. Болхов Орловской области, изготовил и продал заказчику первую экспериментальную модель бульдозера-экскаватора на базе трактора ДТ-75. Как говорится в том же релизе, в планах коллектива завода еще одна машина для нефтяников и газовиков – бульдозер-экскаватор на шасси Б-10.

Аннотация

ГОРЯЧАЯ ПОЗИЦИЯ

Владимир Новоселов

В последние годы российский рынок экскаваторов-погрузчиков и бульдозеров-экскаваторов рос столь стремительно, что по своей емкости вышел на первые позиции. В 2008 году его емкость составила более 7700 машин. Таким образом, рассматриваемый сегмент оказался в числе наиболее популярных у российских потребителей видов строительной и дорожной техники. По сравнению с периодом четырехлетней (2004 год) давности емкость рынка экскаваторов-погрузчиков и бульдозеров-экскаваторов выросла в 3,7 раза.

В данной статье подробно рассмотрено состояние российского рынка экскаваторов-погрузчиков и бульдозеров-экскаваторов и отмечаемые на нем тенденции.

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 4,88 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,88
5
4
8