- Большеобъёмные флотомашины — это мировая тенденция.
- С уходом европейских компаний отечественные производители флотомашин получили мощный толчок к развитию.
- В отрасли необходимо государственное регулирование, препятствующее захвату рынка китайскими фирмами.
Ещё больше, ещё мощнее
АО «НПО «РИВС» (г. Санкт-Петербург) разрабатывает комплексные решения по переработке минерального сырья для обогатительных и металлургических предприятий, в том числе — системы автоматизации, автоматического управления технологическими процессами и аналитического контроля.
Источник фото: rivs.ruРоссийские производители постепенно осваивают производство большеобъёмных флотационных машин
В прошлом году НПО «РИВС» вывело на рынок флотомашину объёмом 200 кубов — и это была первая российская разработка такого объёма. В 2024-м на стенде компании на выставке MiningWorld Russia 2024 анонсирована флотомашина объёмом 300 куб. м. По словам генерального директора АО «НПО «РИВС» Анатолия Хасянова, компания движется в сторону увеличения объёмов оборудования, чтобы закрыть потребности рынка:
— Как показывает практика флотации, применение большеобъёмных камер позволяет существенно снизить удельный расход электроэнергии — на 30%, а также сократить капитальные и эксплуатационные затраты. Подчеркну, что разработка флотомашин — не единственное направление работы «РИВС». Мы по-прежнему сохраняем фокус на флотационное оборудование, но также развиваем направление АСУ, цифровизации: уже несколько лет создаём собственные программные продукты для предприятий горно-обогатительной отрасли, системы аналитического контроля и цифровизации. За разработку собственного ПО у нас отвечает отдельная ИТ-структура — АО «РИВС-цифра».
Основной номенклатурой ООО «Усольмаш» (Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское) являются флотомашины объёмом до 160 куб. м. На стенде компании на выставке MiningWorld Russia 2024 был представлен 3D-макет флотомашины объёмом 100 куб. м. По словам коммерческого директора компании Ники Удзилаури, «Усольмаш» — единственный завод в России, который выпускает такие установки серийно. 100-кубовых флотомашин выпущено более 50 единиц. Но уже подготовлены проекты и производство под выпуск флотомашин объёмом до 300 куб. м.
Отечественный продукт: от разработки до компонентов
Признаться, приятно удивила высокая степень локализации производства флотомашин на предприятиях «РИВС» и «Усольмаш».
Как отметил Анатолий Хасянов («РИВС»), 95% «железа» (т.е. аппаратной части) их флотомашин к настоящему моменту локализовано.
Ника Удзилаури («Усольмаш») подчеркнул, что на заводе реализован полный производственный цикл, даже изделия из полиуретана и резинотехнические предприятие выпускает самостоятельно:
— То есть наши флотомашины на 99% изготовлены в стенах завода. На стороне приобретаем только двигатели, а также приводные ремни и системы автоматизации.
Перспективы рынка: мнения экспертов
С уходом европейских производителей отечественные компании получили мощный толчок к развитию. И итоги 2023 года оба собеседника Экскаватор Ру охарактеризовали как вполне удачные.
Анатолий Хасянов («РИВС») сообщил, что в последние два года объём производства стабильно растёт, и эксперт уверен, что в 2024 году этот рост сохранится: на данный момент производство загружено контрактами полностью.
Источник фото: usolmash.ruОбъём производства оборудования растёт параллельно с подъёмом отрасли
Оптимистично настроен и Ника Удзилаури («Усольмаш»):
— Годовой объём производства флотомашин у нас увеличился примерно на 20%. Отрасль сейчас на подъёме: осваиваются новые месторождения, строятся новые ГОКи, а вместе с этим увеличивается спрос на горнообогатительное оборудование. Конкуренция, конечно, на рынке существует. Зашли в Россию китайские компании, но пока это единичные случаи. Поэтому какой-то острой конкуренции мы от них не ощущаем, однако опасения существуют, так как китайские производители, безусловно, серьёзные конкуренты.
Говоря о перспективах рынка на 2024 год в целом, генеральный директор АО «НПО «РИВС» Анатолий Хасянов был более осторожен и отметил активизацию китайских компаний.
— В отрасли необходимо государственное регулирование, препятствующее захвату рынка китайскими фирмами, — подчеркнул Анатолий Хасянов. — Развитие отечественной промышленности — гарантия технологической безопасности нашего государства, нельзя отдавать весь рынок иностранным производителям, тем более — производителям одной страны. Хотя бы половина рынка должна принадлежать отечественным предприятиям.