Предвкушение
Если вы помните, это самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Сложно представить больше! Именно так мыслили и специалисты завода, поспешившие подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса. И ответ не заставил себя долго ждать. 22 января в цехе завода собрались специалисты предприятия, имеющие непосредственное отношение к созданию большегруза, главный редактор Книги рекордов СНГ Алексей Свистунов, два независимых свидетеля, а также представители СМИ.
Дело было так
Погрузка самосвала началась с самого утра и продолжалась до полудня. Никакого секрета из этого не делалось, все присутвующие могли наблюдать за происходящим. Роль же независимых свидетелей сводилась к тщательному контролю за погрузкой, взвешиванием и конечными цифрами.
А в чем, собственно, рекорд?
В мире на сегодняшний день существует несколько производителей карьерных самосвалов такого класса. И, конечно, некоторые из них также присутствуют в книге рекордов. В их числе немецкая компания Liebherr с самосвалом грузоподъемностью 363 тонны, занесенным в книгу в 2003 году, и американская Westech, разработавшая кузов T282C Flow Control Body и занявшая почетное место в Книге рекордов Гиннесса в 2011 году.
БелАЗ-75710 номинально поднимает 450 тонн, но, как пояснил генеральный конструктор завода Александр Егоров, самосвал может работать с перегрузкой в 10%, правда, такой перегруз допустим только в 10% рейсах. Один рейс может быть выполнен с перегрузкой в 20%. Поэтому, доказывая рекорд, производители на месте, конечно, делают так называемую досыпку. ОАО "БЕЛАЗ" поступило так же, перегрузив самосвал более чем на 53 тонны. Конечная цифра составила, внимание! 503 т 505 кг. Мотор негромко зарычал, и колеса, чуть просев под тяжестью груза, начали неспешный ход. Самосвал выехал из цеха и чуть больше километра проехал по полигону, сделав разворот. Кстати, радиус поворота составляет 19 м, что на 2 метра больше 360-тонника.
Нахождение с грузом и в движении - обязательное условие для фиксации рекорда.
Что же в нем такого уникального?
Комментарии о грузоподъемности, наверно, излишни. Скажем только, что достигнута такая цифра благодаря установке 8 шин. К тому же в конструкцию самосвала входят две оси с оригинальной кинематикой поворота, за счет чего достигается маневренность. Еще одна инновация касается системы подвески - присутствуют стойки стабилизаторов поперечной устойчивости. За работу машины отвечает двухдизельная моторная установка, мощность силовых модулей которой составляет 3430 кВт. Расчетная производительность на 25% выше, чем у уже существующих большегрузных самосвалов.
А дальше что?
Конечно, произвести самосвал и установить рекорд - мало. Продать - вот главная задача. Но у первого собранного БелАЗа уже есть покупатель. Так что от вспышек фотокамер - к тяжелой работе в карьерах. Заказчиком самосвала стал российский холдинг "Кузбассразрезуголь", куда планируют отгрузить гиганта в марте этого года. До этого времени машину будут тестировать в ЗАО "Холдинковая компания "Сибирский деловой завод". В планах предприятия выпуск еще двух аналогичных машин, которые также будут поставлены в Россию. И, как поделился с нами генеральный конструктор, его мечта - "нефтяные пески Канады". Но Александр Егоров пояснил, что для работы в США и Канаде белорусский самосвал потребует некоторых доработок, в основном это касается двигателя, экологические стандарты которого не вполне соответствуют строгим американским стандартам.
Будет ли больше?
Когда-то мы думали, что невозможно полететь в космос. Но сегодня, имея пару-тройку тысяч долларов, и это стало реальностью. Поэтому карьерные самосвалы еще большей грузоподъемности - скорее из области возможного, чем нереального. Правда, собрать машину, которая побьет белорусский рекорд, будет весьма сложно. Все дело в том, что грузоподъемность самосвала определяется грузоподъемностью шин. Например, 8 шин БелАЗа позволяют иметь общую массу 810 тонн, перевозя при этом 450 тонн. Транспортировать такие шины по железнодорожным путям - задача не из легких. Шины же еще большей массы транспортируют только морским путем. Но как их доставить к такому пути - вопрос открытый, да и неактуальный на сегодняшний день. К тому же в паре с самосвалом должен работать экскаватор. Причем обладающий ковшом объемом более 50 м3. Для белазовского самосвала, например, закуплены экскаваторы производства Hitachi и P&H.
Что продать, чтоб купить
Вдруг кто-то после прочтения статьи призадумался, а не купить ли ему самосвал? Приоткроем завесу тайны. Стоимость машины на сегодняшний день рассчитывается так: $10 за 1 кг грузоподъемности. Перефразировав известную песню, скажем: думайте сами, считайте сами, купить или не купить! А нам остается лишь пожелать процветания белорусскому предприятию и успехов в работе гиганту-рекордсмену.