«ЛУКОЙЛ» исторически имеет очень сильные традиции в создании гидравлических жидкостей с хорошими низкотемпературными характеристиками. Основы этих жидкостей создаются на уникальном волгоградском комплексе КМ-3, позволяющем производить широкий спектр гидросинтетических базовых масел с высоким индексом вязкости.
Именно с использованием этих основ «ЛУКОЙЛ» выпускает как «гидравлику» нового поколения — линейку «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР», созданную по международным спецификациям, так и качественные гидравлические жидкости, разработанные в соответствии со стандартами ГОСТ.
Знаковый низкотемпературный продукт категории ГОСТ, качественно зарекомендовавший себя в технике разных поколений, — «ЛУКОЙЛ ВМГЗ (-60)» (ISO VG 15). Рекомендуемый рабочий диапазон температур*, при котором на открытом воздухе можно проводить запуск без предварительного подогрева гидросистемы, заправленной классическим ВМГЗ, составляет от -50 °С до +50 °С. При этом температура застывания (потери текучести) жидкостей ВМГЗ нормируется на уровне не менее -60 °С.
*Рабочая температура применения масла напрямую зависит от низкой температуры масла, при которой вязкость масла позволяет ему прокачиваться по системе насосом (типичное значение вязкости здесь составляет 1 500–2 000 сСт), а также от высокой температуры масла, при которой всё ещё защищаются движущиеся детали насоса от опасного контакта поверхностей и сопутствующего износа (типичное значение — 10 сСТ).
Источник фото: lukoil-masla.ruЛинейка смазочных материалов «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР» создана в соответствии с международными стандартами и адаптирована к российским климатическим условиям
Благодаря уникальным характеристикам основ гидравлических жидкостей температура застывания «ЛУКОЙЛ ВМГЗ (-60)» по факту достигает планки -67 °С. Индекс вязкости (ИВ)* «ЛУКОЙЛ ВМГЗ (-60)» находится на уровне 276, при минимальном для этого вида жидкости нормативе в 160.
*Чем выше численное значение ИВ, тем меньше вязкость масла зависит от изменения температуры. При значительном снижении вязкости масло становится слишком жидким, появляются риски утечек через уплотнения, перегрева и интенсивного износа оборудования. При излишнем повышении вязкости происходит замедление работы, ухудшение прокачиваемости жидкости. Более того, в холодном загустевшем масле интенсивнее проходят процессы кавитации (образование пузырьков с последующими гидравлическими микроударами в зонах повышенного давления при изменении сечения трубопровода или при изменении нагрузок на гидросистему), что ускоряет износ системы.
ВМГЗ от «ЛУКОЙЛа» — добротный качественный продукт, подходящий для работ в самых суровых арктических условиях. Однако в части противоизносных характеристик он всё же уступает современным разработкам компании — «гидравлике» нового поколения. Наилучшими низкотемпературными свойствами среди подобной продукции обладают всесезонные гидравлические жидкости «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР ЛТ» (ISO VG 10, 15, 32, 46, 68, 100), «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT» (ISO VG 32) и «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT AL» (ISO VG 10).
Последние две жидкости — настоящие криогенные рекордсмены. Индекс XLT в названии гидравлических масел «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР» — аббревиатура от «eXtremely Low Temperature» (экстремально низкая температура). Температура застывания «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT» составляет не более -53 °C, а «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLTAL» — не более -70 °C. Интервал рабочих температур, при которых можно эффективно использовать «ГЕЙЗЕР XLT» — от -40°C до + 70°C. «ГЕЙЗЕР XLT AL» имеет температурный диапазон применения от -60 °C до +65 °C. Экстремально хорошие у этой гидравлики и показатели индекса вязкости: около 300 — у первого и 380 — у второго продукта.
Источник фото: lukoil-masla.ruНизкотемпературные свойства масел «ЛУКОЙЛ» — дополнительная защита оборудования при холодном пуске
Вместе с тем, если «ГЕЙЗЕР XLT» универсален в применении, то «ГЕЙЗЕР XLT AL» имеет ряд ограничений в силу меньшей огнестойкости. Поэтому последнее масло рекомендуется для различных грузоподъёмных механизмов (краны, автосамосвалы средней грузоподъемности). В таких машинах гидробак обычно вынесен от горячих деталей и агрегатов (ДВС и выхлопная система). Таким образом, жидкость в системе сильно не нагревается и обычно ненамного превышает температуру окружающего воздуха.
Отличные низкотемпературные свойства этих жидкостей позволяют избежать внезапных остановок систем, вызванных блокировкой фильтров, подвергающихся сильному охлаждению. Не менее важно, что и в летний период эти масла сохраняют стабильную вязкость, исключая инерционность (медленное срабатывание) элементов гидравлической системы, а также утечки жидкости и перегрев насоса.
«ГЕЙЗЕР XLT» и «ГЕЙЗЕР XLT AL» идеально подходят для техники, которую необходимо запустить в сильный мороз без подогрева. Масла такого «арктического класса» помогают снизить время выхода гидравлической системы на рабочие параметры, тем самым уменьшая время простоя оборудования.
Создание рассмотренных высокотехнологичных гидравлических жидкостей — ответ на запрос партнеров «ЛУКОЙЛа» в горнодобывающей отрасли. «ГЕЙЗЕР XLT AL» — продукт, первым заказчиком и потребителем которого стала «АЛРОСА», в парке которой большое количество сложной техники с повышенными требованиями к маслам. При этом основные её объекты добычи расположены в регионах с суровыми климатическими условиями. Новая «гидравлика» разрабатывалась по прямому техническому заданию крупнейшей алмазодобывающей компании и потому получила специальный индекс «AL». Выпустив эти низкотемпературные масла, «ЛУКОЙЛ» предложил рынку продукцию, которая превзошла по ряду характеристик импортную премиальную «гидравлику», ранее рекомендованную для высокотехнологичного импортного оборудования.