«Проблема рентабельности арендного бизнеса возникла задолго до 2022 года». Мнение директора «Рентал-Тех»
Журнал ЗЕМЛЕРОЙНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

«Проблема рентабельности арендного бизнеса возникла задолго до 2022 года». Мнение директора «Рентал-Тех»

СКАЧАТЬ PDF
09 июня 2022
Олег Малаховский, директор компании «Рентал-Тех» и член правления НААСТ, в рамках онлайн-конференции Экскаватор Ру подробно рассказал о ситуации на рынке аренды. Среди главных изменений — значительное удорожание запчастей, кадровый дефицит и риск неплатежей на фоне моратория на исполнительное производство

«Рынок аренды очень инерционный»

Свой доклад Олег Малаховский начал с описания ситуации в 2021 и начале 2022 года:

— В 2021 году в среднем арендные компании по своей доходности сделали плюс 10% к итогам 2020 года. Январь 2022 года был таким же позитивным (с учётом скидки на сезонность), и ничего не предвещало негативных изменений.

Но уже в феврале 2022 произошли всем известные события, которые значительно отразились на взаимоотношениях арендных компаний и поставщиков (прежде всего, запасных частей и ГСМ), а также на цепочке «арендная компания–заказчик». Тем не менее, как отметил спикер, рынок аренды является довольно инерционным, так как большая часть арендодателей не являются сильно закредитованными. Дело в том, что даже при низких банковских и лизинговых ставках участники рынка не могут себе позволить брать большую долю парка в лизинг. Поэтому российские компании, имея технику в собственности, при возникновении каких-то катаклизмов занимают выжидательную позицию и очень осторожно вводят изменения (в том числе касающиеся поднятия цен).

Олег Малаховский, директор компании «Рентал-Тех» и член правления НААСТИсточник фото: naast.ruОлег Малаховский, директор компании «Рентал-Тех» и член правления НААСТ

Как уже изменились ставки аренды?

По словам Олега Малаховского, проблема рентабельности арендного бизнеса возникла задолго до февраля 2022 года:

— За последние 11 лет стоимость гусеничного экскаватора увеличилась в 4 раза. Ставка аренды за этот период выросла в лучшем случае в 2 раза. Как я говорил, рынок аренды очень инерционный, и несмотря на то, что пандемия началась в 2020 году, отрасль ощутила на себе проблемы только через полтора года, когда начал появляться реальный дефицит запасных частей и ГСМ.

Говоря о ситуации в 2022 году, специалист выделил две категории арендных компаний: те, у кого высокая закредитованность, готовы работать за любые деньги, чтобы иметь возможность платить по кредитам и лизинговым сделкам; вторая группа, оказавшаяся в меньшинстве, решила работать дорого. «Мы приняли второе решение. В связи с этим загрузка нашего парка уменьшилась», — поделился информацией спикер.

По словам представителя компании «Рентал-Тех», среди заказчиков есть те, кто до сих пор не осознал реального положения дел. Кроме этого, затягивание различных процессов происходит вследствие того, что арендаторам необходимо согласовывать изменение условий договора со своими генпродрядчиками.

За последние 11 лет ставки аренды увеличились не более чем в 2 разаИсточник фото: exkavator.ruЗа последние 11 лет ставки аренды увеличились не более чем в 2 раза

Что и в какой мере должно влиять на арендные ставки?

Олег Малаховский назвал основные факторы, которые необходимо учитывать при формировании арендных ставок:

  • Произошло увеличение стоимости запасных частей и расходных материалов на 30–100%. Уже только это должно повлечь за собой рост ставок на 5–25%.
  • С середины прошлого года участники рынка столкнулись с дефицитом кадров — сегодня на рынке недостаточно высококлассных машинистов и обслуживающего персонала. Это привело к увеличению расходов на ФОТ примерно на 20–30% (с учётом инфляции и кадрового дефицита). Если переложить это на арендную ставку, можно говорить о необходимости её увеличения ещё на 10–15%.
  • Увеличение амортизационных расходов. Арендодатели должны предположить, как изменятся затраты на обновление парка с учётом нарушения логистических цепочек и других факторов.

«Можно сделать вывод, что увеличение ставок аренды неминуемо произойдёт, но на практике всё будет зависеть непосредственно от самих игроков на рынке», — резюмировал спикер.

С середины прошлого года участники рынка столкнулись с дефицитом кадровИсточник фото: exkavator.ruС середины прошлого года участники рынка столкнулись с дефицитом кадров

Обновление автопарка в кризисные периоды

Далее представитель «Рентал-Тех» поделился некоторыми своими интересными наблюдениями:

  • Начиная с марта компании, у которых есть собственные денежные средства, начали скупать технику у тех, кому эти денежные средства сейчас очень нужны. В целом, такое происходит во время любого кризиса.
  • Перепродажа договоров лизинга. Если ранее можно было говорить о переуступке, то на протяжении нескольких предыдущих месяцев наблюдалась в том числе перепродажа самого договора лизинга. Дело в том, что ценность представляют сами лизинговые ставки, а также цены, по которым эта техника была приобретена у поставщика один или два года назад.
  • В кризисные периоды в основном избавляются от неликвида, что само по себе является обновлением парка.

На рынке возникла тенденция по перепродаже договоров лизингаИсточник фото: exkavator.ruНа рынке возникла тенденция по перепродаже договоров лизинга

С какими проблемами сталкиваются арендные компании?

Во-первых, на рынке возникла проблема взаимоотношений с поставщиками запасных частей. Рассказывает Олег Малаховский:

— К сожалению, независимо от формы собственности и размера, поставщики ведут себя совсем не по-партнёрски. Необоснованное взвинчивание цен, расторжение договоров на предоставление отсрочек в одностороннем порядке и, соответственно, перекладывание всех рисков на арендную компанию. У ряда покупателей доходили руки, чтобы подать заявление в суд, и после этого ситуация выравнивалась. Мне кажется, это цивилизованный путь, чтобы договора не разрывались в одностороннем порядке.

Редакция рекомендует:
Техника для всесезонного обслуживания дорог. Обзор предложений на шасси КАМАЗ и МАЗ

Вторая актуальная проблема — риск неплатежей на фоне моратория на исполнительное производство. Как рассказал докладчик, сейчас участники рынка сталкиваются с тем, что вновь введённым законом пользуются неблагонадёжные заказчики. В настоящий момент мораторий наложен на всё исполнительное производство, даже на те процессы, которые начались до спецоперации. «Сейчас на уровне Минфина идут дебаты по поводу того, чтобы ограничение не распространялось на дела, которые возникли до 23 февраля», — поделился информацией специалист.

Определённые сложности связаны и с тем, что арендодатели являются не первым и даже не вторым звеном в договорной цепочке, что удлиняет процесс поднятия ставок. «Поскольку в основном сейчас строятся государственные инфраструктурные объекты, а частные инвестиционные проекты заморожены, то приходится открывать спецсчета. К сожалению, чтобы поднять ставки в рамках таких договоров, должен пройти довольно большой промежуток времени», — добавил Олег Малаховский.

Существует риск неплатежей на фоне моратория на исполнительное производствоИсточник фото: exkavator.ruСуществует риск неплатежей на фоне моратория на исполнительное производство

Что будет дальше?

В январе–марте 2022 года продажи отечественной ДСТ на внутреннем рынке увеличились на 39%. Тем не менее спикер считает, что арендодатели не будут массово переходить на российскую технику, а произойдёт замещение американских и европейских брендов китайскими. Кроме этого, участники рынка смотрят в сторону не очень старой импортной техники, уже бывшей в эксплуатации.

— На основании проведённых исследований можно сделать вывод, что строительные и арендные компании по-прежнему будут использовать технику зарубежных производителей, поскольку уровень российского производства, по крайней мере в землеройной и строительной технике, ещё достаточно далёк от европейских и китайских брендов.

Среди других тенденций — уход слабых игроков с рынка и повышение ставок аренды остальными игроками: «Это, к сожалению, хроническая болезнь арендной отрасли: мы до последнего будем терпеть, не поднимать ставки и ожидать чуда. А чудо, к сожалению, не произойдёт».

В конце своего доклада специалист отметил, что рынок начинает возвращаться в нормальное русло, правда, с учётом новых реалий в виде удорожания товаров, построения новых логистических цепочек и других уже принятых всеми вещей.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,83
5
1
6
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.