Отечественный опыт в области организации технической эксплуатации ДСМ

Службе сервиса (фирменного обслуживания) отечественных дорожных и строительных машин (будь то глобальная перспектива или конкретные организационные, технологические, технико-экономические вопросы) принято апеллировать к мировой практике и стандартам, во многом принимая их в качестве «эталонных»

В настоящее время при рассмотрении проблем развития сервиса (фирменного обслуживания) отечественных дорожных и строительных машин (будь то глобальная перспектива или конкретные организационные, технологические, технико-экономические вопросы) принято апеллировать к мировой практике и стандартам, во многом принимая их в качестве «эталонных».

Такой подход вполне оправдан, поскольку все более или менее значимые зарубежные изготовители ДСМ работают на рынках, в условиях которых фирменное обслуживание давно стало важнейшей составляющей конкурентоспособности техники, и поэтому ориентированы на использование передовых технологий в области технического обслуживания и ремонта, информации, логистики. Обширный опыт данных фирм в области создания и администрирования товаропроводящих и сервисных сетей, включающих десятки (а порой сотни) «элементов», крайне важен и должен обязательно изучаться (что, впрочем, сейчас делается достаточно активно отечественными предприятиями отрасли и наиболее серьезными торговыми компаниями).

Вместе с тем, отечественные изготовители ДСМ, а также предприятия и организации различных отраслей, связанные с эксплуатацией дорожной и строительной техники, располагают определенными практическими наработками в области организации технической эксплуатации ДСМ в условиях существующей хозяйственной инфраструктуры, с учетом климатических и природно-географических особенностей страны и целого ряда других факторов.

Здесь и далее имеется в виду опыт 1970-1980-х г.г., обращение к которому, на первый взгляд, может показаться спорным, с учетом экономического устройства СССР в те годы. Однако следует помнить, что именно на этот период пришлось строительство крупнейших территориально-производственных комплексов и транспортных магистралей на северо-западе Сибири и в Заполярье, развитие внешнеэкономических связей страны (рост экспорта машинотехни-ческой продукции), внедрение комплексных программ фирменного обслуживания на машиностроительных предприятиях.

К рассматриваемому периоду относятся:

Использование зарубежной техники на строительстве газопровода Уренгой - Помары - Ужгород
Использование зарубежной техники на строительстве газопровода Уренгой - Помары - Ужгород

• Активизация участия ряда отечественных предприятий - изготовителей машин и оборудования в техническом сопровождении эксплуатации своей продукции. Первоначально создавались т.н. «опорные пункты изготовителей» (собственно машин, а также основных узлов) для гарантийного обслуживания машин, обучения технического персонала, контроля за эксплуатацией, хранения запчастей. Так, на базе машиноиспытательных станций Минавтодора КазССР функционировали совместные пункты Кировского завода - Ярославского моторного завода, Алтайского тракторного - Алтайского моторного заводов.

Позднее на отдельных предприятиях внедрялись комплексные целевые программы по фирменному обслуживанию: создавались соответствующие службы (отделы), отвечавшие за организацию пуско-наладочных работ, ТО и ТР продукции в гарантийный и послегарантийный период, обучение механиков и операторов заказчика. В регионах массового использования техники на базе существующих эксплуатационных предприятий создавались центры фирменного обслуживания. В частности, ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» с самого начала своей производственной деятельности приступило к созданию специализированных центров и опорных пунктов со складами запчастей в районах эксплуатации тракторов Т-330 и Т-500. К 1990 г. насчитывалось 16 спеццентров и 26 опорных пунктов ТО и ТР завода по всему Союзу, был организован межотраслевой учебный центр для подготовки машинистов и механиков.

• Реализация отраслевой программы фирменного обслуживания дорожных, строительных и коммунальных машин «Стройдормашсервис» Минстройдормаша СССР, в рамках которой на базе действующих эксплуатационных предприятий в 1989-1990 г.г. были созданы Красноярский, Новосибирский, Ростовский, Уфимский, Дальневосточный, Ленинградский и др. региональные технические центры (РТЦ). В задачи РТЦ входил сервис парков ДСМ соответствующего региона (включая распределение запасных частей и подконтрольную эксплуатацию техники). Большинство из этих предприятий продолжает функционировать в настоящее время в качестве самостоятельных юридических лиц, сохраняя свою специализацию и расширив деятельность за счет продаж техники и запчастей на основе партнерских отношений с изготовителями техники и элементной базы.

• Формирование товаропроводящей сети советских внешнеторговых объединений, экспортировавших тракторы и ДСМ («Трактороэкс-порт», «Машиноэкспорт», «Стройдормашэкспорт»). В Болгарии, Польше, Чехословакии, Монголии, ГДР, на Кубе, где техника с маркировкой «сделано в СССР» составляла существенную часть парка тракторов и ДСМ, на основе межправительственных соглашений были построены т.н. «Технические центры содействия обслуживанию» машин и оборудования, выполнявшие функции «связующего звена» между изготовителями (экспортерами) и местными организациями, эксплуатировавшими технику. В странах, относившихся к категории «развитых капиталистических», создавались акционерные общества с участием советского капитала, строившие свою работу по продвижению товара (преимущественно - колесных тракторов) в соответствии с местной практикой бизнеса.

Обеспечение запасными частями - один из важнейших элементов сервисного сопровождения ДСМ
Обеспечение запасными частями - один из важнейших элементов сервисного сопровождения ДСМ

• Организация сервиса техники зарубежного производства, поставлявшейся в нашу страну. В местах концентрации импортной техники на базе эксплуатационных предприятий, при участии изготовителей (поставщиков) и внешнеторговых объединений - импортеров, организовывались оснащенные сервисные пункты, склады запчастей, проводилось обучение технического персонала. Большая работа в этом направлении была проведена в системе Миннефтегаз-строя, использовавшей тяжелую грузоподъемную и землеройную технику производства США, Японии, Италии; центры для обслуживания импортных ДСМ были созданы в структуре республиканских Минавтодоров Украины, Белоруссии, Казахстана.

• Централизация технического обслуживания и ремонта ДСМ, находящихся на балансах строительных организаций Минтрансстроя, Миннефтегазстроя, Минэнерго СССР (ныне составляющих основу крупнейших российских корпораций - «Роснефтегазстрой», «Трансстрой», «Стройтранс-газ» и др.). Внедрение принципов ЦТО предусматривало оптимизацию сетей ведомственных ремонтных предприятий (технических центров), активизацию использования передвижных бригад ТО и ТР по территориальному принципу, расширение практики агрегатного ремонта.

Заслуживает внимания опыт смежных отраслей, также относящийся к рассматриваемому периоду: создание системы «Автотехобслуживание» Минавтопрома СССР и региональных технических центров КамАЗа, функционирование баз «Россельхозтехники».

Безусловно, многое из упомянутой практики неприменимо в сегодняшних экономических условиях. Ушли в прошлое централизованная экономика и система отраслевых министерств и ведомств, распределение фондов (для большинства хозяйствующих субъектов), изменились размеры, структура, концентрация парков ДСМ. Кроме того, в соответствии с основными принципами организации фирменного обслуживания, создание технических центров и координация их работы - задача изготовителя, а не владельца техники (т.е. эксплуатационных организаций).

Однако при выработке стратегий и программ организации фирменного обслуживания отечественных ДСМ на территории России представляется полезным учитывать:

- опыт внедрения прогрессивных методов организации сервиса ДСМ, таких, как агрегатный ремонт(прообраз комплексного «сервиса по обмену агрегатов»), ТО и ремонт техники мобильными бригадами с помощью передвижных средств («летучек»), широкое применение безразборной диагностики ДСМ;

- опыт создания инфраструктуры систем фирменного обслуживания (технических центров, складов, учебно-демонстрационных комплексов) как на базе действующих эксплуатационных предприятий, так и путем нового строительства;

- разработки в сфере логистики систем фирменного обслуживания с учетом географии эксплуатации ДСМ и различных видов распределения техники на объектах (линейный, сосредоточенный и т.д.) в различных регионах;

- отраслевые рекомендации по организации ТО и ремонта ДСМ для различных условий эксплуатации.

Консолидация этого опыта для использования его при становлении систем фирменного обслуживания отечественных ДСМ должна стать одной из важнейших задач структур, выполняющих сегодня роль организационных, научных, учебных центров отрасли - ОАО «ВНИИстройдор-маш», ЗАО «Стройдормаш», МАДИ (ГТУ), МГСУ, а впоследствии - отраслевых ассоциаций заводов-изготовителей (по мере их создания).

 

по материалам журнала "Строительная техника и технологии"
автор:
Локшин Е.С., Поляков А.В.

 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 6, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
6
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться