Объяснение любви к подержанным машинам лежит на поверхности: строительное оборудование не роскошь, а лишь средство решения производственных задач и ведения бизнеса. Весь вопрос в одном: выгодно или невыгодно такое решение конкретной организации.
![]() |
Естественно, тенденции каждого из отдельных рынков определяют и конкретную специфику того или иного местного рынка или целого региона, преференции по маркам и видам б/у техники, наиболее востребованным на определенном географическом участке. Причем на земном шаре есть утолки, которые в определенном смысле исторически являются рынком сбыта подержанной техники. К числу таких «мест» относится и Россия, где по-прежнему заметно выражена неравномерность объемов финансирования строительства в зависимости от политической конъюнктуры, а также личных инициатив представителей административных органов субъектов Федерации или властей отдельных городов. При этом неправомерно считать российскую державу «свалкой» бэушного иноземного ширпотреба - и отечественный строитель начал неплохо разбираться в зарубежной технике, да и в соседке-Европе до сих пор не менее половины механизированных работ выполняет подержанная «стальная братия», возраст которой в среднем колеблется от 5 до 15 лет. Традиционными поставщиками б/у техники в мировом масштабе остаются США, государства Западной Европы, страны южноазиатского региона - Южная Корея и, конечно, Япония. Последние два участника рынка second hand в значительной степени обслуживают азиатский регион, кстати, довольно обширный и растущий в плане спроса на строительную технику. С недавних пор на пятки корейско-японской «бэушке» наступает крепнущий Китай, который активно продвигает сопоставимое ценовое предложение, только речь часто идет об абсолютно новой технике.
Но в рамках данного материала мы будем говорить не о «мировых процессах», а о том, что происходит на нашей земле. И здесь уместно указать на то, что рынок б/у машин нельзя рассматривать целиком, не выделяя локальные сегменты, имеющие свои особенности, и даже конкретные машины и их производителей. Самым убедительным примером тому служит рынок подержанной дорожной техники. Так, с 2000 года в Россию было поставлено более трех с половиной сотен б/у катков Bomag! Российские дорожники, ограниченные в средствах, настолько уверены в этих машинах, что, не имея возможности приобрести новый каток, все равно отдают предпочтение данной марке, не пытаясь подыскать ей альтернативу среди новых, более доступных по цене «азиатов». А особые ценители и знатоки надежной «старины» наверняка помнят и такой каток, как Puma от ABG. В общем, критерий тут «простой»: функциональные преимущества и надежность, а сказать что-либо конкретное по поводу указанных параметров может только время. Таким образом, делаем первый вывод: б/у машина б/у машине рознь изначально!
![]() |
На рынке общестроительного оборудования самым стабильным остается в России спрос на подержанные импортные автокраны массой от 50 т (немецкие и японские), поскольку российской альтернативы - ни новой, ни б/у - практически нет. Продукция Запада в 2,5-3 раза дороже российской. Так, например, наш кран массой 25-30 т, грубо говоря, стоит вам 100 тыс. долларов, импортный вытянет 350 тыс. долларов. Поэтому отечественные производители чувствуют себя более-менее спокойно в этой «весовой категории». Новые краны зарубежного производства под 50 т и выше стоят весьма дорого даже для крупных фирм-мостовиков - 700-800 тыс. долларов. Бэушка тоже недешева, и кран, отслуживший 10-12 лет, обойдется в 250-270 тыс. долларов, а, скажем, Liebherr 2000 года после капремонта перевалит за 300 тыс. евро, и то в среднем - надо смотреть, будет он проходить «обычный» ремонт или ремонт на заводе-изготовителе.
Существует определенная категория покупателей (так, на минуточку, типа компаний «Транснефть» или «Газпром») на подержанные трубоукладчики. Такой клиент должен быть готов отдать за оборудование от Komatsu или Caterpillar 2000 года порядка 250 тыс. евро, и, что интересно, стоимость техники 1995 года, если она прошла капремонт, будет почти такой же -разница может составить порядка 5 тыс. евро, но не больше. Судя по тенденциям последних лет, спрос на б/у трубоукладчики снижается.
Есть непреходящая потребность в экскаваторах массой 15-45 т (здесь лидируют японцы и американцы - в сегменте машин покрупнее). Для общей информации: экскаватор Komatsu массой порядка 3540 т 2000 года выпуска попросит выложить от 80 до 90 тыс. евро, а разница с предшественником образца 1995 года составит максимум 10 тыс. евро. Кстати, аренда экскаваторов как новых так и бэушных пользуется большим спросом.
Всегда нужны б/у бульдозеры от 50 т (преимущественно японские), которые, очевидно, видятся нашим производственникам надежнее отечественных «аналогов», будучи при этом не такими дорогими, как идентичная машина, только новая. Однако подержанную технику дешевой назвать сложно: сейчас во Владивостоке ждет своего покупателя бульдозер Komatsu D371 А-3 (1997 г.) массой 67,5 т, который стоит более 10,5 млн. рублей.
Типоразмер того же бульдозера является самым важным фактором при проведении серьезных земляных работ, например дорожного строительства. Нередко от машинистов, сидящих «за штурвалом», скажем, новенького Komatsu, можно услышать: хорошая машина, но мощность маловата, площадь отвала недостаточная. Это говорит нам о том, что владелец техники польстился на новизну, но денег на нужную (показанную по специфике работ) технику не хватало - купил что получилось. Понять «инвестора» легко - ведь серьезный бульдозер от Komatsu даже 2000 года выпуска, купленный через столицу, обойдется минимум в 220-230 тыс. евро (машина 1995 года после ремонта оценивается так же, ну, может, «сбросят» тысчонок пять евро). Проиграл он или выиграл, способен сказать только владелец машины, да и то по прошествии определенного времени. В итоге извлекаем второй вывод: перед покупкой подержанной машины, как и новой, для начала следует оценить, какие виды и объемы работ будет выполнять техника.
Мелкую технику, вроде компрессоров и вилочных погрузчиков, мы в рамках статьи не рассматриваем. Тем не менее можно сделать третий вывод: несмотря на перенасыщение рынка Запада б/у техникой, продавать работоспособное оборудование «задаром» никто не станет. И большинство отечественных строителей с подобной «иллюзией» уже расстались.
Пролистывая номера журнала «СТТ» за 2005 год, сразу обращаешь внимание на статью главного механика УМ МСМ-5, посвященную вопросу подбора типоразмера машин - изложено просто и понятно, и сразу видно, что писал практик. Но даже определившись с количеством и типоразмером требующихся машин, потребитель всегда стоит перед выбором, технику какого производителя предпочесть, и в сегменте б/у происходит то же самое. А вот по этому поводу найти внятный совет крайне сложно. Тут на арену рынка выходят брэнды, вступая в непримиримое сражение. И пусть у понятия «брэнд строительной техники» есть своя специфика, когда, скажем, самая совершенная машина не может рассматриваться в отрыве от уровня сервисного обслуживания, предлагаемого фирмой-производителем, надо признать: потребитель вначале всегда выбирает Торговую Марку. Если, конечно, платит сам владелец!
![]() |
Посему, возвращаясь к началу статьи, замечу, что иногда б/у машина может оказаться на поверку «лучше новой». Подтверждением служит такой факт: попробуйте на аукционах по продаже подержанной техники с ходу найти каток Dynapac в возрасте до 5-6 лет. Уверен, задачка непростая, ведь те, кто начинает работать со шведскими машинами для уплотнения грунтов и асфальтобетона, не хотят с ними быстро расставаться. Так же как стоит еще очень сильно подумать, покупать новый каток made in ... или взять «старичка-чеха» от Stavostroj. Однако, судя по возрасту тех же Bomag, как правило, к нам привозят машины в летах - от 10 годков, ведь 3-4-летний каток в Германии стоит почти вровень с «новоиспеченным». Плюс растаможивание - короче, невыгодно. Подержанный асфальтовый Bomag-десятилетник стоит в Германии (!): асфальтовый (масса 10 т) -40 тыс. евро, грунтовый (масса 12-13 т) - примерно столько же. Неслучайно до сих пор грунтовые машины массой по 16 т нередко берут в б/у варианте, потому что новые стоят весьма дорого.
Кроме того, «внутри техники» потребителя ожидает масса сюрпризов. Углубляясь в «философские» методики расчета рентабельности подержанной техники, важно не упустить суть. Так, покупая новую немецкую холодную фрезу, легко оказаться «в проигрыше» перед коллегой, взявшим похожую б/у машину, но только с двигателем от Mercedes-Benz (а во фрезах 80-х стояли почти что вечные движки Deutz, но «та техника», безусловно, морально устарела). Думаю, опытные производственники хорошо понимают мысль автора. Кстати, это яркий пример и по теме разнящегося сервисного обслуживания, поскольку машина бывает немецкая, а двигатель...
Поэтому четвертый вывод таков: грамотный выбор техники - это не только «сухие цифры» на калькуляторе, но и адекватная оценка реалий и климатических условий страны, а резать русский асфальтобетон, как известно, приходится у нас в том числе и в холодное время года, включая зимний период. Сам назвав в одной из статей подобную ситуацию нонсенсом, считаю: куда важнее отдавать самому себе трезвый отчет в правде жизни, а не заниматься «самобичеванием» - необходимо резать зимой, значит, нужна соответствующая комплектация техники, и никаких эмоций!
Пятый «пункт» - это вопрос ликвидности. Никогда нельзя исключать возможность повторной продажи вашей машины на вторичном рынке. И здесь мы снова возвращаемся к понятию брэнда. Можно утверждать, что, покупая две абсолютно равнозначные по цене, возрасту и состоянию машины, но от разного производителя, вы заведомо осуществляете либо ликвидное, либо неликвидное вложение средств. Простой пример: купив фрезу Wirtgen, собственник значительно повышает свои шансы на удачную перепродажу машины, чем если бы он купил фрезу американского или итальянского производства. И дело здесь не в технике, а в преференциях конкретного - в данном случае российского -рынка и уровне сервисного обслуживания. В беседе с автором Штефан Виртген (сын трагически погибшего в 1996 году г-на Райнхарда Виртгена -основателя фирмы) сделал акцент на том, что в условиях нестабильного финансирования российской дорожной отрасли немецкий производитель начинает предлагать комплекс услуг по восстановлению машин, бывших в эксплуатации. Значит, потребители не только хотят «вернуть жизнь» технике, не имея средств на покупку новой, но и активны (что подтверждается косвенно) на вторичном рынке немецких фрез.
Но всякую ли технику стоит рассматривать в качестве объекта приобретения в б/у варианте, какие ответы на этот вопрос может дать рынок? Например, большие, под 100 т, экскаваторы в б/у варианте практически к нам не поставляются. Причин две, и стоит иметь в виду, изучая такой вариант в принципе, что данная категория техники эксплуатируется потребителями всегда «на убой» - машины, предназначенные для карьерных работ, трудятся сутками и почти без остановки. Следовательно, износ деталей в разы превышает состояние «коллег с габаритами поменьше». Ну а рынок говорит нам о том, что, во-первых, перечень организаций, эксплуатирующих такую технику, в России не столь уж велик. Но главное ограничивающее спрос условие состоит в том, что тяжелые карьерные экскаваторы закупают преимущественно крупные объединения и структурные подразделения многопрофильных холдингов, где: а) решение о закупке оборудования принимает не непосредственный владелец (плательщик-инвестор), а нанятый менеджмент; б) велика персональная ответственность за инвестиции в приобретаемое оборудование (а деньги-то не свои). От дальнейших комментариев воздержимся, сказав только, что у компаний-производителей Германии почти официально в прайс-листе значится 5% «на непредвиденные расходы». Говорят, японцы (у себя на родине) и американцы такую статью расходов не включают из принципиальных соображений.
Теперь давайте подумаем, почему компании необходимо соизмерять даже очевидную выгоду от приобретения б/у техники, логотип на ее борту, указывающий на производителя, и ту нишу, в которой пока действует организация (например, работая как генподрядчик или, наоборот, на субподряде у крупных игроков)? В стране уже 15 лет процветает капитализм, и это раньше могли оценивать оборудование, рассматривая чисто экономико-технические показатели. Теперь общение с заказчиком предполагает не только выдачу конечного «продукта», т.е. сдачу отвечающего нормативам объекта, но и поддержание имиджа фирмы, что обычно прямо соответствует представлениям клиента о том, как и какая техника должна выполнять его заказ. Если хочешь удачно заключить контракт, надо устроить «шоу», чтобы престижные машинки «шли строем». Как шутят, например, дорожники: «Вам не только нужно купить булочки для заказчика, но еще и красиво проехать при этом».
Приходим к шестому выводу: многое в вопросе приобретения б/у техники зависит от специфики и местоположения объекта (объектов), на которые потенциально ориентирована техника. Неслучайно значение «внешних атрибутов» техники на дорожном рынке не столь велико, как, например, на стройплощадке элитного жилого дома, офисного делового центра или городского торгового комплекса категории люкс, где инвестором выступает частный капитал. Тут новизна, звучный логотип и фирменная эмблема на борту экскаватора или на стреле башенного крана сразу придают проекту в глазах инвесторов и будущих владельцев квартир и помещений, заезжающих поглазеть на стройку, либо арендаторов максимальную респектабельность, создают ощущение солидности подрядчика и гарантии качества.
Осталось последнее и самое главное - понять, как определить возраст, состояние машины и по какой системе и у кого ее покупать. И если первое сделать можно с достаточно высокой точностью, то со вторым вопросом, как говорится, возможны варианты, да и найти надежного продавца вовсе не просто. К тому же реальность такова, что б/у машины обычно приобретают те, кто весьма ограничен в материальных средствах, когда финансовые риски приобретают повышенную степень угрозы для благополучия борющейся за свое место под солнцем фирмы. Как подходить к решению такой «головоломки», мы обсудим совсем скоро. Приобретать технику лучше у официальных дилеров компании, которые осуществляют продажу экскаваторов в разных регионах России.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Герд-Хеннинг Балзам, директор представительства «ЗИГФРИД КРЮГЕР Общество по сбыту моторов и запчастей с ограниченной ответственностью»
Работа на рынке подержанной техники требует определенных навыков. Серьезные фирмы предлагают поставку как оригинальных запасных частей, так и по схеме «автомаркет» - в зависимости от потребностей и желания клиента. При этом необходимо четкое понимание того, какие запчасти допустимо приобретать по схеме «автомаркет», а какие должны быть строго оригинального производства. Ответы на такие вопросы, как правило, дает только опыт работы.
Андрей Веденеев, коммерческий директор компании «ТЕХНОКРАН»
Специфика крановой техники состоит в том, что возраст машины иногда ничего не скажет о ее реальном состоянии - более старый по возрасту кран на поверку может оказаться рентабельнее относительно нового. Приобрести высокие навыки в оценке техники можно, только занимаясь непосредственно ее восстановлением и ремонтом. Кроме того, собственная сервисная база позволяет доводить вполне пригодные для работы машины до требуемого состояния и давать клиенту полугодовую гарантию на оборудование.
Отмечу, что с 01.01.2007 ввоз в РФ техники, относящейся к группе 8705 по ТН ВЭД, с двигателями менее ЕВРО-2 запрещен. Под эту категорию подпадают и автокраны. А это говорит о том, что автокраны старше где-то 10 лет в Россию не ввезти.
Александр Ткачев, финансовый директор ЗАО «СпецТехника» (г. Владивосток)
Если посмотреть на ту ситуацию, которая была на рынке подержанной техники еще 3-4 года назад, то легко увидеть колоссальные изменения. Совсем недавно у многих строительных компаний либо не было ресурсов на закупку качественной техники, либо срабатывал старый менталитет - купить «что-нибудь подешевле». Многие строительные компании тогда только начинали свой бизнес и, понятно, экономили каждый рубль, да и требования заказчиков были не столь жесткими, как теперь, объемы и сроки проведения работ позволяли выбирать между высокопроизводительной, но вроде бы дорогой техникой и ее уцененным «аналогом». В последнее время положение коренным образом изменилось - подрядчикам необходимо выполнять заказ не только качественно, но и в максимально сжатые сроки. Неслучайно в нашей практике стало нонсенсом, когда клиент хочет купить машину, стоимость которой составляет 10-15% от нового образца. Люди, похоже, разобрались, что к чему, и поняли - продавать работоспособное строительное оборудование «за копейки» никто не станет. А слепая погоня за дешевизной может стать себе дороже.
Максим Речмедин