Одними из причин наиболее тяжелых отказов двигателя являются задиры и проворот вкладышей в расточках шатуна или блока.
При провороте коренных вкладышей выходят из строя коленчатый вал и блок цилиндров (нарушение расточки в блоке). При провороте шатунных вкладышей выходят из строя шатун, коленчатый вал и при обрыве шатуна - блок цилиндров. В обоих случаях тяжесть отказа такова, что необходим капитальный ремонт двигателя с заменой или восстановлением блока цилиндров и коленчатого вала. Шатун при данном отказе восстановлению не подлежит.
Причинами задира и проворота вкладышей могут быть:
- масляное голодание. Отсутствие или недостаточное количество масла в подшипниках могут быть вызваны следующими причинами: недостаток масла в картере двигателя, выход из строя масляного насоса, использование масла с высокой температурой застывания при низких температурах, закоксовка предохранительного (редукционного) клапана в открытом положении; подсос воздуха на линии всасывания перед масляным насосом и др.
Дефект развивается за короткий промежуток времени (обычно менее минуты работы двигателя после пуска и ещё меньше при работе двигателя под нагрузкой). Следовательно, при отсутствии давления масла после пуска или при его падении в процессе работы двигателя, которые определяются по показаниям штатного манометра на панели приборов в кабине автомобиля или трактора, необходимо остановить двигатель для выяснения причины неисправности. Поиск причины неисправности надо начинать с проверки уровня масла в картере и давления в главной магистрали двигателя с помощью контрольного манометра;
- разжижение масла топливом. В случае небольшого разжижения масла топливом (при снижении вязкости на 15...20% от исходной) неисправности в работе подшипников не происходит. При этом имеет место снижение температуры подшипников за счёт увеличения расхода масла через них. Дальнейшее снижение вязкости масла приводит к ухудшению несущей способности масляного слоя, контакту шеек вала с вкладышами и их задиру.
Разжижение масла чаще всего происходит на линии слива топлива с форсунок. Этот дефект может оставаться незамеченным длительное время, внешними признаками которого являются отсутствие расхода масла и повышение уровня масла в картере двигателя. В этом случае необходимо проверить герметичность линии слива топлива с форсунок опрессовкой её сжатым воздухом под давлением 0,05...0,1 МПа (0,5...1,0 кг/см2). Места разгерметизации определяются по пузырькам выходящего воздуха;
- попадание загрязнений в зазор вкладыш-шейка вала. Твердые частицы (металлические и абразивные), проходя с маслом через зазоры в подшипниках, оставляют царапины на слое свинцовистой бронзы вкладышей. Эти царапины приводят к вспучиванию поверхности вкладышей, значительному повышению их температуры (до 600°С) с последующей деформацией и ослаблением натяга.
Вероятность попадания загрязнений в подшипники коленчатого вала практически полностью устраняется при обеспечении нормальной работы системы фильтрации масла, при которой перепускной клапан полнопоточного фильтра не открывается даже при пуске двигателя. В данном случае не загорается сигнальная лампочка открытия указанного клапана, расположенная на панели приборов в кабине. Загорание лампочки свидетельствует об открытии перепускного клапана, что говорит о засорении элементов фильтра или об использовании масла, несоответствующего температуре окружающего воздуха (особенно зимой). Эксплуатация двигателя с горящей сигнальной лампочкой категорически запрещена.
N | Номер по каталогу | Количество | Наименование |
1 | 310040-П29 | 1 | Болт |
2 | 201-1005066 | 1 | Шайба |
3 | 236-1005061-Б | 1 | Шкив |
4 | 236-1005026-Б | 1 | Противовес передний |
5 | 236-1005055 | 1 | Гайка |
6 | 236-1005056-А | 1 | Шайба |
7 | 236-1005043 | 1 | Маслоотражатель передний |
8 | 236-1005009-Д | 1 | Вал коленчатый |
9 | 236Э-1000104-В2 | 1 | Вкладыши шатунных подшипников, 88 мм, комплект |
9 | 236Э-1000104-В2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6 | 1 | Вкладыши шатунных подшипников, 87,75-86,50 мм через 0,25 мм, комплект |
10 | 236-1000102-Б2 | 1 | Вкладыши коренных подшипников, ПО мм, комплект |
10 | 236-1 000102-Б2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6 | 1 | Вкладыши коренных подшипников, 109,75-108,50 мм через 0,25 мм, комплект |
11 | 236-1004058-В | 12 | Вкладыш шатунного подшипника |
12 | 236-1005 170-В | 4 | Вкладыш верхний |
13 | 236-1005183-Д | 4 | Полукольцо упорного подшипника |
14 | 236-1005129-Б | 2 | Пластина левая |
15 | 236-1005127-А | 8 | Болт крепления маховика |
16 | 236-1005128-А | 2 | Пластина правая |
17 | 236-1005115-Ж | 1 | Маховик |
18 | 236-1005125-А2 | 1 | Обод |
19 | 312579-П29 | 12 | Шайба |
20 | 201501-П29 | 12 | Болт |
21 | 236-1005042 | 1 | Маслоотражатель задний |
22 | 236-1005171-В | 4 | Вкладыш нижний |
23 | 313933-П | 6 | Заглушка |
24 | 236-1000107-В4 | 1 | Вал коленчатый с вкладышами подшипников, комплект |
25 | 236-1005030 | 1 | Шестерня |
26 | 314006-П2 | 3 | Шпонка |
27 | 238П-1005061 | 1 | Шкив трехручьевой |
Статья из журнала
"Техническое обслуживание", № 2-3, сентябрь 2004