Основные неисправности кривошипно-шатунной группы двигателей ЯМЗ

СКАЧАТЬ PDF
Кривошипно-шатунная группа (КШМ) включает основные детали, определяющие работоспособность двигателя: шатун, палец, коленчатый вал, вкладыши шатуна и коленчатого вала, упорные подшипники коленчатого вала

Одними из причин наиболее тяжелых отказов двигателя являются задиры и проворот вкладышей в расточках шатуна или блока.

При провороте коренных вкладышей выходят из строя коленчатый вал и блок цилиндров (нарушение расточки в блоке). При провороте шатунных вкладышей выходят из строя шатун, коленчатый вал и при обрыве шатуна - блок цилиндров. В обоих случаях тяжесть отказа такова, что необходим капитальный ремонт двигателя с заменой или восстановлением блока цилиндров и коленчатого вала. Шатун при данном отказе восстановлению не подлежит.

Причинами задира и проворота вкладышей могут быть:

- масляное голодание. Отсутствие или недостаточное количество масла в подшипниках могут быть вызваны следующими причинами: недостаток масла в картере двигателя, выход из строя масляного насоса, использование масла с высокой температурой застывания при низких температурах, закоксовка предохранительного (редукционного) клапана в открытом положении; подсос воздуха на линии всасывания перед масляным насосом и др.
Дефект развивается за короткий промежуток времени (обычно менее минуты работы двигателя после пуска и ещё меньше при работе двигателя под нагрузкой). Следовательно, при отсутствии давления масла после пуска или при его падении в процессе работы двигателя, которые определяются по показаниям штатного манометра на панели приборов в кабине автомобиля или трактора, необходимо остановить двигатель для выяснения причины неисправности. Поиск причины неисправности надо начинать с проверки уровня масла в картере и давления в главной магистрали двигателя с помощью контрольного манометра;

- разжижение масла топливом. В случае небольшого разжижения масла топливом (при снижении вязкости на 15...20% от исходной) неисправности в работе подшипников не происходит. При этом имеет место снижение температуры подшипников за счёт увеличения расхода масла через них. Дальнейшее снижение вязкости масла приводит к ухудшению несущей способности масляного слоя, контакту шеек вала с вкладышами и их задиру.
Разжижение масла чаще всего происходит на линии слива топлива с форсунок. Этот дефект может оставаться незамеченным длительное время, внешними признаками которого являются отсутствие расхода масла и повышение уровня масла в картере двигателя. В этом случае необходимо проверить герметичность линии слива топлива с форсунок опрессовкой её сжатым воздухом под давлением 0,05...0,1 МПа (0,5...1,0 кг/см2). Места разгерметизации определяются по пузырькам выходящего воздуха;

- попадание загрязнений в зазор вкладыш-шейка вала. Твердые частицы (металлические и абразивные), проходя с маслом через зазоры в подшипниках, оставляют царапины на слое свинцовистой бронзы вкладышей. Эти царапины приводят к вспучиванию поверхности вкладышей, значительному повышению их температуры (до 600°С) с последующей деформацией и ослаблением натяга.
Вероятность попадания загрязнений в подшипники коленчатого вала практически полностью устраняется при обеспечении нормальной работы системы фильтрации масла, при которой перепускной клапан полнопоточного фильтра не открывается даже при пуске двигателя. В данном случае не загорается сигнальная лампочка открытия указанного клапана, расположенная на панели приборов в кабине. Загорание лампочки свидетельствует об открытии перепускного клапана, что говорит о засорении элементов фильтра или об использовании масла, несоответствующего температуре окружающего воздуха (особенно зимой). Эксплуатация двигателя с горящей сигнальной лампочкой категорически запрещена.

 

N

Номер по каталогу

Количество

Наименование

1

310040-П29

1

Болт

2

201-1005066

1

Шайба

3

236-1005061-Б

1

Шкив

4

236-1005026-Б

1

Противовес передний

5

236-1005055

1

Гайка

6

236-1005056-А

1

Шайба

7

236-1005043

1

Маслоотражатель передний

8

236-1005009-Д

1

Вал коленчатый

9

236Э-1000104-В2

1

Вкладыши шатунных подшипников, 88 мм, комплект

9

236Э-1000104-В2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6

1

Вкладыши шатунных подшипников, 87,75-86,50 мм через 0,25 мм, комплект

10

236-1000102-Б2

1

Вкладыши коренных подшипников, ПО мм, комплект

10

236-1 000102-Б2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6

1

Вкладыши коренных подшипников, 109,75-108,50 мм через 0,25 мм, комплект

11

236-1004058-В

12

Вкладыш шатунного подшипника

12

236-1005 170-В

4

Вкладыш верхний

13

236-1005183-Д

4

Полукольцо упорного подшипника

14

236-1005129-Б

2

Пластина левая

15

236-1005127-А

8

Болт крепления маховика

16

236-1005128-А

2

Пластина правая

17

236-1005115-Ж

1

Маховик

18

236-1005125-А2

1

Обод

19

312579-П29

12

Шайба

20

201501-П29

12

Болт

21

236-1005042

1

Маслоотражатель задний

22

236-1005171-В

4

Вкладыш нижний

23

313933-П

6

Заглушка

24

236-1000107-В4

1

Вал коленчатый с вкладышами подшипников, комплект

25

236-1005030

1

Шестерня

26

314006-П2

3

Шпонка

27

238П-1005061

1

Шкив трехручьевой

Статья из журнала
"Техническое обслуживание", № 2-3, сентябрь 2004

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 73, оценка: 4,22 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,22
5
1
73