Развитие промышленного производства дорожно-строительной техники по итогам I кв 2007 г.

По данным Росстата, отечественная промышленность продолжает успешно развиваться. По итогам I квартала 2007 г. рост индекса промышленного производства составил 8,4% к тому же периоду 2006 г
Экскаватор Твэкс

Производство машин и оборудования за январь-март 2007 г. увеличилось на 26,0% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., что обусловлено в основном ростом производства механического оборудования (160,4%) в результате увеличения производства турбин гидравлических (в 2,7 раза), турбин газовых (на 52,8%), дизелей и дизель-генераторов (на 21,2%), насосов (глубинных скважинных на 32,3%, центробежных - на 25,0%). Подъем производства отмечался по всем подклассам данного раздела, а наибольший вклад внесло увеличение на 60,4% по подклассу «Производство механического оборудования». Был зафиксирован и рост производства основных видов машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве, который обусловлен в том числе увеличением на 22,7% объемов строительных работ.

Рост производства отдельных видов машин и оборудования связан в основном с расширением соответствующих секторов внутреннего рынка. Так, рост выпуска продукции строительно-дорожного машиностроения обусловлен увеличением объемов жилищного строительства, развитием современных технологий в строительстве, целевым выделением средств из бюджетов федерального и регионального уровней на строительство и ремонт дорог и объектов коммунальной инфраструктуры. Заметим, что федеральные и региональные программы развития строительного комплекса предусматривают выделение от 7 до 20% от общего объема финансирования на техническое перевооружение.

Начиная с 2006 г. отмечаются тенденции роста выпуска продукции в интересах реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (тракторов, машин для животноводства и кормопроизводства), что оказало определяющее влияние на выпуск тракторов. В январе-марте производство тракторов увеличилось на 20,8% относительно I квартала 2006 г. Увеличили выпуск тракторов ОАО «Липецкий трактор» (в 2 раза), 000 «Челябинский тракторный завод-Уралтрак» (на 69,7%), ОАО «Волгоградский тракторный завод» (на 49,2%), ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (на 17,8%).

Рост производства транспортных средств и оборудования в январе-марте 2007 г. составил 116,4% по отношению к аналогичному периоду 2006 г. Отмечается рост производства магистральных тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов (в 4,3 раза, на 20,0% и 11,1% соответственно), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков на подвижной состав вследствие роста объемов инвестиций на закупки техники по причине модернизации существующего парка. По ряду сегментов железнодорожной техники отмечено некоторое насыщение рынка и увеличение объемов проводимого потребителями этой техники капитального ремонта подвижного состава, что может негативно сказаться на объемах производства в ближайшей перспективе. Приобретать технику лучше у официальных дилеров компаний, которые осуществляют продажу экскаваторов и прочей строиетльной техники в разных регионах России.

Динамика производства дорожно-строительной техники, %

Вид техники

I квартал 2007г.
к I кварталу 2006г.

Краны на автомобильном ходу 130,5
Бульдозеры 169,3
Тракторы на гусеничном ходу 137,5
Тракторы на колесном ходу 108,6
Краны башенные 181,5
Экскаваторы 121,5
Бульдозеры 169,3
Автогрейдеры 102,2
Погрузчики строительные 99,3
Дробилки 132,4

Объемы производства шин по итогам I квартала 2006 и 2007 годов, тыс. шт.

Назначение Январь-март 2006г. Январь-март 2007г. 2007г. к 2006г., %
Для грузовых автомобилей 2392 2570 107,4
Для легковых автомобилей 6334 6609 104,3

Опережающими темпами наращивалось производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (121,4%), в том числе грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3т (148,2%) и легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 90 л.с. (177%). В январе-марте производство грузовых автомобилей увеличилось на 28,8%, автобусов - на 7,9%, что обусловлено ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, региональных транспортных предприятий, а также закупкой техники в рамках реализации национальных проектов, при этом рост спроса отмечается как по отечественной, так и по импортной технике.

Рост производства автомобилей объясняется увеличением производства на сборочных предприятиях и ростом производства на отечественных заводах. Указанная динамика обусловлена ростом спроса, связанного с увеличением реальных доходов населения, развитием системы кредитования, при этом увеличение спроса приводит как к росту производства российских автомобилей, так и к росту объемов импортируемой техники. Экспорт машин и оборудования за январь-февраль 2007 г. составил 1,7 млрд. USD и снизился к соответствующему периоду 2006 г. на 5,8%. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 0,7 млрд. USD (снижение на 34,9%), в страны СНГ - 1,0 млрд. USD (рост на 36,8%).

Экспорт легковых автомобилей составил 16,7 тыс. (105,2% к январю-февралю 2006 г.), грузовых автомобилей - 6,9 тыс. (146,3%).

Вследствие оживления инвестиционных процессов в промышленности, поэтапного снижения таможенных тарифов на высокотехнологичные виды машин и оборудования происходит заметное увеличение их импорта. В январе-феврале 2007 г. импорт машин и оборудования составил 10,3 млрд. USD (164,1% к январю-февралю 2006 г.), в том числе из стран дальнего зарубежья 9,1 млрд. USD (165,4%), из стран СНГ - 1,2 млрд. USD (154,5%). Импорт легковых автомобилей вырос в 1,6 раза (170,2 тыс. ед.), грузовых автомобилей - в 1,5 раза (12,1 тыс. ед.). В рассматриваемый период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло увеличение производства шин для легковых автомобилей на 4,3% и шин для грузовых автомобилей на 7,4%.

В заключение заметим, что отечественное производство транспортных средств и дорожно-строительной техники испытывает сильное давление со стороны импорта, причем не только экскаваторов Caterpillar и других машин таких давно известных фирм, как Volvo, Hitachi, Komatsu, KAT0, Dressta, Liebherr, но и «новых» производителей - китайских и корейских (например, Shandong Lingong Construction Machinery Co.), которые особенно активны на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Большинство отечественных строителей предпочитают использовать «подержанную» зарубежную технику (начиная с 2002 г. цены на новую отечественную технику и «подержанную» зарубежную стали вполне сравнимы). Многие, кому не доступно приобретение техники, предпочитают брать экскаваторы в аренду.

Для успешного участия в конкурентной борьбе наши производители должны повысить экономичность, эргономику и удобство работы и обслуживания выпускаемой техники при сохранении ее невысокой цены. Источником инвестиционных вложений в производство дорожно-строительной техники может выступать бюджетное финансирование (госзаказ), направляемое на обновление основных фондов предприятий-производителей.

Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС и МЭРТ России.
Названия предприятий, все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных,
приведенных органами государственной статистики.

А. Рикошинский

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться