По воздействию потока на запорно-регулирующий элементклапаны разделяют на:
По назначению напорные клапаны разделяются на предохранительные и переливные.
В зависимости от монтажа на самоходных машинах применяют предохранительные клапаны следующих основных исполнений:
По последовательности установки и срабатыванию предохранительные клапаны условно разделяются на первичные (разгружающие насос) и вторичные (предохраняющие гидродвигатели):
Вторичные клапаны ограничивают максимальное давление, возникающее в гидродвигателях от инерционных нагрузок или реактивного усилия при закрытых рабочих отводах гидрораспределителя.
Эксплуатационные свойства клапанов давления характеризуются зависимостью р=f (Q), определяющей стабильность (устойчивость) характеристики при разном давлении настройки (срабатывания), и динамичной зависимостью р=f (Q), определяющей чувствительность (быстродействие) от скорости изменения сопротивлению потоку жидкости.
Высокие эксплутационные свойства клапанов технически трудно сочетать в какой-либо одной конструкции. Например, для обеспечения постоянного усилия на рабочем органе давления настройки р должно как можно меньше зависеть от расхода Q рабочей жидкости и клапан должен срабатывать при установленном давлении настройки.
В го же время, чтобы исключить гидравлические удары при переходных процессах и чрезмерное повышение давления, возникающее вследствие неизбежного запаздывания открытия рабочего проходного сечения, напорные клапаны давления должны обладать высокой чувствительностью и быстро реагировать на изменения сопротивления потока, определяемые скоростью приложения внешней нагрузки. Однако при пульсации потока, могут возникнуть упругие колебания (вибрация) запорно-регупирующего элемента клапана и в условиях резонанса могут наступить автоколебания всей гидросистемы или отдельных ее элементов.
Для устранения возможности вхождения запорно-регулирующего элемента в режим автоколебаний предусматривают рассогласование частоты собственных колебаний и частоты пульсации потока жидкости в гидросистеме путем демпфирования.
Кроме статических сил на запорно-регулирующий элемент клапана действуют гидродинамическая сила, представляющая собой реакцию потока, и силы трения подвижных деталей. Это приводит к нестабильности работы клапана, вызывая гистерезис давления при разных расходах.
Для расширения области устойчивой работы гидроклапанов давления можно повысить демпфирование запорного элемента, но при этом ухудшаются его частотные характеристики. На стабильность регулируемого гидроклапаном давления влияет обратная связь вследствие сжимаемости рабочей жидкости в напорной гидролинии. Устранить автоколебания в гидросистеме можно методом синтеза динамических характеристик компонентов гидросистемы. Стабильность характеристики гидроклапана оценивают отношением разности давлений при максимальном и минимальном расходах к давлению при максимальном расходе.
Московский Государственный автомобильно-дорожный институт,
Министерство транспорта РФ, Главгостехнадзор России.