Эти рулевые системы нашли наиболее широкое применение на самоходных строительных, дорожных, сельскохозяйственных машинах и пневмоколесных тракторах.
Основным параметром гидроруля является значение рабочего объема подаваемой рабочей жидкости в гидроцилиндр за один оборот вала гидроруля.
Этим параметром, в основном, определяется выбор гидроруля для самоходной машины, так как от величины подаваемого объема зависит поток рабочей жидкости, поступающий в исполнительные гидроцилиндры, и полное число оборотов рулевого колеса, необходимое для поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое.
Гидрорули для самоходных машин небольшой мощности выполняются в виде моноблочной конструкции, состоящей из распределительного и дозирующего устройств, связанных между собой и с валом гидроруля дифференциальным механизмом. Золотник распределительного устройства вращательного или вращательно-поступательного действия совершает в процессе поворота вала гидроруля равное ему угловое перемещение. Дозирующее устройство выполняется в виде планетарного гидромотора обратной связи, подключаемого распределительным устройством в гидролинию исполнительного гидроцилиндра. Это позволяет следящей по объему рулевой системе контролировать объем рабочей жидкости, поступающей к исполнительному гидроцилиндру. При этом обеспечивается пропорциональность дозируемого объема рабочей жидкости угловому перемещению вала гидроруля.
Для машин большой мощности применяются рулевые механизмы, состоящие из трех блоков - гидроруля, называемого блоком управления, усилителя потока и приоритетного клапана, также объединенных понятием гидроруль и связанных между собой, с источником питания, баком и исполнительными гидроцилиндрами только гидролиниями.
Функциональное назначение усилителя потока - пропорциональное увеличение потока, поступающего от блока управления к исполнительным гидроцилиндрам.
Функциональное назначение приоритетного клапана - совместное питание рабочего оборудования и рулевой системы от общего насоса с преимущественным действием последней, а также ограничение предельного давления в ней.
Такая конструкция рулевого механизма позволяет при небольших габаритах и массе унифицированного агрегата (блока управления) реализовать значительную мощность рулевой системы.
Конструктивные особенности унифицированных гидрорулей дают возможность применять их единую конструкцию практически на всех колесных машинах, имеющих максимальную скорость движения не свыше 60 км/час.
Ограничение скорости машин при использовании гидроруля, не имеющего механической связи с управляемыми колесами, определяется требованиями безопасности движения.
Современные гидрорули выпускают в различных исполнениях:
- "Открытый центр, без реакции";
- "Открытый центр, с реакцией";
- "Закрытый центр, без реакции";
- гидроруль "С LS-каналом".
На рис. 3. приведены принципиальнные схемы гидрорулей (на схеме клапаны не показаны).
В исполнении "Открытый центр, без реакции" в нейтральной позиции руля обеспечивается соединение напорной гидролинии со сливной, а цилиндровые гидролинии при этом заперты.
В исполнении "Открытый центр, с реакцией" в нейтральной позиции руля обеспечивается соединение напорной гидролинии со сливной и цилиндровых гидролиний с гидролиниями гидромотора обратной связи.
В исполнении "Закрытый центр, без реакции" в нейтральной позиции руля напорная и сливная гидролинии заперты (насос работает на клапан), цилиндровые гидролинии также заперты.
Рис.3. Принципиальнные схемы гидрорулей (на схемах клапаны не показаны):
![]() | ![]() |
а). "Открытый центр, без реакции" | б). "Открытый центр, с реакцией" |
![]() | ![]() |
в). "Закрытый центр, без реакции" | г). гидроруль с "LS-каналом" |