Тракторист, вибрация и GRAMMER

Что важно в процессе нелегкого труда водителя или тракториста? Наверное, чтобы его рабочая поза была свободной, не утомляла его и, конечно, чтобы его трясло как можно меньше. Вот тогда и работается с Полной отдачей. А если к этому добавить, что опасность профзаболеваний (остеохандроз, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь и другие патологии), которые преследуют водителей, сведется к минимуму, то становится ясным, почему во многих странах придается такое большое значение комфортным условиям труда водителей - прежде всего, обеспечению их высокоэффективными виброзащитными сиденьями

Что важно в процессе нелегкого труда водителя или тракториста? Наверное, чтобы его рабочая поза была свободной, не утомляла его и, конечно, чтобы его трясло как можно меньше. Вот тогда и работается с Полной отдачей. А если к этому добавить, что опасность профзаболеваний (остеохандроз, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь и другие патологии), которые преследуют водителей, сведется к минимуму, то становится ясным, почему во многих странах придается такое большое значение комфортным условиям труда водителей - прежде всего, обеспечению их высокоэффективными виброзащит ными сиденьями.

А что проблема действительно очень важна, подтверждается многолетними исследованиями российских специалистов (ниже приводятся данные Института гигиены труда и профзаболеваний). Многие из обследованных трактористов (40-60 %) жалуются на боли в мышцах спины. Причем по мере o увеличения стажа в профессии частота жалоб на боли в пояснице возрастает. Можно полагать, что это связано с воздействием вибрации, а также с перенапряжением мышц спины при управлении. Более того, жалобы на боли в пояснице связаны с прямым механическим микротрав-мирующим действием вибрации на опорно-двигательный аппарат. Имеет место зависимость частоты жалоб на боли в пояснице от стажа в профессии и дозы воздействующей вибрации. Частота жалоб среди трактористов выше, чем лиц контрольной группы, что свидетельствует о профессиональной этиологии этих нарушений. Установлено, что темп прироста частоты жалоб на боли в пояснице за год увеличивается на 5,8 % (контроль - 1.8%). При дозе вибрации 2.5; 1.3; 0,6: 0,3; 0,2; 0,1 (м/с2)2 темп прироста составляет соответственно 8.2; 6.7; 4,5; 3,2: 2,1; 0,9 %. Темп прироста заболеваний пояснично-крестцового отдела периферической нервной системы у трактористов за год в среднем составил 2,5 %, в то время как в контрольной группе 0,5 %, т.е. в 5 раз меньше. Это позволило считать такие заболевания профессионально обусловленными от воздействия общей вибрации. Известно, что основная роль в развитии пояснично-крестцового радикулита принадлежит остеохондрозу позвоночника. Рентгенографические исследования показывают наличие дегенеративных изменений позвоночника у трактористов в виде остеохондроза, спондилеза, остеоартроза. Таким образом, реальные уровни вибрации тракторов определяют высокую частоту вибрационных нарушений у стажированных трактористов до 30-50 %.

Как уже отмечалось, основным средством борьбы с неизбежной вибрацией, обеспечивающим удобную рабочую позу водителя, служит сиденье. Современное сиденье имеет две основные части - посадочное место (само сиденье и спинка с подголовником) и подвеска (достаточно сложное устройство с пружиной - механической или пневматической, амортизатором и специальным направляющим устройством). Посадочное место проектируется с учетом характеристик тела человека. Но, поскольку все люди отличаются исключительным разнообразием своих антропометрических данных, в конструкции сиденья должна быть предусмотрена возможность подгонки под любого водителя. В основном сиденье рассчитывается на некоторого среднего водителя и имеет лишь несколько регулировок - по его весу, положению посадочного места (вперед-назад) и на угол наклона подушки и спинки. Защита водителя от вибрации достигается двумя путями: от высокочастотной- регулировкой посадочного места, от низкочастотной - подвески. Однако основная трудность здесь заключается в том, что с помощью подвески "пружина + демпфер" сложно осуществить эффективную защиту водителя от вибрации, так как при ее использовании, как показывают инженерные расчеты, амплитуда и частота колебаний сиденья и самого трактора будут близки. Словом, защита водителя от вибрации при движении по дороге или агрофону представляет собой весьма сложную инженерную задачу. Ее решением заняты специалисты разных стран. Однако в России из-за резкого ограничения отчислений на перспективные разработки и разрозненности усилий специалистов в данной области, а также вследствие желания удешевить производство предприятия (несмотря на наличие с стране крупных специалистов) пока не достигли позитивных результатов.

А как обстоят дела в других развитых в технологическом отношении странах? Ведь там тоже трактор движется по проселку или агрофону.

 
Существуют два подхода к разработке и изготовлению виброзащитных сидений, предназначенных для установки в транспортных средствах и транспортно-технологическом оборудовании. Первый из них достаточно традиционный и широко распространенный в мире, когда предприятие (фирма) - производитель техники выпускает и сиденья (это присуще большинству автомобильных фирм). Второй подход, когда специализированные предприятия могут сконцентрировать крупные научно-технические силы для решения проблем, связанных с созданием совершенных с точки зрения комфорта и виброзащиты водительских сидений, оказался более эффективным. Именно такой путь избрала широкоизвестная во всем мире германская фирма Grammer AG -признанный европейский лидер в данной области, имеющая несколько дочерних предприятий в Европе и за ее пределами. Grammer AG выпускает сиденья для самых разных объектов - автомобилей, тракторов, строительной и железнодорожной техники (как для машинистов локомотивов, так и для пассажиров). По крайней мере, почти любой житель Германии каждый день пользуется продукцией фирмы - едет ли он по железной дороге, в автобусе, работает ли в поле на тракторе, или на автопогрузчике.
 

Успех фирмы заключается в комплексном подходе к проектированию сидений, при котором удалось соединить усилия специалистов в области эргономики и виброзащиты, конструкторов, санитарных врачей, дизайнеров. Уже в течение без малого 20 лет фирма заказывает научные исследования в разных странах мира (США, Великобритании и др.), проводит регулярные симпозиумы с приглашением широкого круга специалистов. Результаты не замедлили сказаться - продукция фирмы пользуется славой во всем мире. Вы садитесь за руль грузовика. Удобно? Да, но вот только бы чуть повыше. Нажмите соответствующую клавишу. Еще немного, еще чуть. Так. А вот бы еще спинку наклонить. Пожалуйста, другая клавиша. А вот если бы спинку сиденья да к своей спине подогнать! Да сделайте одолжение - еще две клавиши - и вы измените изгиб спины по себе. (В спинку встроены специальные секции, подобные тем, которые есть в надувных матрасах, и с помощью клавиш водитель может накачать в них воздух от бортового компрессора или выпустить лишний.) Такова серийная модель сиденья с пневмоподвеской и пневморегулированием. Да, скажет придирчивый читатель, фирма выпускает сиденья отдельно, а как они могут быть установлены в том или ином автомобиле, строительно-дорожной машине, тракторе и т.п., если конструкция кабины почти у каждой машины своя? Но это обстоятельство учтено специалистами фирмы. Номенклатура сидений достаточно широка, и можно отыскать подходящий вариант почти на все случаи жизни. Похоже, что для специалистов Grammer AG нет нерешенных проблем - они могут разместить виброзащитный подвес даже там, где для него просто нет места - представьте себе сиденье водителя автопогрузчика или мини-трактора! Особое внимание уделено покрытию сидений и профилю подушек посадочного места, на котором водитель проводит многие часы. В результате объединенных усилий конструкторов, врачей, химиков и дизайнеров разработаны наиболее выгодные с точки зрения температурного режима и влагообмена образцы. Характерный рисунок рельефа подушки вошел в фирменный знак Grammer AG.

В настоящее время, когда в России начинают устанавливаться рыночные отношения, приходится задумываться о возможных путях повышения прибыли предприятий, тесно связанных с эксплуатацией различной техники -грузовиков, автобусов, самосвалов, тракторов, строительно-дорожных и горнодобывающих машин. Одним из них, на первый взгляд не очевидным, является создание комфортных условий для водителя. Попробуйте-убедитесь!
Бобров Б. Ф., Соловьев В.С.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 10, оценка: 4,8 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,8
5
4
10
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться