Что важно в процессе нелегкого труда водителя или тракториста? Наверное, чтобы его рабочая поза была свободной, не утомляла его и, конечно, чтобы его трясло как можно меньше. Вот тогда и работается с Полной отдачей. А если к этому добавить, что опасность профзаболеваний (остеохандроз, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь и другие патологии), которые преследуют водителей, сведется к минимуму, то становится ясным, почему во многих странах придается такое большое значение комфортным условиям труда водителей - прежде всего, обеспечению их высокоэффективными виброзащит ными сиденьями.
А что проблема действительно очень важна, подтверждается многолетними исследованиями российских специалистов (ниже приводятся данные Института гигиены труда и профзаболеваний). Многие из обследованных трактористов (40-60 %) жалуются на боли в мышцах спины. Причем по мере o увеличения стажа в профессии частота жалоб на боли в пояснице возрастает. Можно полагать, что это связано с воздействием вибрации, а также с перенапряжением мышц спины при управлении. Более того, жалобы на боли в пояснице связаны с прямым механическим микротрав-мирующим действием вибрации на опорно-двигательный аппарат. Имеет место зависимость частоты жалоб на боли в пояснице от стажа в профессии и дозы воздействующей вибрации. Частота жалоб среди трактористов выше, чем лиц контрольной группы, что свидетельствует о профессиональной этиологии этих нарушений. Установлено, что темп прироста частоты жалоб на боли в пояснице за год увеличивается на 5,8 % (контроль - 1.8%). При дозе вибрации 2.5; 1.3; 0,6: 0,3; 0,2; 0,1 (м/с2)2 темп прироста составляет соответственно 8.2; 6.7; 4,5; 3,2: 2,1; 0,9 %. Темп прироста заболеваний пояснично-крестцового отдела периферической нервной системы у трактористов за год в среднем составил 2,5 %, в то время как в контрольной группе 0,5 %, т.е. в 5 раз меньше. Это позволило считать такие заболевания профессионально обусловленными от воздействия общей вибрации. Известно, что основная роль в развитии пояснично-крестцового радикулита принадлежит остеохондрозу позвоночника. Рентгенографические исследования показывают наличие дегенеративных изменений позвоночника у трактористов в виде остеохондроза, спондилеза, остеоартроза. Таким образом, реальные уровни вибрации тракторов определяют высокую частоту вибрационных нарушений у стажированных трактористов до 30-50 %.
А как обстоят дела в других развитых в технологическом отношении странах? Ведь там тоже трактор движется по проселку или агрофону.
Успех фирмы заключается в комплексном подходе к проектированию сидений, при котором удалось соединить усилия специалистов в области эргономики и виброзащиты, конструкторов, санитарных врачей, дизайнеров. Уже в течение без малого 20 лет фирма заказывает научные исследования в разных странах мира (США, Великобритании и др.), проводит регулярные симпозиумы с приглашением широкого круга специалистов. Результаты не замедлили сказаться - продукция фирмы пользуется славой во всем мире. Вы садитесь за руль грузовика. Удобно? Да, но вот только бы чуть повыше. Нажмите соответствующую клавишу. Еще немного, еще чуть. Так. А вот бы еще спинку наклонить. Пожалуйста, другая клавиша. А вот если бы спинку сиденья да к своей спине подогнать! Да сделайте одолжение - еще две клавиши - и вы измените изгиб спины по себе. (В спинку встроены специальные секции, подобные тем, которые есть в надувных матрасах, и с помощью клавиш водитель может накачать в них воздух от бортового компрессора или выпустить лишний.) Такова серийная модель сиденья с пневмоподвеской и пневморегулированием. Да, скажет придирчивый читатель, фирма выпускает сиденья отдельно, а как они могут быть установлены в том или ином автомобиле, строительно-дорожной машине, тракторе и т.п., если конструкция кабины почти у каждой машины своя? Но это обстоятельство учтено специалистами фирмы. Номенклатура сидений достаточно широка, и можно отыскать подходящий вариант почти на все случаи жизни. Похоже, что для специалистов Grammer AG нет нерешенных проблем - они могут разместить виброзащитный подвес даже там, где для него просто нет места - представьте себе сиденье водителя автопогрузчика или мини-трактора! Особое внимание уделено покрытию сидений и профилю подушек посадочного места, на котором водитель проводит многие часы. В результате объединенных усилий конструкторов, врачей, химиков и дизайнеров разработаны наиболее выгодные с точки зрения температурного режима и влагообмена образцы. Характерный рисунок рельефа подушки вошел в фирменный знак Grammer AG.