Комфорт на рабочем месте: излишество или выгода?

СКАЧАТЬ PDF
В рекламе строительно-дорожной техники или тракторов Вы можете найти любые технические данные, которые относятся исключительно к машине, как будто бы машина работает сама по себе, полностью автоматически. Однако, управляет машиной человек. И то, как он сидит, в какой позе, как он защищен от вибрации, неизбежной при работе - все это, как показывают многолетние исследования специалистов в области медицины труда, эргономики, с одной стороны, и экономистов - с другой, является не только социальной проблемой, но и значительной экономической

Широко известно, что водители грузового автотранспорта, а в еще большей степени операторы строительно-дорожной техники страдают от заболеваний спины (профессиональное заболевание – недоверчивых просим обратить внимание на статистику), причем с возрастом (а, следовательно, наиболее квалифицированные) работники все чаще вынуждены прибегать к помощи медицины, т.е. пропускать рабочее время, находясь на лечении (амбулаторно или в стационаре).

Диаграмма заболеваний водителей дорожно-строительной техники

С точки зрения производства - это или простои техники, или же замена на менее квалифицированного работника, что, естественно, снижает производительность машины, каким бы мощным двигателем (емкостью ковша, шириной захвата, усилием на крюке и т.д. - ненужное зачеркнуть) не обладала новейшая машина. Да и однажды испытав прелесть заболевания и лечения спины, самый квалифицированный работник будет уже подстраховываться, избегая излишних перегрузок. Нетрудно сообразить, как это отразится на производительности. Далее, следует заметить, что лечение (амбулаторно или, тем более, стационарно) обходится в наши дни весьма недешево (и к тому же – из кармана работодателя).

Вот и предлагается посчитать, во что обходится "экономия" на человеке (водителе, машинисте, трактористе и т.д.).

Больной водитель стоит очень дорого - эта истина, пока не нашла, к сожалению, должного понимания ни среди потребителей, ни среди производителей самоходных машин.

Только издержки пропущенных дней в году делают оправданным приобретение ортопедического сиденья для водителя грузового автомобиля. Сокращение и исключение пропущенных дней, а также увеличение времени эксплуатации грузового автомобиля в году дает только прибыль.

Рабочее место в кабине водителя не может быть источником заболеваний. Оно должно рационально поддерживать человека при его деятельности и уменьшать вредные нагрузки. Положения человека на сидении схематично показано на следующем рисунке.

Положения человека на сидении

Немного цифр

Транспортные предприятия отчетливо ощущают влияние круга проблем “Правильное сидение (поза) в грузовом автомобиле”. Некоторые данные экономики применительно к грузовому автомобилю указывают, что предпринимательский успех зависит от человека.

Воспользуемся официальными данными профсоюзов Германии за 1995 год. Средний километраж грузового автомобиля в 1995 г. составил для местных сообщений 45.000 км и для перевозок на дальнее расстояние 145.000 км при 230 - 340 дней времени использования в год. Зарплата водителя в 1995 г. в обороте нетто составила в местном сообщении 43,7 % и в дальних перевозках 36,6 %. Заболеваемость в 1995 г. составила в целом 4,9 %, (т.е. при 220 рабочих днях 10,8 пропущенных (по болезни) дней). Убытки составили для местного сообщения 215 ДМ и для дальних перевозок 323 ДМ за день (в расчете на одного водителя). Для России этот показатель, с учетом состояния наших дорог, значительно выше.

Приведенные данные относятся к грузовым автомобилям. Естественно, для тракторов и строительно-дорожных машин, значительно более вибронагруженных, приведенные выше соображения еще более актуальны. В этих случаях установка комфортного (“ортопедического”) сиденья может поднять производительность машины на 20%. И если предприятие-изготовитель предложит клиенту, готовому заплатить за бульдозер 500 тыс. руб., заплатить 520, объяснив, что он получит за дополнительную плату, особых возражений со стороны клиента не будет.

При этом установка комфортного сиденья (импортного) увеличит себестоимость машины на. 4 - 8 тыс. руб. в зависимости от типа машины (исходим из того, что себестоимость всей машины составляет около 400 тыс. или более). Рассмотрим упрощенный пример. Пусть некоторый завод производит большегрузные автомобили. Годовая программа выпуска составляет – 100 шт. в год. Цена машины (без сиденья) составляет 300 тыс. руб. Стоимость базового сиденья – 2 тыс. руб. Стоимость нового виброзащитного сиденья – 15 тыс. руб. приводит руководителей в шоковое состояние. Произведем расчет. Пусть норма дохода завода от продаж одной машины составляет 10% (30 тыс. руб.). При установке нового сиденья доход завода можно повысить повышением продажной цены например до 315 тыс. Во-вторых за счет повышения качества машины можно увеличить число продаж (в том числе за рубеж), пусть на 1% (всего на одну машину с новым сиденьем). В результате мы получим дополнительный доход от продажи одной машины:

•От роста цены – 2 тыс. руб.

•От роста продаж – 30 тыс. руб.

Заключение

Установка нового виброзащитного сиденья существенно изменяет свойства машины - качество, цена социальные последствия; положительно влияет на деятельность завода изготовителя (имидж, маркетинговые усилия, конкуренция). Установка нового сиденья экономически выгодна заводу-изготовителю из-за возможности увеличить спрос на машины при одновременном увеличении возможности улучшения своего имиджа. Улучшение маркетинга основано на росте качества машины и росте дополнительных преимуществ для покупателя.

Бобров Б. Ф., Соловьев В.С.

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7